Древняя Москва, XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях, XIV - XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:56, научная работа

Описание работы

Тихомиров Михаил Николаевич - советский историк, академик АН СССР (1953; член-корреспондент 1946). После окончания в 1917 историко-филологического факультета Московского университета на музейной, библиотечной и преподавательской работе; с 1934 на историческом факультете МГУ и в др. вузах. С 1935 в институте истории, а затем институте славяноведения АН СССР.

Файлы: 1 файл

монографиятт.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования 
«Российская таможенная академия» 
 
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал 
Российской таможенной академии 

                                     Кафедра гуманитарных дисциплин 
       Дисциплина:«История таможенного дела и таможенной политики».

 
                                Рецензия на монографию
Тихомирова М.Н.:

«Древняя Москва, XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях, XIV - XV вв.»

 

 
Выполнил студент 1 курса 
Очной формы обучения 
Факультета таможенного дела

1115 группы 
Смагин Александр 
 
Проверил: Соломеин 
Аркадий Юрьевич 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Об авторе: 

Тихомиров Михаил Николаевич - советский историк, академик АН СССР (1953; член-корреспондент 1946). После окончания в 1917 историко-филологического факультета Московского университета на музейной, библиотечной и преподавательской работе; с 1934 на историческом факультете МГУ и в др. вузах. С 1935 в институте истории, а затем институте славяноведения АН СССР. В 1953—57 академик-секретарь Отделения исторических наук АН СССР; с 1956 председатель Археографической комиссии. Основные труды по истории России и народов СССР, а также истории Византии, Сербии, общеславянским проблемам, источниковедению, археографии, историографии. Обобщающий труд «Россия в XVI столетии» (1962) — фундаментальный вклад в историческую географию. Ряд работ посвящен экономическим, политическим и культурным связям народов СССР. В монографиях и статьях Тихомирова отражены темы социально-экономической, политической и культурной истории древнерусского города, народных движений в России 11—17 вв., истории государственных учреждений феодальной России, земских соборов 16—17 вв., приказного делопроизводства. Т. был одним из ведущих специалистов в области палеографии и вспомогательных исторических дисциплин. Исследования и публикации письменных памятников проводились Т. на широком историческом и филологическом фоне. В работе, посвященной Русской правде, осветил и по-новому решил важнейшие проблемы, связанные с созданием памятника. Т. принадлежит заслуга возрождения публикации серии «Полное собрание русских летописей»; им опубликованы «Соборное уложение 1649 г.» (1961), «Мерило праведное» (1961) и др. Был руководителем советских археографов по разысканию и описанию неизвестных рукописей; под его руководством начато создание сводного каталога уникальных рукописей, хранящихся в СССР. Рукописи, собранные лично Т., были переданы им Сибирскому отделению АН СССР. С 1959 Т. действительный член Польской АН. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.                                                             

      В первой главе автор говорит о начальной истории Москвы.

      Археологические исследования установили, что территория Москвы была заселена с древнейших времен, хотя на страницах письменных источников Москва появляется очень поздно, только в середине XII в. Во всяком случае, несомненно, что к середине XII в. территория Москвы была не только заселена, но и вступила в торговый обмен с соседними волжскими областями. Таким образом, уже в середине IX в., за два столетия до первого упоминания о Москве в летописях, территория Москвы в разных частях была, несомненно, населена и даже в какой-то мере связана с отдаленными странами Востока. Это раннее заселение связанно с тем, что район Москвы представлял собой значительные удобства для поселенцев. Неизвестно, какой народ населял в древности московскую территорию, но в исторические времена она была уже заселена славянами. Автор показал нам и то обстоятельство, что большая часть значительных притоков Москвы-реки имеет звучные, но малопонятные для нас названия, тогда как маленькие речки обычно прозываются русскими или славянскими именами. Так, в Москву-реку справа впадают притоки с названиями: Химка (19 км), Ходынка (4 км), Пресня с Бубной, Сара; Яуза принимает приток Ичку (6 км) и ручей Чечеру. Это говорит нам о том, что район Москвы, скорее всего, был населен гуще, чем прилегающие к нему местности.

      В районе позднейшей Москвы столкнулись два колонизационных славянских потока, шедших с севера и юга, вернее, с северо-запада и с юго-запада. С северо-запада шли кривичи и ильменские славяне, с юга - вятичи. В позднейшее время, в начале XIV в., мы узнаем, что волости, лежавшие к югу от Москвы, были рязанскими. Вятичи пришли в бассейн Москвы-реки с юга и встретились здесь с кривичами. Встреча в Москве произошла в пяток на Похвалу Богородицы начавшегося 1147 г. Была ли Москва в это время уже городом или нет, автор сказать совершенно определённо не может, но есть кое-какие данные, которые склоняют нас к мысли, что она уже сделалась городом в древнерусском смысле этого слова, то есть была обнесена укреплениями.

