Особенности формы Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности, как элементов системы, так и всей системы в целом (по отношению к другим системам), поэтому целью данной работы стало более углубленное изучение данного явления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________3

ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА ____________________ 4

ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

2.1 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ______________________________________7

2.2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ____ 8

ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

3.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО____________________10

3.2 ФЕДЕРАЦИЯ___________________________________11

3. 3 ОТЛИЧИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА______ 15

ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ________________ 18

4.1 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ__________________ 20

4.2 АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (ТОТАЛИТАРНЫЙ) РЕЖИМ_____________________________________________ 21

4.3 АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ______________________ 22

4.4 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_________________________ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

  В современных демократических государствах обоснованию государственной власти служит такой принцип конституционализма, как суверенитет народа и связь государственной власти с народом. Возникший в ходе демократических революций XVIII-XIX вв., он был направлен против феодального абсолютизма и приходил на смену монархическому принципу. Закрепляемый в конституциях современных демократических государств принцип конституционализма, согласно которому вся власть принадлежит народу, не означает, однако, полной неограниченности власти народа. В противоположность теории неограниченного или неконтролируемого суверенитета, которая предлагалась, например, Ж.-Ж.Руссо8 и в соответствии с которой политическая власть народа должна быть практически неконтролируемой, конституционализм основывается на ограниченном характере народовластия.

  Развивая  теорию конституционного государства, одним из первых в русской правовой мысли на это указывал Б.А. Кистяковский. Опасность формального характера неограниченного народного суверенитета видел русский мыслитель Н.А.Бердяев, который писал: “Остается неизвестным, чего захочет суверенный народ, когда все будет предоставлено его воле, какой строй жизни пожелает создать он”9.

  С другой стороны, деспотический для  прав личности характер может иметь  государство, построенное на принципе народовластия, если такое государство конституционно не ограничено. Об этом свидетельствует опыт диктатуры якобинцев в эпоху Великой французской революции или диктатуры пролетариата после Октябрьской революции. Суверенитет народа должен быть ограничен правами личности. Этот демократический принцип требует толерантности к правам меньшинства. Понимая под народом в юридическом смысле совокупность всех граждан, следует учитывать, что интересы и потребности социальных слоев различны. Поэтому политическое представительство должно отражать многообразие общественных интересов, препятствовать росту неравенства и концентрации власти в руках одной партии или узкой группы людей.

  Парадоксальность  всех теорий суверенитета отмечал К.Поппер. Отдельные разновидности теории суверенитета, согласно которым “править должен мудрейший или наилучший, или закон, или большинство”, противоречивы, т.к., например верховная воля народа может быть использована для попрания сначала законов, а потом и самой свободы10. Следовательно, принцип народного суверенитета может быть принят только с ограничениями. В то же время он должен означать решающее участие народа в создании государственных учреждений, организации и осуществлении государственной власти через институты представительной и непосредственной демократии. 
 
 

 

ГЛАВА 3.  ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 

  Форма государственного устройства - это  национальное и административно-территориальное  строение государства, соотношение  государства как целого с его  составными частями.

  В отличие от формы правления форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

  Форма государственного устройства показывает :

  • части, из которых состоит внутренняя структура государства;
  • правовое положение этих частей и взаимоотношения этих органов;
  • принципы построения взаимоотношений между центральными и местными государственными органами;

  Государственное устройство в современной теории государства разделяется на унитарное (простое) и сложное.  
 

3.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 

  Унитарное государство - это единое цельное  государственное образование, административно-территориальные  единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, подчиняются центральным органам власти, не обладают суверенными правами и признаками государственной независимости.

  Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  • предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, осуществляющие верховное руководство соответствующими органами;
  • наличие только одной общегосударственной конституции, единой системы законодательства, одного гражданства;
  • деление страны осуществляется исключительно по административно - территориальному признаку;
  • административные единицы (области, департаменты, округа, провинции, графства) не обладают государственным суверенитетом, политической самостоятельностью;
  • наличие единых вооруженных сил, командование которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

  Различия  в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах.

  В бюрократически централизованных государствах местные органы самоуправления подчиняются  назначенным центром чиновникам. При демократической форме централизации  допускается большая степень  самостоятельности выборных местных органов государственной власти в решении их региональных вопросов.

  Децентрализованным  называется государство, в котором  центральные органы государственной  власти имеют весьма ограниченные права  вмешательства в решения местных  проблем и где избираемые населением местные органы обладают значительным объемом автономии.

  К унитарным государствам относятся  такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

  Особой  разновидностью унитарных государств считаются унитарные государства  с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.

  Примерами унитарных государств с автономиями  являются Китай, имеющий в своем  составе рад автономий – Тибет, Внутреннюю Монголию, Гонконг и другие; Испания – область Басков; Украина – Крымская автономная республика.

  Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это объясняется  тем, что унитарное государство  хорошо управляемо, а унитарная форма  достаточно надежно обеспечивает государственное  единство.  
 

3.2 ФЕДЕРАЦИЯ 

  Федеративная  форма государственного устройства является еще более многоликой, чем  унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

  Так, в отличие от унитарного государства  федеративное в политико-административном отношении не представляет собой  единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно - союзное государство. Государственные  образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участи центральной власти. Но во всяком случае субъекты федерации на ряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

  В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень  штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.

  Одним из формальных признаков федерации  является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования и это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот же.

  В федеративном государстве функционирует  правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и  свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образования сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации.

  Таким образом, в пределах федерации действуют  федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а  также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних  как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.

  Субъект федерации обладает правом иметь  собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

  В федерации используется двухканальная  система налогов: федеральные и  налоги субъектов федерации. Как  правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

  Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между  союзом и субъектами федерации. От решения  этого вопроса зависит юридической  положение государственных образований  и характер тех отношений, которые  складываются между федерацией и  ее членами.

  Как правило, эти отношения в самом  основном определяются конституцией федерации  или федеративными договорами. Поэтому  в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный  принцип.

  Практика  федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:

  • принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
  • принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;
  • принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.

Информация о работе Особенности формы Российского государства