Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:44, реферат
Тема этой курсовой работы является особенно интересной, так как в ней рассматривается один наиболее важный кодифицированный сборник законов, именуемый Салической правдой. А для юриста тема должна быть интересна во много раз больше, так как она позволяет ему оценить правовую обстановку в древности и сравнить её с нынешнем временем.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА У ФРАНКОВ 3
1.1. Формирование феодального общества и государства у франков 5
1.2.Хлодвиг I 7
1.3.Государственный строй 9
1.4 Реформа Карла Мартелла 15
2.ПРАВО 16
2.1 Салическая правда 16
2.2 Право собственности 20
2.4 Семейное право 21
2.5 Наследственное право 23
2.6 Система преступлений и наказаний 24
2.7 Судоустройство 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Особый
порядок наследования существовал
применительно к феодам, которые
наследовались по принципу майората
(они переходили во владение старшего
в семье).
Салическая правда запрещала кровную месть и самосуд, заменив их штрафом. При этом следует отметить крайнюю тяжесть штрафов, непосильных для рядовых крестьян-общинников. До конца VI в в платеже штрафа должны были участвовать родственники виновного (так называемые сородичи); после отмены этого стал действовать принцип личной ответственности правонарушителя. Если виновный (и сородичи) не мог заплатить штраф, то он подвергался смертной казни.
При
определении наказания
Если
говорить о конкретных составах преступлений,
то Салическая правда (с учетом дополнений
в виде королевских капитуляриев)
предусматривает
1.
Государственная измена, оскорбление
короля, заговоры, наказание — смертная
казнь. Религиозные
2. Преступления против личности. За убийство — штраФранкское При этом Салическая правда закрепляет неравенство в системе наказаний в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего (за убийство свободного франка — 200 солидов; за убийство королевского чиновника, воина, священника — 600 солидов; за убийство епископа — 900 солидов). Самый высокий штраф в сумме 1800 солидов предсмотрен за убийство скопищем королевского служащего в его доме, а также за убийство в походе: если потерпевший состоял на королевской службе.
Весьма своеобразным являлось преступление, ответственность за которое предусматривал титул XIV § 1, прибавление 1 (колдунья, если она была уличена в том, что съела человека, приговаривалась к штрафу в 200 солидов).
В
случае нанесения тяжких телесных повреждений
предусматривались различные
3.
Преступления против
За кражу раба, упряжного животного — штраф 30 солидов. За кражу охотничей собаки — 15 солидов, пастушеской — 3 солида, молочного поросенка — 3 солида, двухгодовалой свиньи — 15 солидов.
Королевское имущество охранялось повышенным тройным штрафом.
4.
Должностные преступления. Преступления
против правосудия. Салическая правда
говорит об ответственности
5. Воинские преступления. За дезертирство — смертная казнь.
6.
Преступления против семьи и
нравственности. За изнасилование
— штраф в сумме 63 солидов;
за изнасилование «скопом»
В
заключение следует отметить, что
кроме указанных случаев
В
древнейшие времена суд у германцев
производился собранием свободных
людей округа (сотни) под председательством
выборного сотника (тунгина). Уже
при Хлодвиге главная роль в судебном
разбирательстве переходит от тунгина
к графу — королевскому чиновнику,
который выносил решения по гражданским
делам и приговоры по уголовным
делам совместно с
Решения и приговоры суда графа могли быть обжалованы в суд короля, который обычно возглавлял палатный мэр (майордом). В эпоху Каролингов королевский суд стал возглавляться дворцовым графом, хотя король мог производить суд и единолично. Юрисдикция королевского суда, в состав которого входили высшие дворцовые сановники, а также представители светской и духовной знати, была неограниченной: он мог взять к своему производству любое дело в качестве суда первой инстанции. Некоторые дела (о дворцовых служащих, высших сановниках, о государственных преступлениях) были отнесены исключительно к его ведению.
Особо
следует сказать о юрисдикции
церкви, к которой были отнесены
дела клириков. Что же касается дел
между клириками и светскими
лицами, то в эпоху Меровингов они
рассматривались смешанными судами,
составленными из представителей духовной
и светской власти. При Каролингах
указанные дела подлежали рассмотрению
смешанного суда, если светское лицо откажется
подчиниться церковной
2.8
Процесс
Порядок судопроизводства был одинаков как в рассмотрении гражданских, так и уголовных дел. Как правило, уголовное дело возбуждалось по инициативе потерпевшего, который сам должен был вызвать ответчика (или обвиняемого в совершении преступления) в суд. Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд без уважительных причин, то он наказывался штрафом в 15 солидов (титул I, § 1). Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд во второй, а затем и в третий раз, то он вызывался на суд короля, который объявлял его лишенным своего покровительства. Тогда виновный и его имущество переходили в собственность потерпевшего (или истца). И пока он не уплатит всего, что с него причитается, никто (даже его жена) не могут под угрозой наказания оказывать ему помощь.
Процесс по Салической правде был состязательным.6 Не только вызов в суд ответчика, но и отыскание украденной вещи, вызов свидетелей, соприсяжников являлось делом самого потерпевшего. Так, например, каждый имел право на преследование по следам (титул XXXII) и на розыск (титул XLVII). Суд даже в уголовных делах не собирал доказательств, а лишь наблюдал за состязанием сторон и устанавливал, кем выигран спор.