      Мы видели, что Москва была городом вятичей. Между тем в первом летописном известии 1147 г. Москва оказывается городом, принадлежавшим не черниговским, а ростово-суздальским князьям. Предания о Кучке дошли до нас в двух поздних повестях или сказаниях о начале Москвы. По словам повести, на берегах Москвы когда-то стояли «...сёла красны хороши» боярина Кучки и его двух сыновей-красавцев, «...и не было столь хороших во всей Руской земле». Древнейшие летописи ничего не знают о боярине или тысяцком Кучке, но его дети Кучковичи и Петр, «зять Кучков»,- лица исторические. Имя Кучки осталось не только в легендах, но и в названиях местностей.

      О Юрии Долгоруком как основателе городка в Москве сообщается в так называемой Тверской летописи, где читаем, что в 1156 г. «...князь великий Юрий Володимерич заложи Москву на устий же Неглинны, выше реки Яузы». Нетрудно заметить и некоторое общее направление строительной деятельности Юрия Долгорукого - его стремление закрепить важные стратегические и торговые пункты.

      Со смертью Всеволода Большое Гнездо распалось единство Владимиро-Суздальской земли. Сыновья Всеволода разделили между собой отцовские земли. Еще яснее и выразительнее выступает перед нами значение Москвы как крупного населенного пункта в известиях о разорении ее татарами. Татары подъехали к воротам и показали пленного князя Владимира. Они явно били на эффект и гордились взятием крепкой Москвы. Известие о разорении Москвы татарами дает нам еще одну любопытную деталь, указывающую на тесную связь Москвы с владимирскими князьями. Близость Москвы к Владимиру объясняет нам попытку нового московского князя Михаила. Кратковременное княжение Михаила в Москве бросает особый свет на положение этого города среди других русских городов середины XIII в.

      После сообщения о смерти Михаила Хоробрита известия о Москве надолго пропадают со страниц летописи, появляясь вновь только под 1282 г. в связи с рассказом о смутах между великим князем Дмитрием Александровичем и его братом Андреем. Во главе москвичей стоял младший из сыновей Александра Невского князь Даниил. Поскольку мы знаем, что Даниил умер в 1303 г., началом его московского княжения надо положить 1292 г. Даниил сделался московским князем в 1282 г.

      Новое известие о Данииле и о Москве прочтем в летописи только под 1293 г. В 1297 г. на княжеском съезде во Владимире в присутствии ханского посла Даниил выступал совместно с тверским князем Михаилом Ярославичем и переславским князем Иваном Дмитриевичем. В 1301 г. князья вновь собрались на съезд в Дмитрове.

      Вторая глава монографии посвящена московским князьям.

      Даниил Александрович умер рано, всего 40 с лишним лет от роду. У Даниила было пять сыновей: Юрий, Александр, Борис, Иван, Афанасий. Юрий Данилович был еще молодым, когда сделался московским князем. Ему исполнилось только 22 года. Юрий Данилович решил во что бы то ни стало удержать Переславль за собой. Главная цель, которой добивался Юрий, было великое княжение. В борьбе с Тверью московский князь опирался на золотоордынскую помощь. Сношения московского князя с Новгородом начались очень рано. Смерть Юрия в Орде (1325 г.) закончила длительный период борьбы за великое княжение. Оно ненадолго перешло к тверскому князю Александру Михайловичу.

      Имя Ивана Даниловича Калиты навеки осталось в памяти москвичей как имя князя-строителя, который первым украсил и расширил Москву. Как часто изображали Ивана Калиту в виде умного, но расчетливого и скупого домохозяина. Княжение Ивана Калиты отличалось одной особенностью, драгоценной для москвичей. Он считается главным вдохновителем разгрома Твери, защищавшей права и достоинство русских людей против татарских насильников. По отношению к Орде московский князь вел традиционную политику отца и деда. Иван Данилович считал себя уже не только московским, но и великим князем «всея Руси».Калита заложил основы могущества Москвы. При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли. Москва получила неоспоримые преимущества перед всеми другими городами, и московская епархия поднялась неизмеримо выше всех остальных. Утверждение митрополичьего престола в Москве было ударом по тверским князьям, претендовавшим на первенствующую роль среди русских князей. Поддержка церкви обеспечила московскому князю преобладание над другими русскими князьями. Иван Данилович Калита умер 31 марта 1340 г. и на следующий день был погребен в Архангельском соборе. У Калиты было три сына (Симеон, Иван, Андрей) и две дочери (Марья и Федосья). Старший из Калитина потомства, Симеон, сделался самостоятельным князем в самую цветущую пору жизни. В начале мая 1340 г. Симеон Иванович поехал в Орду вместе с братьями и вернулся осенью с ярлыком на великое княжение «...и вси князи Русстии даны под руце его». Симеон Иванович с самого начала своего княжения держался властно.

