Глава государства в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 23:02, реферат

Описание работы

Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Государственное право наделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативами и привилегиями. Конкретный их набор зависит от статуса главы государства, формы правления.

Файлы: 1 файл

Глава государства.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

 

1. Глава государства в зарубежных странах

 

Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Государственное право наделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативами и привилегиями. Конкретный их набор зависит от статуса главы государства, формы правления.

Государство Судан возглавил Верховный совет. Коллегиальный орган (хунта) может стать во главе государства не только на законных основаниях, но и в силу узурпации; несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство. Так, в Сан-Марино учрежден сдвоенный институт главы государства — два равноправных капитан-регента.

Следует иметь в виду, что функции главы государства могут быть переданы его представителю — регенту или должностному лицу, действующему от имени монарха в одном из государств, входящих в унию. В странах, образующих унию с Великобританией, правомочия Короны выполняют генерал-губернаторы и лейтенант-губернаторы, назначаемые монархом по решению парламента каждого из таких государств.

Все главы государств выполняют некоторые общие функции и полномочия. Во-первых, они осуществляют представительскую функцию. Глава государства представляет свою страну в международных отношениях — назначает министров иностранных дел и дипломатов, подписывает договоры и соглашения, аккредитует зарубежных послов, объявляет войны и заключает мир либо участвует в их объявлении и заключении мира.

Выполняя представительскую функцию во внутригосударственных отношениях, глава государства использует право обращения к нации, подписывает от имени государства соглашения с субъектами федерации и другие соглашения.

Во Вьетнаме функции главы государства выполняет Государственный совет. Однако в строгом смысле, и он главой государства не является, поскольку Госсовет – это, прежде всего, постоянно действующий законодательный орган.1

В Ливии, где роль государства второстепенна, а политические решения вырабатывает и принимает особое учреждение — Революционное руководство, институт главы государства неразличим. В Ливийской Джамахирии Всеобщий народный конгресс, то есть высший представительный орган, избирает постоянно действующий Генеральный секретариат. Формируется также правительство (Высший народный комитет). Оба органа имеют своих председателей, но ни один не считается главой государства. Ливия попросту не востребовала от государства те «услуги», которые обычно оказывает народу президент. Выполнять их взялось революционное руководство, возглавляемое лидером Ливийской революции.

Конечно, действительное значение политических полномочий главы государства в основном определяет форма правления. Первое, от чего зависит характер его полномочий, — это относится ли государство к парламентской форме правления или не является таковым.

Монарх как глава государства в зарубежных странах: понятие, виды, полномочия, ответственность, системы престолонаследия.

Монарх руководит внешней политикой, принимает решения, связанные с заключением мира. Издает нормативные и иные акты, принимает политические решения Контрасигнатура (5) отсутствует либо применяется с целью возложения ответственности на членов правительства. Осуществляя контрассигнатуру, министры регулярно подтверждают свою лояльность главе государства. Отказ министра контрассигновать акт президента влечет отставку нелояльного министра.

Глава государства пользуется правом вето. В странах, где нет парламента, в использовании вето нет необходимости.

Парламент собирается «по праву», т.е. не нуждается в созыве актом главы государства. В дуалистических монархиях, республиках и особых формах правления, где сложилось политическое верховенство главы го­сударства, парламент созывается и распускается актом главы государства, который, пользуясь этим правом, способен контролировать работу парламента верховным     является главнокомандующим, назначает военного министра, осуществляет общее руководство оборонной политикой, в ряде стран непосредственно руководит военным ведомством и вооруженными силами.

Глава государства по решению правительства прокламирует чрезвычайное положение. Чрезвычайных полномочий не имеет. Глава государства издает акт о помиловании по представлению правительственных учреждений (министерства юстиции)

Итак, в парламентских формах правления глава государства оформляет политические решения, предложенные парламентом и правительством, но не принимает их самостоятельно. Вместе с тем роль главы государства не ограничена ритуалом. Те, кто делает политику, осознают, что часть его действий (проведение выборов, роспуск парламента, объявление референдума, промульгация законом и другие) нуждается в подписи главы государства. Это порою сдерживает правительство и парламентариев от явного произвола, нарушений закона.

