Французская буржуазная революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2009 в 18:43, Не определен

Описание работы

Французская революция 1789 – 1794 гг. и становление конституционного строя

Файлы: 1 файл

бурж.франция.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

          Переход власти к  якобинцам означал, что народ  сделал ещё одно усилие, чтобы добиться осуществления своих требований, и что революция поднялась на более высокую ступень в своём развитии. За якобинцами стоял широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли т.н.  монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон, Марат и др.), речи и действия которых отражали прежде всего господствовавшие бунтарские настроения масс. Якобинцы не проявляли большой щепетильности в выборе средств борьбы со своими политическими противниками. Наиболее показательным примером являлось их аграрное законодательство.  Сразу же по приходу к власти с целью закрепить свой политический союз с народными массами якобинцы издали ряд декретов, которые предоставляли крестьянам в пользование землю и ликвидировали все феодальные права. Это декрет от 3 июня 1793 г. «О разделе национальных владений в общинах, не имеющих общинных земель» и от 17 июля «Об окончательном упразднении феодальных прав». Для закрепления принципов нового гражданского общества Конвент декретом от 7 сентября 1793 г. постановил, “ни один француз не может пользоваться феодальными правами в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства”.

    Связь якобинцев с городскими низами неоднократно вынуждала их отступать от принципа свободы торговли и неприкосновенности частной собственности. В июле 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793 г. декретом о максимуме устанавливались твердые цены на продовольствие.

          За время правления  якобинцев были изданы два важнейших  документа «Декларация прав человека и гражданина 1793 г.» и «Конституция 1793 г.»

          «Декларация» 1793 г. в отличие от «Декларации» 1789 г. была более демократична и революционна. Своей теоретической основой она имела учение Ж. Ж.Руссо о суверенитете народа. Отражая республиканские устремления её авторов, Декларация запрещала монархию под страхом смертной казни. «Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами», - говорилось в ней.

          Только народу предоставлялось  право пересмотра и изменения  конституции. Декларация закрепила  право народа на восстание в случае, если правительство нарушает права  народа. Это право народа на революцию характеризует революционный характер якобинской демократии.

          В этом документе  декларировался также широкий круг демократических прав и свобод, обязанность  общества обеспечивать средствами существование  лиц, неспособных к труду, и другие обязанности общества.

          Вместе с тем, Декларация провозглашала незыблемость частной  собственности на средства производства, что отражало её классовую ограниченность.

    «Декларация прав человека и гражданина» легла  в основу якобинской Конституции того же года, в соответствии с которой, Франция объявлялась республикой. Конституция отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое.                  

    Верховным органом законодательной  власти объявляется Законодательный корпус (Национальное собрание) избираемый на 1 год мог лишь предлагать законы. Законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если в течении 40 дней после рассылки его в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект.

      Исполнительная власть была в руках исполнительного Совета состоящего из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.  Все органы, от центральных до местных, становились выборными.

    Избирательное право носило несравненно более  демократический характер, чем по Конституции 1791г. (упразднено деление  граждан на активных и пассивных,   снижен возрастной ценз с 25 лет до 21г., снижен ценз оседлости, имущественный ценз и т.п.).

    Значительно расширился в конституции раздел о гражданских правах и свободах (по ст. 122 каждому французу гарантировалось  всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества и др.).

    Резкое  ухудшение внешней и внутренней обстановки вынудило Конвент отсрочить  введение в действие Конституции 1793г., а контрреволюционный переворот 1794г. привел к тому, что она осталась лишь памятником права, никогда не действовавшим.

    Организация революционной власти. Как выше было подчеркнуто, приход к власти якобинцев совпал с резким ухудшением внешней и внутренней обстановки. На фронтах республиканские армии вследствие предательства ряда офицеров терпели одно поражение за другим, и возникла реальная угроза неприятельского вторжения в центральные департаменты страны. По всюду следовали контрреволюционные заговоры, местами были охвачены целые районы. В стране царил экономический и продовольственный кризис, везде свирепствовал голод.

    В этих условиях для спасения революции  якобинцы создали особую систему государственных органов в центре и на местах, представлявших собой временное революционное правительство.

    Рассмотрим  структуру временного революционного правительства как механизма  революционно - демократической диктатуры  якобинцев.

    Высшим  законодательным  органом республики и одновременно верховным исполнительным органом являлся Национальный конвент. За ним признавалось право на принятие и толкование декретов.

    Исполнительную  власть Конвент осуществлял через ряд комитетов и комиссий.

    Правительственную власть в системе революционной диктатуры якобинцев осуществлял Комитет общественного спасения,  который наблюдал за деятельностью всех органов исполнительной власти, осуществлял мероприятия по обороне страны, ведал вопросами дипломатических сношений с иностранными государствами и другими вопросами в этой области, а так же выполнял некоторые другие функции исполнительной власти. В частности, он осуществлял контроль за деятельностью 12 исполнительных комиссий, созданных по отраслям управления. Во главе комитета стоят М. Робеспьер, а в состав вошли Сен-Жюст, Кутон. Комитет сначала ежедневно, а с декабря 1793 г. ежемесячно представлял отчеты о своей работе в Национальный конвент.

    Следующим органом революционного правительства  являлся Комитет общественной безопасности, созданный в октябре 1792 г. Это был орган революционного террора, осуществлявший борьбу с контрреволюцией. Он преследовал лиц, заподозренных в антигосударственной деятельности, мог производить аресты и предавать суду Революционного трибунала. Свою деятельность Комитет общественной безопасности осуществлял в соответствии с «Декретом о подозрительных» от 17 сентября 1793 г. и др. актами. Он не был подчинен Комитету общественного спасения и должен был ежемесячно представлять свои отчеты непосредственно в Конвент.

