Археологическое изучение степей Южного Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Археология, являясь отделом исторической науки, изучает развитие человеческого общества преимущественно по вещественным источникам. Имея в виду, что эти источники выкапывают из земли, археологию образно называют «историей, вооруженной лопатой».
Значение археологии огромно, так как она изучает очень длительный период истории человечества, от которого письменных источников до нас не дошло, или сохранилось очень мало. Без данных археологии невозможно понять мировую историю. Только представим на минуту, как бы выглядели наши знания по истории, не будь археологии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Археологическое изучение степей Южного Урала в дореволюционное время
Глава 2. Археологическое изучение степей Южного Урала в 20-70 –е гг. ХХ вв.
Глава 3. Археологическое изучение степей Южного Урала в 70-е гг. ХХ- 2010 г.
Заключение
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

kursovaya_khimatullin.docx

— 62.08 Кб (Скачать файл)

Подробные сведения об Уральских  чудских копях оставили участники  Оренбургских экспедиций П.С .Паллас, И.И .Лепехин. В их записках есть упоминания о чудских медных кайлах.

ХVШ век знаменовал начало собирания и описания археологичеcких памятников в государственном масштабе. Особую роль в этом сыграли В. К. Татищев, П. И. Рычков, П. С. Паллас, И. И. Лепехин, чьи научная деятельность тесно связана о Уралом. Деятельность этих ученых-путешественников «имела комплексный характер, в ходе экспедиций собирались материалы по географии, геологии, зоологии, ботанике. Уделялось внимание и археологии, хотя как науки таковой еще в восточной России не существовало. Первые географы и путешественники ХVII -ХVШ веков на ставили целью поиск древностей, а только фиксировали их, корда они встречались на их пути. Однако связь древностей о историей уже понималось. Передовые умы старались понять характер и происхождение остатков старины. П. С. Паллас в 1780 году издал "Рассуждения о старинных рудных копях в Сибири и их подобии с венгерскими, различествующими от копей римских". Археологические памятники использовались в основном в практических целях – на "чудских копях" возникали промышленные предприятия.

В последнее десятилетие  ХVШ века в связи с присоединением К России Крыма и Северного Причерноморья возрастает интерес к античным памятникам искусства и возникает один из главных разделов археологии - античная археология. Интерес к Уралу и Сибири снизился.

В 20-30-е годы XIX века в России формируется археология, как наука о древностях со своими задачами и методами. Намечаются несколько разделов археологии – славяно-русская, античная и восточная. Несколько позднее, в третьей четверти XIX века начинает оформляться четвертый ее раздел - первобытная археология. Возникшие в первой половине XIX века научные общества (в 1804 году - общество истории и древностей Российских при Московском университете, в 1846 году - русское Императорское археологическое общество в Петербурге) не интересовались древностями Урала, сосредоточив внимание на античных памятниках Северного Причерноморья. В первой половине XIX века Академия Наук не послала на Урал ни одной экспедиции

Но все же на Урале действуют как кладоискатели, так и люди, предпринимавшие поиск древностей специально с целью выяснения вопроса, кто жил здесь в доисторические времена. Также продолжаются исследования древних рудников. Из этих исследований следует назвать И. И. Лепехина, который в 1802 году составил сообщения о "чудских" разработках руд.

Раскопки с целью поисков  кладов предпринял в 1827 году купец С. С. Сигов, нашедший в дер. Палкино (ныне окраина гор. Свердловска) медные идолы и другие вещи относящиеся к различным эпохам. Впоследствии находки поступили в музей в Петербурге.

В 30-40-ые годы XIX века в районе Нижнего Тагила проводились археологические раскопки местными археологами-любителями, краеведами

В первой половике XIX века первобытная археология рассматривается  как часть естествознания, ученые не пытались связать ее с историей общества.

Во второй половине XIX века археологическая наука начинает проникать на Урал. Однако не деятельности Императорской Археологической комиссии (создана в 1869 году в Петербурге) обязано открытие памятников первобытной археологии, к которой ИАК была равнодушна. Первобытная археология в царской России не получила той поддержки, которую правительства оказывало античной и славяно-русской археологии. Большое влияние на поиски древностей на Урале оказало Московское археологическое общество, основанное в 1864 году графом Алексеем Сергеевичем Уваровым (1825-1884). Задачей общества являлось "распространение в России археологических заний. Деятельность Московского археологического общества выражалась в производстве раскопок в России, издания ученых трудов, охране памятников и организации всероссийских археологических съездов. Московское археологическое общество резко отличалось от аристократического кастово замкнутого Русского археологического общества-в Петербурге. А. С. Уваров был основателем Государственного исторического музея, в целях пополнения коллекций которого развернулась большая собирательская работа, затронувшая и Урал. Среди трудов Московского археологического общества были изданы три тома "Материалов по археологии восточных губерний России"1.