В иных формах правления политическое значение главы государства очевидно. Оно определяется, прежде всего, тем, что монарх или президент фактически контролирует правительство, государственную администрацию.

Монарх представляет собой очень распространенную разновидность главы государства. В настоящее время в своих странах, включая государства, входящие в федеративные союзы, царствует 41 коронованная особа. Как всякий глава государства, монарх наделен формальными или действительными полномочиями политического характера. Вместе с тем его статус весьма специфичен

Обратим внимание на то, что в некоторых странах монарха считают субъектом, полностью лишенным власти. Так, японская конституция именует Императора «символом», но не главой государства. Весь суверенитет как будто принадлежит народу, а Микадо якобы «не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти» (ст.ст.1; 4). Вместе с тем при столь оригинальном подходе в определении статуса Императора за ним все же закрепили полномочия, свойственные именно главе государства: промульгация законов; созыв, роспуск парламента и объявление выборов; подтверждение полномочий членов правительства и дипломатов и другие.

Нежелание считать монарха носителем суверенитета, главой государства объяснимо. Ведь существует память о деспотических наклонностях королей, о пагубности монархии для гражданских свобод, хотя к монархам этот упрек относится не в большей мере, чем к президентам и узурпаторам. И все же, если в системе политической власти сохраняется институт монарха, то полномочия главы государства принадлежат именно ему, какими бы незначительными и символическими они ни были.

Особенности статуса монарха обнаруживаются в том, какими условиями обставлено приобретение им прав суверена (короля, императора, султана, эмира и проч.)

Как правило, монархами становятся по наследству. Но не станем считать это правило вечным и не знающим исключений. Монархи восходили на трон также и в силу признания их суверенных прав — вследствие брака с главой династии, учреждения новой династии, избрания монарха. Признание лица монархом, равно как и наследование, подтверждает его собственные суверенные права и не влечет возникновения отношений ответственности за осуществление монархической власти.

Наследование обычно совершается по закону (органический закон «Об императорской фамилии» в Японии; раздел II Конституции Испании), а не по завещанию. Иногда завещание играет некоторую роль в престолонаследовании, но имеет не основное, а вспомогательное значение. Например, в Бельгии король может назначить себе преемника, но при условии, если отсутствует законный наследник.

В исламских монархиях наследование трона совершается также по закону. Однако монархический клан часто отходит от установленных условий и принимает произвольные (целесообразные) решения о замещении трона, сообразуясь с желаниями прежнего монарха. Согласно конституционной поправки 1965 г., король Иордании вправе назначить себе наследника из числа своих братьев. В Китае назначение императоров из числа членов династии было обычным явлением.2

Назначение преемников, а также выборы главы государства «не соответствуют самому существу монархического устройства» по той причине, что если лицо назначается или избирается, его «самостоятельность и безответственность делаются по необходимости фиктивными».

Наследование по завещанию и особенно выборность ставят под сомнение смысл монархии. Неопределенность в престолонаследовании провоцирует совершенно недопустимую партийную борьбу за трон. Те, кто продвигают к трону «своих» монархов, помогают им надеть «корону», впоследствии требуют от главы государства платы за оказанные услуги. Вместо главы государства, объединяющего своей властью народ, монарх может стать одновременно безответственным и пристрастным, не имеющим политической независимости агентом партий, кланов. Отсутствие законного начала в наследовании трона, порождаемое выборностью и правом завещания, явно не способствует стабильности династий и монархического строя.

В целом же роль завещания юридически ничтожна. Даже отречение от престола обычно не дает монарху права распорядиться троном и назначить себе преемника. Монарх отрекается от трона только за себя. Если он отрекается в пользу конкретного лица, то тем самым монарх нарушает закон и права законных наследников.

Ограничения в распоряжении троном вводят престолонаследование в предсказуемые рамки, сокращают вероятность злоупотребления прерогативами монарха. Они лишают юридических перспектив и делают бесполезным вымогательство отречения в пользу той или иной персоны.

