Развитие государства и права средневековой Великобританий в ХХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – рассмотреть и изучить особенности развития государства и права в Великобритании в 20 веке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности развития государственно-монополистического капитализма,

- исследовать основные аспекты эволюции партийной системы ,

- проанализировать основные изменения в государственном строе,

- осуществить анализ роли Британской колониальной империи в развитии государства и права,

- охарактеризовать правовую систему Великобритании в XX веке,

- изучить основные аспекты развития судебной системы Великобритании в XX веке.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 68.41 Кб (Скачать файл)

     Источниками уголовно-процессуального права в Англии служат, прежде всего, законодательные акты, по большей части регулирующие одновременно и вопросы судоустройства. К их числу относятся законы о Верхнем суде 1982 г., о магистратских судах 1980 г., Закон о судах графств 1984 г., о присяжных 1974 г., Закон о преследовании за преступления 1985 г., Закон об отправлении правосудия 1985 г., Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г., Закон о судах и юридических услугах 1980 г. и др.

     Прецендентное право служит тут основой толкования законодательных предложений и  устраняет пробелы в законодательстве.

     Английский  уголовный процесс строится на основе принципа состязательности: функция обвинения (возбуждение уголовного дела, собирание обвинительных доказательств, поддержка обвинения в суде); функция защиты (собирание оправдательных доказательств, защита в суде); функция суда (обеспечение соблюдения сторонами правил судебного спора, решение вопроса о виновности, определение меры наказания). В гражданском процессе суд выступает арбитром между двумя сторонами - истцом и ответчиком.

     Шотландское право включает в себя не только судебные прецеденты, но и трактаты шотландских юристов. В Шотландии действуют те акты британского парламента, которые содержат указания, что они распространяются на ее территорию, либо изданы только для Шотландии. В Шотландии не применяется институт строгой ответственности, допускается заключение брака путем религиозного обряда или гражданской регистрации, считается действительным и в результате фактического совместного проживания. Традиционно признается свобода завещания, ограниченная лишь обязательной долей для супруга и детей, составленное в письменной форме завещание, не требует присутствия свидетелей при его оформлении. Отличается классификация уголовных преступлений, виды умысла и смягчающие обстоятельства. Процесс ближе к французской системе судопроизводства. Большое место в регулировании занимают нормы шотландского прецедентного права.

     В Северной Ирландии используется не только британское законодательство, но и акты ирландского парламента, принятые до 1921г. Решения шотландских судов имеют силу лишь "убеждающего", а не "обязывающего" прецедента. В основном применяются те же акты, что для Англии и Уэльса, за исключением актов чрезвычайного законодательства. Закон "О предупреждении терроризма" (временное положение) 1989г, Закон "О Северной Ирландии" (чрезвычайные положение) 1978г.  

     2.2 Верховенство кабинета министров 

     Внутренние, глубинные изменения в государственном строе и политической системе Великобритании в XX в. затронули в первую очередь взаимоотношения высших исполнительных и законодательных органов. Усиление роли кабинета министров сопровождалось относительным падением роли парламента в области законодательства и контроля за деятельностью правительства. Прежде всего в руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. В предшествующий период акты органов исполнительной власти, издаваемые с разрешения парламента (делегированное законодательство), касались лишь второстепенных вопросов. Теперь же парламент делегировал исполнительным органам право издавать акты и по таким вопросам, которые ранее составляли исключительную прерогативу палаты общин. Так, например, в 30-х гг. правительству было предоставлено право издавать общеобязательные постановления по вопросам денежного обращения. Акты "делегированного законодательства" в сотни раз стали превосходить по численности акты парламента. Расширение сферы действия системы делегированного законодательства является закономерным, так как оно позволяет "разгрузить" парламент в условиях возрастания необходимости оперативного вмешательства государства в решение усложняющихся проблем общественной жизни. Вместе с тем оно ведет к снижению роли представительного органа в системе органов государственной власти [10, c.45].