В случае признания ответчика (обвиняемого), состязания сторон не производилось и суд выносил соответствующее решение (приговор). Если обвиняемый не признавал свою вину, то различались две формы процесса в зависимости от того, был ли он пойман с поличным или же нет. Если виновный был захвачен на месте совершения преступления, то суд выносил сразу же приговор после принесения присяги потерпевшим и определенными числом свидетелей, подтверждавших факт поимки обвиняемого с поличным.
В других случаях обвиняемый был обязан представить доказательства своей невиновности. Прежде всего, суд учитывал выступления соприсяжников, говоривших о репутации обвиняемого. Число соприсяжников зависело от степени тяжести преступления (шесть, двенадцать и более). Но риск для обвиняемого заключался в том, что соприсяжники были обязаны произнести вместе с обвиняемым особую сакральную формулу без малейших ошибок: всякая ошибка влекла за собой проигрыш дела обвиняемым, исходя из того, что при судопроизводстве невидимо присутствует Бог, который не позволит выиграть дело неправой стороне.
В качестве доказательств учитывались, конечно, и свидетельские показания; в некоторых случаях прибегали к ордалиям — «суду божьему» в виде испытания раскаленным железом или котелком с кипящей водой: обвиняемый должен был взять в руку раскаленное железо или опустить руку в кипящую воду, после чего рука завязывалась. Через несколько дней суд производил осмотр: если обожженная рука заживала, то обвиняемый признавался невиновным; в противном случае он признавался виновным.
В дальнейшем был введен новый вид ордалий в виде испытания водой, при котором обвиняемый погружался со связанными руками и ногами в чан с холодной водой. Если он не погружался на дно чана, его признавали виновным, так как вода, считавшаяся чистой стихией, его отвергала.
Наконец, в качестве доказательства выступал и судебный поединок. Сторона, победившая на поединке, выигрывала дело.
В заключение следует указать, что по отношению к рабам разрешался допрос под пыткой.
Лжесвидетельство наказывалось штрафом в 15 солидов (титул XLVIII); ложное обвинение каралось штрафом, но если это происходит в отсутствие обвиняемого, то штраф был более высоким (63 солида); а если кто-либо ложно обвиняет в преступлении, за которое следует смертная казнь, виновный наказывается штрафом в 200 солидов (титул XVIII).
Исполнение судебного решения было делом выигравшей стороны (истца).
Контроль за исполнением судебных решений возлагался на графа.
Франкское государство распалось не вследствие слабости преемников Карла Великого, а вследствие целого ряда причин, действовавших со стихийной силой. У населения разных частей его было слишком мало общего. Франки, фризы, саксы, тюринги, швабы, бавары впервые под властью франкских королей соединились в одно целое с культурным населением романизированной Галлии и Италии (последняя, впрочем, недолго принадлежала к составу Франкского государства). Они не чувствовали потребности в общей политической жизни. Одного христианства, к тому же принятого некоторыми из этих народов поздно и сначала чисто внешним образом, было мало, чтобы создать прочное целое. Прилив в Галлию полудиких германцев привел к значительному понижению уровня культуры и нравственности и в прежних римских провинциях: римляне дичали от соприкосновения с германцами, а те сначала брали у высшей цивилизации лишь внешние и далеко не лучшие ее стороны, теряли первобытную простоту и дикость, не только не поднимаясь в нравственном отношении, а даже падая: стоит лишь припомнить все преступления, совершавшиеся в фамилии Меровингов, и низменные побуждения, приводившие к ним, а также тот индифферентизм, с которым даже лучшие люди (вроде Григория Турского) рассказывают обо всех этих ужасах. Римский политический и административный механизм оказался не по плечу Франкским королям; они не были в состоянии справиться с трудной задачей управления новым для них обществом в такую переходную эпоху и оказались не в состоянии даже просто сохранить то, что они нашли в Галлии. Экономические изменения, торжество натурального хозяйства, уменьшая до minimum'a экономическое общение разных частей государства, поддерживало их стремления к политической самостоятельности. Натуральное хозяйство создавало маленькие самодовлеющие мирки, стремившиеся стать государствами в государстве, что и свершилось в эпоху полного торжества феодализма. Церковь, также втянувшаяся в новые отношения, несмотря на свои централистические, объединительные тенденции, не могла стать достаточной опорой государственной власти в ее стремлении сохранить политическое единство Франкского государства. Франкское государство сыграло в истории Европы громадную роль: вводя в свой состав языческие и некультурные племена Германии, оно открывало к ним путь христианским миссионерам (св. Колумбан, св. Галл, св. Виллиброд, св. Бонифаций и др.), приобщало их к христианской и греко-римской цивилизации и содействовало развитию у германцев мысли о единстве всего культурного христианского человечества - мысли, которая позже нашла себе выражение в идее Священной римской империи. Разложение Франкское государства совершилось уже после того, как задатки нового развития были заложены у германских народов, и они получили возможность по распадении Франкского государства продолжать обособленную жизнь, не рискуя дойти до совершенного отчуждения друг от друга. Римская идея единства империи, вместе с единой христианской церковью и общим просвещением, поддерживали среди них известное единение. В этом первоначальном воспитании германских народов и заключается всемирно-историческое значение государства.