В Екатеринбурге (Свердловск) активную собирательскую и исследовательскую  работу ведет Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ), организовавшее в 1870 году силы местной интеллигенции на комплексное изучение края. Члены общества занимались главным образом сбором древних вещей. Трудами УОЛЕ был собран значительный археологический материал. При Казанском университете было учреждено в 1878 году Общество археологии, истории и этнографии, занимавшиеся главным образом изучением приволжских древностей. Общество издавало "Известия", которых вышло 36 томов»2. Помимо ученых, Урал интересовали  и других людей, далеких от археологии и от науки в целом. Возможность продажи древностей способствовала возникновению груш лиц, которые организовывали хищнические раскопки для продажи вещей любителям старины. При таких раскопках, которые велись варварски, брались только те вещи, которые имели ходовую цену, все остальное разрушалось и погибало. От массового уничтожения археологических памятников спасало запрещение заводоуправлений производить раскопки на принадлежащих им землях, в особенности в районах, богатых золотосодержащими породами

Значительная часть найденных  на Урале и в прилегающих областях археологических предметов - а это были наиболее выразительные изделия из металла, кости или камня (большая часть безвозворатно погибла) оседала в местных музеях, частных собраниях; большая часть увозилась в центральные города - в Москву и Петербург - в организованные там музеи или оставалась в частных коллекциях российской знати; часть попадала в иностранные музеи или следы некоторых коллекций теряются за границей, в частных собраниях.

На Урале и в Прилегающих  районах в последние десятилетия XIX века было несколько очагов археологической работы: Екатеренбург, где работали члены УОЛЕ, Пермь, где работал Ф. А. Теплоухов, Казань, где при ОАПЭ при Казанском университете протекала деятельность С. М . Шпилевского , Н. Ф .Высоцкого, А .А .Штупенберта, А.Ф. Лихачева, П.А. Повдморева, В.И.Заусайлова и др. В Вятке работал А.А.Спицьи и Н.Г.Первухин, в Уфе - члены Уфимского статистического комитета Р.Г.Игнатьев, Н.А.Гурвич.

Первые систематические  исследования археологических памятников на Урале, которые можно считать профессиональными для того времени начал Руф Гаврилович Игнатьев (I8I9-I887). В 1863-1866 годах Р.Г. Игнатьев обследовал разведками огромную территорию Южного Зауралья и открыл большое количество курганов. Первые шаги уральская археология сделала в области изучения эпохи металла. Каменный век был совершенно неизвестен.  К исследователям второй половине XIX в можно отнести М. В. Малахова,  одного из первых занявшегося доисторическим прошлым Урала.  Н. А. Рыжникова – археолога любителя. Кротова П. И. – собираеля древностей В Прикамье.

Во второй половине XIX в.  – начале XX  появляются и первые иностранцы, с целью покупки древностей (1895-1896 гг. - француз И.А. де Вай, в 1915 г. фин. А.Талльгрен). Они увезли значительные коллекции в Парижский и Гельсингфорский музеи.

Во второй половине XIX века материалы по археологии Башкирии наполнялись не только за счет производившихся раскопок, но и многочисленых случайных находок.

Археологические раскопки в Башкирии в дореволюционное время проводились на крайне невысокой профессиональном уровне. Исключением являлся работы I9II-I9I2 годов слушателей московских археологических курсов Веры Владимировны Гольмстен (1880-1942 ) и Дмитрия Николаевича Эдинга (1887-1946 ), впоследствии видных советских археологов. Они проводили исследования на могильниках и городищах железного века р Уфе и окрестностях. На памятниках вскрывались большие или меньшие площади, составлялись аланы, чертежи, подробно описывались находки и т.п. После работ Гольнстен и Эдинга в Башкирии в дореволюционное время широкие археологические исследования не велись.

Подводя итоги нужно отметить, что общая тенденция развития русской археологии обусловила археологическое изучение Урала в рассмотренный период. Было и немало положительного в деле сохранения памятников древности. В 1889 году Археологическая комиссия получила исключительное право разрешать и контролировать раскопки на государственных, городских и крестьянских землях, но на помещичьи земли это право не распространялось, и из владельцы могли не разрешать раскопки на своей земле и производили их сами, вез всякого научного контроля. Планомерно руководите» археологическим изучением страны Археологическая комиссия была бессильна. Повсюду, кроме ученых-археологов, археологическими исследовавшими занимались краеведы, любители старины, которые несмотря на их научный дилетантизм сделали ряд важных открытий. Работают и местные общества. Издает известия Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Не прекращает Своей деятельности УОЛЕ. В "Записках" этого отчества предпринимались попытки серьезно и осмысленно обобщить накопленный опыт.

