Французская буржуазная революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2009 в 18:43, Не определен

Описание работы

Французская революция 1789 – 1794 гг. и становление конституционного строя

Файлы: 1 файл

бурж.франция.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

          В дальнейшем происходит процесс коренной организации армии, что повлекло последовательную её демократизацию. (В основном это происходило на 3 этапе революции, в период правления  якобинцев).

          Так, 24 февраля 1793 г. Конвент принял декрет об «амальгаме». В ходе войны стало очевидным неудобство существование 2-х армий - регулярной и добровольческой. Они выполняли одну и ту же задачу, но в них была различная дисциплина, различные сроки службы (добровольцы служили не более 1 года, солдаты от 8 до 10-12 лет), различное жалование (у волонтёров выше, чем у солдат), различный порядок формирования офицерского корпуса (в регулярной армии офицеры назначались, в добровольческой - избирались). Отсюда, наметился совершенно не желательный для интересов революции антагонизм между солдатами и волонтёрами. Наконец, отсутствие свежих элементов в регулярной армии превращало её в замкнутую военную касту.

          Ввиду этого было решено реорганизовать армию и провести амальгаму: каждые два добровольческих батальона и один линейный сводились в одну полубригаду. При этом речь шла не о слиянии добровольческих батальонов с линейными войсками и не о растворении их, а как раз наоборот - о распространении принципов добровольческой армии на всю армию в целом.

          Командный состав в  амальгамированной армии оставался  на своих местах при слиянии. Однако в случае открытия вакансий, была установлена  двоякого рода система.  Для низшего  офицерства одна  треть должностей замещалась по старшинству, две трети - по выборам. Что касается бригадных командиров, командиров дивизий, Главнокомандующего армией, то на 13  эти должности замещались по старшинству, а на 23 - по назначению военного комиссара или исполнительного Совета (впоследствии - Комитета общественного Спасения).

          Таким образом, начиная с конца  второго этапа революции, начала  создаваться качественно новая  революционная армия. Дальнейший  процесс реорганизации Вооруженных  Сил революционной Франции был  связан с деятельностью  якобинцев, о чем мы уже говорили выше.

    Обновление  командного состава. В ходе революции происходила массовая эмиграция из армии офицер-дворян. Часть офицеров становилась контрреволюционной силой. Поэтому уже декреты от 29 декабря 1792 г. и 30 апреля 1793 г. предусматривали проведение массовой чистки штабов и воинских частей.

    В августе – сентябре 1793 г. чистка командного состава пошла усиленными темпами: дворяне сами спешили уйти из армии, считая себя слишком на подозрении.

    Генералов, неспособных или подозрительных по своим политическим взглядам перемещали, а заподозренных в измене – гильотинировали.

    На  смену офицерам из дворян пришли молодые  люди, главным образом, из среды волонтёров. Храбрые молодые офицеры, честно служившие революции, быстро делали карьеру. Во главе армий стали блестящие революционные генералы: Гош, Журдан, Клебер, Марсо, Пишегрю и другие.

    Военно  – судебные  органы  в  армии. Закон 12 мая 1793 г. уничтожил трибуналы исправительной полиции, учреждённые Законодательным собранием и действовавшие без участия присяжных. Вместо этих трибуналов Конвент создал постоянные уголовные трибуналы. Вместо «следственного жюри», т.е. коллегии, решавшей вопрос о передаче дела в уголовный трибунал, вводились трое судей и военный прокурор по назначению Исполнительного Совета. Члены суда назначались не из состава армии. Коллегия же, решавшая вопрос о виновности подсудного, наоборот, должна была состоять из военнослужащих.

    Декрет  от 24 января 1794 г. несколько видоизменил  закон от 12 мая 1793 г. В армии устанавливалась  троякого рода юрисдикция. Во-первых, вводились дисциплинарные советы, ведавшие маловажными проступками, связанными с нарушением дисциплина. Во-вторых, были созданы суды исправительной полиции, состоявшие из трёх лиц: председателя (чиновника исправительной полиции), военнослужащего того же чина, что и обвиняемый и гражданина по назначению президиума местного муниципалитета. Наконец, утверждались военно-уголовные суды (по одному на каждую армию). Здесь в состав судей входили военный обвинитель и его товарищи из числа лиц, назначаемых Конвентом по представлению Комитета общественного спасения. При этом в военно-уголовных судах было жюри из присяжных (5 военнослужащих и 4 штатских из местных жителей, назначенных муниципалитетом). Генералы обычно предавались суду Революционного трибунала.