     Более того, со времен первой мировой войны  кабинет министров Великобритании получил в свое распоряжение и  чрезвычайные полномочия. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях, который предоставил правительству право издавать от имени короля указ о чрезвычайном положении. Такой указ мог быть издан в случае, если имелась "непосредственная угроза со стороны лица или группы лиц" снабжению общества средствами жизнеобеспечения (продовольствие, транспорт, энергия и т. п.), и предусматривал возможность применения чрезвычайных мер для поддержания "нормальной жизни общества", обеспечения страны важными ресурсами и предметами первой необходимости. Парламент должен был одобрить указ о введении чрезвычайных полномочий в семидневный срок, не рассматривая конкретные способы их осуществления правительством. Закон 1920 г. был направлен главным образом против забастовок. В 1964 г. его редакция изменилась и теперь он предусматривает предоставление правительству исключительных полномочий в любых чрезвычайных условиях.

     Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано более 5 новых министерств (в том числе труда, авиации, транспорта и т. д.), а к середине 60-х гг. общее число министерств и центральных ведомств превысило 100. После того как в конце XIX в. был создан институт профессиональной гражданской службы, бюрократический аппарат стал быстро разрастаться. Число чиновников гражданской службы в период между 1914 г. и 1923 г. удвоилось, а в последующие 50 лет увеличилось в зависимости от профиля министерств в 10-20 раз. 

     В период между двумя мировыми войнами  британский кабинет окончательно стал центральным звеном британской политической системы. Актом о министрах короны 1937 г., определившим размеры жалованья высшим должностным лицам государства, впервые было законодательно (хотя и косвенно) признано существование премьер-министра и его оппонента - лидера оппозиции. Лидер оппозиции наряду с премьер-министром и другими министрами стал получать жалованье из государственной казны.

     После второй мировой войны верховенство кабинета в британской государственной  машине стало еще более очевидным. В связи с усилением власти премьер-министра система "правления кабинета" трансформировалась в систему "правления премьер-министра", так как премьер-министр без консультаций с кабинетом стал осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и пр. Свертывание коллективных форм в работе правительства привело к неофициальному образованию так называемого внутреннего кабинета, в заседаниях которого участвует лишь 4-5 наиболее доверенных главе правительства министров, а также к появлению разветвленной системы комитетов. Такие комитеты кабинета по поручению премьер-министра рассматривают основные вопросы текущей политики и могут докладывать о своих решениях исключительно премьер-министру. В период правления консервативной партии и лидерства в ней М. Тэтчер была отмечена дальнейшая централизация государственной власти, ее концентрация в руках премьер-министра, установление "президенциалистского" стиля руководства партией и государством.

     Некоторые новые черты в организации  и функционировании британского аппарата управления после второй мировой войны связаны главным образом с обострением национально-расовой проблемы.

     Усиление  националистических настроений в неанглийских регионах и успехи в 60-70-х гг. националистических партий, североирландский кризис и нарастающее воздействие этих проблем на стабильность политических институтов вызвали к жизни многочисленные проекты децентрализации управления, попытки модификации государственной машины в национальных регионах Британии.

     До  второй мировой войны лишь в Северной Ирландии, которая оставалась в составе  Соединенного Королевства после ирландской революции 1919-1923 гг., аппарат управления был организован особым образом. По Акту 1920 г. об управлении Ирландией централизованное управление провинцией из Лондона сочеталось с определенной местной автономией, существованием местного парламента и кабинета. В 50- 60-х гг. система особых звеньев местного управления национальными регионами, помимо Северной Ирландии, получила свое современное оформление. Эту систему возглавляют государственные секретари по делам Шотландии и Уэльса, являющиеся членами кабинета. Они руководят Шотландским и Валлийским ведомствами с несколькими департаментами, решающими отдельные местные вопросы (сельское хозяйство, образование и т. п.). Попытки правительства лейбористов провести в конце 70-х гг. законы о введении автономии Шотландии и Уэльса отличались противоречивым характером, вызвали раскол общественного мнения и были окончательно отвергнуты правительством консерваторов. Только с приходом к власти в 1997 г. правительства лейбористов население Шотландии и Уэльса смогло, наконец, проголосовать за создание собственных парламентов в этих регионах. Своеобразное положение занимают и ряд островов в проливе Ла-Манш, где сохраняется полуфеодальная система управления.