Только в отсутствие законных наследников судьбой трона распоряжаются субъекты, обладающие учредительными полномочиями. По Конституции Испании Генеральные кортесы принимают решение о замещении трона. Пресечение династии может повлечь не только учреждение новой династии, но также из­менение формы правления — замену монархии республикой.

Право престолонаследования содержит условия, которым должен соответствовать любой претендент, а также очередность в замещении трона. Основными и самыми распространенными условиями престолонаследования являются следующие: кровное родство с монархом-наследодателем. Это условие исключает из числа наследников супругов монарха. Оно распространяется и на тот случай, когда у монарха есть усыновленные, не находящиеся в кровном родстве дети. Усыновление — маловероятный для монарха поступок. Столь же маловероятны притязания пасынка на монархические права. Однако этого нельзя исключать. К примеру, в англосаксонском эпосе заступление усыновленного лица в права конунга (правителя, сочетающего признаки вождя и короля) воспринималось как нечто естественное; религиозный ценз. Наследник должен исповедовать надлежащую веру. Это связано с тем, что обычно традиция обожествляет власть монарха, рассматривает ее как богоданную, священную. Религиозный аргумент является одним из сильнейших морально-политических оправданий власти суверенитета. Если британская Корона является главой Англиканской церкви, то можно ли представить себе атеиста или католика на британском троне? В Малайзии, Марокко, Саудовской Аравии и многих других исламских странах король является религиозным главой. Государство может существовать без парламента, и даже без президента или монарха. Но без юрисдикции, которой занят суд, и администрации, выполняемой органами управления, государство утратило бы всякий смысл. Правительство — это высший политический орган, без которого ни одно государство обойтись еще не смогло.

 

1.1. Статус Монаха

 

Монарх представляет собой очень распространенную разновидность главы государства. В настоящее время в своих странах, включая государства, входящие в федеративные союзы, царствует 41 коронованная особа. Как всякий глава государства, монарх наделен формальными или действительными полномочиями политического характера. Вместе с тем его статус весьма специфичен.

Обратим внимание на то, что в некоторых странах монарха считают субъектом, полностью лишенным власти. Так, японская конституция именует Императора "символом", но не главой государства. Весь суверенитет как будто принадлежит народу, а Микадо якобы "не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти". Вместе с тем при столь оригинальном подходе в определении статуса Императора за ним все же закрепили полномочия, свойственные именно главе государства: промульгация законов; созыв, роспуск парламента и объявление выборов; подтверждение полномочий членов правительства и дипломатов и другие.

Нежелание считать монарха носителем суверенитета, главой государства объяснимо. Ведь существует память о деспотических наклонностях королей, о пагубности монархии для гражданских свобод, хотя к монархам этот упрек относится не в большей мере, чем к президентам и узурпаторам. И все же, если в системе политической власти сохраняется институт монарха, то полномочия главы государства принадлежат именно ему, какими бы незначительными и символическими они ни были.

Как правило, монархами становятся по наследству. Но не станем считать это правило вечным и не знающим исключений. Монархи восходили на трон также и в силу признания их суверенных прав — вследствие брака с главой династии, учреждения новой династии, избрания монарха. Признание лица монархом, равно как и наследование, подтверждает его собственные суверенные права и не влечет возникновения отношений ответственности за осуществление монархической власти.

В исламских монархиях наследование трона совершается также по закону. Однако монархический клан часто отходит от установленных условий и принимает произвольные (целесообразные) решения о замещении трона, сообразуясь с желаниями прежнего монарха. Согласно конституционной поправки 1965 г., король Иордании вправе назначить себе наследника из числа своих братьев3. В Китае назначение императоров из числа членов династии было обычным явлением.

Назначение преемников, а также выборы главы государства "не соответствуют самому существу монархического устройства" по той причине, что если лицо назначается или избирается, его "самостоятельность и безответственность делаются по необходимости фиктивными"4.

Информация о работе Глава государства в зарубежных странах