    В вооружённых сила была «железная» дисциплина, чему в немалой степени способствовала система наказаний за совершённые  преступления.

    За  дезертирство военнослужащему назначалось  наказание в виде 5 лет заключения в тюрьме в кандалах. Если дезертир уносил с собой оружие, то наказание увеличивалось до 10 лет, если дезертирство сопровождалось воровством – до 15 лет. Наконец, если дезертирство совершалось на виду неприятеля, виновному грозила смертная казнь, как за измену.

    За  неисполнение приказа командира военнослужащий разжаловался и заключался в тюрьму на срок 1 год.

    В случае угрозы начальнику виновный разжаловался и помещался в тюрьму на срок до 2-х лет. Если угроза имела место  в боевой обстановке военнослужащий подвергался смертной казни.

    Смертной  казни подвергались также военнослужащие, применившие насилие над начальником. Насилие начальника над подчинённым  каралось 3-х летним тюремным заключением.

    За  грабёж, трусость, мародёрство, распространение  паники командование и комиссары  могли расстреливать солдат на месте.

    Например, в Рейнской армии, где комиссаром был друг Робеспьера Сен-Жюст, солдат расстреливали за самовольную отлучку  в город.

    Вожаки  мятежных сборищ карались смертной казнью, а им соучастники – до 10 лет  тюремного заключения в кандалах.

    За  кражу частного или казённого  имущества предусматривалось тюремное заключение на срок от 3 до 6 месяцев.

    Политическое  воспитание в армии. Большое значение якобинцы придавали политическому воспитанию в армии. Офицерам прививалась мысль, что они равны с солдатами. Высшая слава генералов и офицеров состоит в том – внушалось им,  что нация доверила им солдат, а вместе с тем и участь Родины.

    Солдатам  прививались скромность, нечестолюбие, удовлетворение от сознания того, что  они получили от своей родины поручение стать на её защиту.

    Среди солдат и офицеров проводилась систематическая  политическая работа. Солдат знакомили  с дебатами, происходившими в Конвенте; по частям рассылались воззвания  якобинского клуба, политические бюллетени  и инструкции. Политическую пропаганду вели комиссары при армиях, а также гражданские клубы, существовавшие в местах дислокации армии.

    После событий 31 мая – 2 июня Конвент принял решение о распространении в  армии газеты, на что в распоряжение военного министра Бушотта были выделены специальные средства. Была основана специальная газета для солдат, которую последние читали с большим удовлетворением.

    Конечно, лучше всякой агитации и пропаганды была социально-экономическая политика Конвента. Революционная армия, состоявшая в большинстве своём из крестьян, ремесленников, пролетарских элементов могла спокойно отражать нападение врагов республики лишь в том случае, если была уверена, что якобинская республика стоит на страже её интересов.

    Якобинцы  осуществили довольно широкие социально-экономические преобразования в интересах народных масс. Эти преобразования хорошо изложены в учебнике, поэтому на этом вопросе нет необходимости останавливаться.

    Политическая  работа, проводившаяся в армии, поднимала  революционный дух солдат, внушало  им мужество и настойчивость в борьбе с врагами.

    ВЫВОДЫ: На основании изложенного видно, что якобинцы провели огромную работу по укреплению вооружённых сил. Это  привело к тому, что в конце  концов во Франции было установлено  единство между революционным правительством и вооружёнными силами. Именно в период якобинской диктатуры вооружённые силы стали «опорой революционного правительства». Якобинцы блестяще решили важную задачу революционной стратегии, вовлекли армию в революцию и превратили её в опору революционного правительства. 
 
 

       

        

Информация о работе Французская буржуазная революция