     Говоря  об общей тенденции усиления органов  исполнительной власти (и прежде всего лично премьер-министра), было бы неправильным утверждать, что палата общин британского парламента перестала играть сколько-нибудь заметную роль в политической жизни страны. Английский парламент обладает таким средством воздействия, как финансовый контроль над правительством, вотирование бюджета. Парламентские дебаты по поводу политики правительства широко освещаются средствами массовой информации и оказывают большое влияние на общественное мнение страны. В палате постоянно используется и такая форма контроля за деятельностью правительства, как депутатские запросы министрам. Любой правительственный законопроект проходит три чтения в палате общин, в процессе которых он тщательно анализируется в комиссиях и комитетах палаты с участием оппозиции. Только путем одобрения в парламенте важнейшие мероприятия правительства могут быть представлены как выражение "воли нации".

     Менее заметную роль в реальном осуществлении  государственной власти играют старинные британские учреждения - корона и палата лордов. Однако они остаются необходимым элементом государственного устройства и их роль нельзя свести к чисто декоративной [5, c.65].

     Корона  по-прежнему считается символом стабильности "старой, доброй Англии" и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конституции пределы власти короля четко не обозначены и определяются установившимися политическими обычаями. Хотя за британским монархом формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра, длительная политическая практика свела эти прерогативы к "праву давать советы, праву одобрять и праву предостерегать". Фактическое влияние королевского дома на государственную жизнь, тем не менее, остается  значительным. Королева, в частности, председательствует на заседаниях Тайного совета и раз в неделю выслушивает доклад премьер-министра. Утверждения о том, что королева располагает наиболее полной информацией о положении в стране, имеют под собой значительные основания. Кроме того, королева остается главой Содружества, насчитывающего около 50 стран, в основном бывших колоний Великобритании.

     Что касается палаты лордов, то, по мнению некоторых исследователей, средневековые  принципы ее формирования (около 1200 наследственных и жалованных пэров) только повышают в современных условиях функциональную роль этого учреждения, поскольку оно менее зависимо от партийной дисциплины и политической конъюнктуры.

     Приспосабливая  традиционные управленческие структуры  к потребностям современного развития, британские правящие круги все чаще прибегают к заимствованию форм и методов государственного управления в других развитых странах, прежде всего  в США и ФРГ. В результате в  государственном аппарате, как и во всей политической системе страны, наблюдается все более редкое сочетание архаичных и новейших элементов.

     В 1999 г. был восстановлен парламент  в Шотландии, полномочия которого ограничиваются рамками относительной автономии. Соответственно вопросы международной  и военной политики находятся  вне его компетенции. Но в главном  сохраняется основное направление  в развитии государственного строя  Великобритании в XX в. Оно в конечном счете сводится к усилению исполнительной власти. Основные предпосылки этого  были заложены в конце XIX в., а события XX в. способствовали реализации данного  направления. В этом плане к числу  важнейших последствий первой мировой  войны относится новое расширение законодательных полномочий и фактической  власти правительства. В 1914 г. был приостановлен  Хабеас корпус акт и принят Акт  о защите государства, законно передававший правительству на время войны  всю полноту власти. По окончании  войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству  в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после  их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания  актов, предоставляющих правительству  чрезвычайные полномочия. Так, в 1920 г. был  принят Закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный  характер, а являлся постоянно  действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества (мешают снабжению продовольствием, водой, топливом, электроэнергией). В  условиях чрезвычайного положения  правительство может применять  любые меры, необходимые для поддержания  общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание Акта позволяло  применять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый Акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание предписаний, которые правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

Информация о работе Развитие государства и права средневековой Великобританий в ХХ веке