    Особое  место в системе органов якобинской диктатуры занимал Чрезвычайный уголовный трибунал, созданный Декретом Конвента 10 марта 1793 г. Созданный для борьбы с контрреволюцией, осенью 1793 он был переименован в Революционный трибунал.

    Подсудность Чрезвычайного Уголовного трибунала  была широкой и охватывала все  преступления контрреволюционного  характера, независимо от того, кто их совершал - должностные лица или частные граждане, военнослужащие или гражданские чиновники.

    Трибунал  состоял из постоянных судей и  временных судей-присяжных заседателей. Судьи и заседатели избирались Конвентом  из граждан Парижа и близлежащих департаментов. В состав трибунала организационно входили общественный обвинитель и два его помощника, назначаемые Конвентом.

    Процедура рассмотрения дел  в Уголовном трибунале:

    Председатель  трибунала или один из судей в  присутствии общественного обвинителя допрашивали обвиняемого и при наличии в его действиях вины составлялось обвинительное заключение. За отсутствием достаточных оснований дело могло быть прекращено. На этом предварительное следствие заканчивалось.

    Непосредственно судебное заседание начиналось с оглашения обвинительного заключения. После этого допрашивались свидетели и составлялись вопросы для присяжных. Председатель резюмировал существо обвинения, и присяжные удалялись на совещание для вынесения вердикта. После совещания каждый из присяжных оглашал перед судом своё мнение, затем председатель объявлял вердикт лицу, которому предъявлялось обвинение.

    В случае вынесения вердикта о невиновности, обвиняемый немедленно освобождался. В противном случае судьи тут  же высказывали своё мнение о наказании, после чего писался приговор, где указывалось о немедленном (в 24-х часовой срок) приведении его в исполнение.

    Все заседания трибунала  были публичными, обвиняемый пользовался правом на отвод заседателей, на выбор защитника. Однако решения трибунала обжалованию не подлежали.

    В сентябре - октябре 1793 г. был издан ряд  декретов, направленных на реорганизацию трибунала. Упрощалось судопроизводство, расширялись его функции, увеличилось число судей и присяжных заседателей. Все эти меры были направлены на то, чтобы освободить его от излишних формальностей, давлевших на него. С этого времени начался период наиболее усиленной и решительной его деятельности. До июня 1793 г., т.е. до издания закона о реорганизации трибунала, через него прошли все крупные дела. Это дела жирондистов, королевы Марии Антуанетты, герцога Орлеанского, Елизаветы - сестры Людовика, Мануэля - бывшего прокурора Коммуны и другие.

    10 июня 1794 г. декретом  Конвента “О врагах народа” была произведена новая реорганизация Трибунала, придавшая ему необходимую гибкость и должную решительность при рассмотрении дел и назначении наказания в борьбе с врагами революции, но вместе с тем упразднены элементарные демократические основы судопроизводства.

    Отменялось  предварительное следствие по делам, рассматриваемым им; обвиняемый теперь допрашивался только во время судебного заседания; виновные не стали пользоваться услугами защитников; ограничивался вызов в суд свидетелей: они вызывались лишь в том случае, если у суда не было других каких-либо доказательств.

    В соответствии с законом, Революционному трибуналу были подсудны дела «врагов  народа». В декрете перечислялись  лица, которых относили к врагам народа. Это контрреволюционеры, изменники, спекулянты, саботажники, проститутки  и некоторые другие.

    Было  установлено, что  наказанием за преступления, подлежащие ведению  Революционного трибунала, является смертная казнь.

    Закон устанавливал, что руководством для  произнесения приговора служит совесть  присяжных, поддержанных любовью к  Родине. Это значит, что для обвинительного вердикта присяжных достаточно было их убеждения в виновности лица, которое предавалось суду.

    Анализ  судебной практики трибунала свидетельствует  о том, что по мере усиления контрреволюции и спекуляции усиливалась его  репрессия. Это выражалось в довольно частом применении смертной казни Революционным трибуналом. Такая практика вытекала из ст. 7 Декрета от 10 июня 1794 г. Как гласила эта статья, приговор мог означать только одно: или полное оправдание, или смертная казнь на гильотине. Не исключались, конечно, даже в самые острые моменты ожесточённой борьбы применение трибуналом и других мер наказания. Интересны такие данные. Всего за 15 месяцев своей деятельности Революционный трибунал рассмотрел дела о 3918 подсудимых, из которых было казнено 2595 человек, оправдано - 1129 человек, остальные приговорены к разным наказаниям.

    Государственное управление на местах. Существенные изменения произошли в системе государственного управления на местах. Была проведена большая работа по очищению муниципалитетов от засевших там контрреволюционных элементов.

    Наряду  с выборными муниципалитетами огромную роль в укреплении революционной власти в стране играли революционные комитеты, якобинские клубы, комиссары Конвента.

    Революционные комитеты, созданные в соответствии с мартовским 1793 г. Декретом Конвента, как органа власти на местах, осуществляли свои полномочия наряду с муниципалитетами. Они избирались населением в каждой городской коммуне и являлись проводниками в жизнь революционных законов. В частности, они осуществляли постоянное наблюдение за врагами революции и подозрительными лицами, составляли списки на них, отдавали приказы об арестах.

Информация о работе Французская буржуазная революция