      На печатях Симеона Гордого впервые читаем: «Печать князя великого Семенова всея Руси», тогда как отец его Иван Калита называл себя на печатях только великим князем.

1353 год был  страшным и сопровождался смертоносной  эпидемией в Москве. Симеон Иванович  при жизни имел большое потомство:  двух сыновей и дочь от первой  жены, четырех сыновей от

третьей. Завещание Симеона Ивановича осталось невыполненным, и московская отчина перешла его брату Ивану Ивановичу, прозванному Красным. Все заметили слабость нового московского правителя. Но Московское княжество окрепло, и судьба его уже не зависела от личных способностей великих князей.

При Иване Калите и его преемниках Москва стала  менять свой облик. При Калите начал  складываться облик Московского  Кремля как центра гражданской и  церковной жизни всех русских  земель. Время Калиты и его сыновей  отмечено строительством первых каменных зданий в Москве. О внутренней жизни Москвы первой половины XIV в. известно чрезвычайно мало. Особенно был памятен для москвичей «...великий пожар еще от Всех Святых», происшедший летом 1365 г.

      Новому московскому князю Дмитрию Ивановичу исполнилось всего 10 лет, когда он вступил на престол (родился 12 октября 1350 г.). В ту пору своей жизни Дмитрий Иванович, конечно, не мог вести самостоятельной политики. Близость Алексея к высшему боярству и великокняжеской семье, а также его несомненные способности обратили на него внимание церковных верхов. Поставление Алексея Бяконтова в митрополиты было первым шагом к созданию русской национальной церкви и свержению зависимости от константинопольской патриархии. После смерти Ивана Ивановича естественным правителем Московского княжества сделался митрополит Алексей. Действительно, митрополит Алексей твердой и уверенной рукой правил Московским княжеством. Воспитанный при дворе первых московских князей, митрополит Алексей держался традиционной политики по отношению к Орде. В 1367 г. в Москве спешно стали строить «град камен».

      Ольгерд, предприняв поход на Москву, действовал скрытно и решительно, так что в Москве только очень поздно узнали о приближении литовского войска. В Кремле засел великий князь Дмитрий с двоюродным братом Владимиром Андреевичем и митрополитом Алексеем. Поход Ольгерда произвел громадное впечатление на москвичей. Безуспешно простояв под Волоколамском два дня, Ольгерд поспешил к Москве.

Политическая  деятельность Дмитрия Ивановича началась рано. Уже в 1363 г. он столкнулся с попыткой суздальского князя Дмитрия Константиновича захватить великое княжение. В 1365 г. умерла мать Дмитрия Ивановича, великая княгиня Александра, а в следующем году молодой великий князь женился на Евдокии, дочери суздальского князя Дмитрия Константиновича. Первый самостоятельный военный поход Дмитрий Иванович совершил в 1370 г. На другой год Дмитрий Иванович снова был с войском на Оке, на этот раз защищая московские пределы от возможного набега татар, разорявших Рязанскую землю. Уже в эти годы, предшествовавшие Куликовской битве, ярко проявились способности Дмитрия Ивановича. Подобная предосторожность резко выделяет Дмитрия Ивановича из числа тех полководцев средневековья, которые, вроде французского короля Иоанна Доброго, много думали о своей рыцарской славе и мало о судьбе страны. Постоянные походы и опасности рано изнурили великого князя.

      Усиление Московского княжества последовательно меняло общеполитическую обстановку. Поворот к враждебным отношениям между Московским княжеством и Золотой Ордой наметился в 1373 г. Выступление такой грозной силы, какой являлась Золотая Орда, оживило надежду противников московских князей. Куликовская битва высоко вознесла славу Москвы, но Золотая Орда была еще сильна и отомстила русской столице Тохтамышевым разорением. 23 августа 1382 г. татары подошли к Москве. Город держался уже три дня и наверняка отбился бы от татарских полчищ, если бы Тохтамыш не прибег к обману. Страшен был вид Москвы после разгрома ее Тохтамышем.

Информация о работе Древняя Москва, XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях, XIV - XV вв