Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 15:52, курсовая работа
Судебный прецедент и, как следствие, судебная практика являют собой основу для одной из наиболее распространённых правовых семей – англосаксонской. На данный момент, по мнению наших учёных-теоретиков, Россия принадлежит к так называемой континентальной, или романо-германской правовой семье. Это подразумевает использование писаных законов, и где исследуемый предмет – прецедент – не имеет такой силы как в странах англосаксонской системы права. Тем не менее, и у нас решения высшего суда федерации, Конституционного Суда, имеют руководящую силу.
Введение
1. Понятие и характеристика правового прецедента
2. Судебная практика
3. Решения Конституционного суда как источник права
Заключение
Используемая литература
1.
Правовая природа решений
Негативное правотворчество проявляется в решениях о неконституционности нормативных актов либо их отдельных положений. Признание правового предписания неконституционным влечет утрату им юридической силы (ст.79 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ). Отменяя норму права, Конституционный Суд осуществляет, по сути, правовое регулирование, создает новую норму.
Позитивная правотворческая функция связана с выработкой Судом правовых позиций. Н.В. Витрук отмечает, что в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, как правило, формулируются критерии нового законодательного регулирования, по существу, конструируются "модели" новых правовых норм. Кроме того, анализ содержания резолютивных частей его решений приводит к выводу о формировании системы прецедентов Конституционного Суда Российской Федерации. Впервые разрешив дело, характеризующееся конкретными обстоятельствами, Суд рассматривает аналогичные дела с учетом первоначального решения. Так, в определении по жалобе гражданки Березиной Л.Ю. на нарушение ее прав (со ссылкой на п.2 ч.1 ст.232 УПК РСФСР) Конституционный Суд указал, что данное положение не подлежит применению судами и иными субъектами юрисдикционной деятельности, так как содержит правовые предписания, аналогичные признанным ранее неконституционными[11].
2.
Другой источник права - постановления
пленумов Верховного и Высшего
Арбитражного Судов Российской
Федерации, содержащие
Современное понимание концепции
не предполагает "чистого" разделения
власти на законодательную, исполнительную
и судебную. На практике мы видим
активную реализацию правотворческих
функций органами государственного
управления. Принимая подзаконные нормативно-
Непоследовательным
Однако наличия такой
существенной черты, как нормативность,
для признания предписания
Однако нормативное толкование Пленума Верховного Суда Российской Федерации, являясь действенным правовым регулятором общественных отношений, все-таки обладает признаком обязательности. Так, решение судей, игнорирующих сформулированное Пленумом правило, может быть отменено вышестоящим судом, и в итоге дело должно рассматриваться в соответствии с указанием высшей судебной инстанции.
3.
Правотворческая деятельность
Негативное правотворчество выражается в компетенции судей отменять нормативные акты субъектов Федерации, противоречащие федеральным законам, Конституции Российской Федерации[14].
Позитивное - связано с принятием судебного решения по аналогии закона или на основании оценочных понятий права, содержание которых не регламентируется в источниках права. Во всех указанных случаях судья создает новую норму права, фактический прецедент для данного органа.
4.
Анализ содержания ряда
Подводя итог, хочу отметить, что имеющий определенные привлекательные черты нормативистский подход, признающий единственным источником права нормативно-правовой акт, на мой взгляд не выдерживает проверки временем. Отход от данной концепции правопонимания как единственно верного дает теоретическую возможность признать судебную деятельность источником права. Кроме того, объективные закономерности построения правового государства влекут усиление правотворческой функции судейских органов. Поэтому было бы целесообразным признать данные процессы, закрепив их в законе, в том числе:
-
официально придать решениям
Пленума Верховного Суда
-
предусмотреть возможность
- закрепить
официальный статус судебного
прецедента за решениями
3. Решения Конституционного суда
как источник права
«Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».[16]
При всем многообразии рычагов
обеспечения верховенства Конституции
РФ и федерального законодательства
особое место в этом занимают решения
Конституционного Суда РФ. Их нормативный
характер, непосредственное действие,
общеобязательность и юридическая
сила, позволяющая интерпретировать
конституционные нормы и
Почти за десятилетие функционирования
системы судебного
Весьма заметна роль актов
Конституционного Суда в содействии
развитию рыночной экономики, утверждению
экономической демократии, о чем
справедливо указывалось на V Всероссийском
съезде судей. Конституционный Суд
последовательно проводит линию
и на обеспечение единства экономического
пространства в Российской Федерации,
свободы гражданско-правового
Самую заметную, на мой взгляд, сферу деятельности Конституционного Суда можно условно обозначить как "правозащитную".
Она выражена в актах суда, являющихся результатом рассмотрения дел во всех процедурах и стадиях. Особое место, естественно, занимают результаты рассмотрения индивидуальных и коллективных жалоб граждан и их объединений. По делам, рассмотренным Конституционным Судом РФ в публичных заседаниях в 1995-2000 гг., постановления конкретного нормоконтроля составляют половину (77 дел).
За последние годы десятки
норм только УПК РСФСР признаны не
соответствующими Конституции РФ, и
в частности ее ст.123, провозгласившей
принцип осуществления
Не игнорирована Судом
другая сторона взаимоотношений
государства и личности - это ответственность
личности перед государством, которая
находит свое юридическое выражение
в исполнении прежде всего конституционно
установленных обязанностей. В ряде
постановлений Суда раскрывается содержание
и определяются гарантии правомерного
исполнения конституционной обязанности
граждан платить законно
Правовые позиции
Понятие "правовая позиция" получило свое законодательное закрепление в Законе о Конституционном Суде только в ст. 73, устанавливающей, что, если большинство судей, участвующих в заседании палаты, склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях суда, дело передается на рассмотрение пленарного заседания. Это понятие не совпадает по объему с решением Суда, поскольку в нем могут быть высказаны правовые позиции как по одной, так и по нескольким значимым проблемам. Причем выводы могут содержаться как в резолютивной части постановления, так и в мотивировочной, а также в отказных определениях и определениях о прекращении производства по делу.
В определении от 7 октября 1997 г. за N 88-О указано: "Правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части его решений, обязательны для всех государственных органов и должностных лиц". Мотивировочная часть образует неразрывное единство с резолютивной, раскрывая конституционное содержание правовой нормы и сопоставляя ее с позицией законодателя. Поскольку источником таких позиций названы вообще решения Суда, обязательные правовые позиции могут содержаться в любых его постановлениях и определениях.
В книге Г.А. Гаджиева и
С.Г. Пепеляева "Предприниматель-
Проблема применения судами общей юрисдикции правовых позиций Конституционного Суда имеет еще один аспект - необходимость надлежащего ее освещения и законодательного закрепления.
Судьям становится все
сложнее ориентироваться в
Такой подход обусловлен не
только необходимостью создания правоприменителю
более комфортных условий для
поиска данных, но и положениями
ч. 3 ст. 15 Конституции РФ об обязательности
опубликования любых