Несмотря на то, что дореволюционной  археологией в России были сделаны  определенные успехи, она имела ряд больших недостатков:

  1. археология еще не осознала себя как наука. Видные буржуазные археолог не считали себя историками и причисляли археологию то к естествознанию или так называемым художественным наукам;
  2. археологические исследования велись хаотично, по инициативе и на средства частных лиц. Опыт полевой работы не обобщался. И не распространялся.
  3. охрана памятников была поставлена плохо, часто памятники или коллекции оказывались в частных руках и попадали за границу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Археологическое  изучение степей Южного Урала

в 20-70 –е гг.  ХХ вв.

 

В начале советского периода  началась интенсивная организационная  перестройка археологических учреждений. В апреле 191 г. в Петрограде на базе Русского археологического общества и археологической комиссии создается Российская Академия Истории Материальной Культуры (РАИМК, с 1926 г. – ГАИМК). В 1924 г. в Москве сформирован научно-исследовательский Институт археологии и искусствознания. На местах так же формируются учреждения призванные заниматься археологическими исследованиями. Все эти и многие другие мероприятия были направлены на создание характера научного изучения археологических памятников.

 К началу 20-х годов  основную работу по изучению  Урала вели специалисты-археологи.  Краеведение стало играть вспомогательную  роль. Однако большинство археологов  по прежнему использовало в своих работах т. к. вещественный стиль. Но в то же время предпринимаются первые попытки применения комплексного подхода к изучению археологических источников с привлечением данных других наук.  В эти годы активную деятельность развернула ГАИМК, с привлечением целого ряда ученых. В том числе А. В. Шмидта и Д. Н. Эдинга. В плоть до середины 30-х гг. главным для этого времени было восстановление научного наследия, а так же постановки новых задач, и главное - разработка нового подхода к исследованию исторических проблем, а так же целенаправленные археологические исследования, в первую очередь в зоне новостроек. Велись исследования В.В. Гольмстен, В. А. Городцова. С. А. Теплоухова М. П. Грязного, А.В. Шмитда М. Г. Худякова3. Были открыты  или велись работы таких памятников как: Турбинский могильник,  Горбуновский торфяник, Левшинская стоянка, Челябинские курганы и многие другие.

С середины 30-х годов начинается один из самых плодотворных периодов в археологической науке. За полтора десятилетия (до 1945 г.) произошел большой скалок в познании в его древней истории. К этому времени перестают существовать местные общества и музеи как организационно - исследовательские археологические центры. Изучение археологических памятников и их осмысление в послереволюционное время долго было связано с формированием областных археологических центров в Свердловске, Челябинске, Уфе, Перми и Казани. Ограничение полевых работ рамками "своей" области или республики накладывало отпечаток на научное осмысление полученных материалов. Стали появляться культуры и типы, имеющие различные наименования в разных областях. Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие в уральской археологии в 20-х - середине 30-х годов многие эпохи были изучены недостаточно. Продолжались исследования Турбинского могильника, начались исследования Казанской стоинки, Ананьинского могильника, городища Кара-Абыз.

Нужно отметить, что в 30-40 гг. на У рале проводились систематические экспедиции Москвы и Ленинграда и к сожалению до войны ни один местный археологически центр не успел стать самостоятельными. Наметившийся спад был вызван репрессиями и ВОВ. Они нанесли самый ощутимый урон – кадровый.  Вов время ВОВ музеи были освобождены от экспозиций – в их были размешены военные учреждения и госпитали. Главные археологические учреждения были эвакуированы в Приуралье.  Следует отметить, что даже в труднейших условиях военного времени силами энтузиастов велись как полевые, так и камеральные исследования, проводилась фиксация случайных находок. Любая наука, особенно историческая, была обречена нести на себе отпечаток социальных, политических, экономических трансформаций, происходящих в нашей стране. Уральская археология как составляющая отечественной археологической науки не стала исключением. Несмотря на это, главным итогом в развитии изучения археологического прошлого Урала можно считать тот факт, что уральская археология смогла выйти на следующий этап развития науки, на уровень археологического источниковедения и создать итоговые труды, непосредственно предваряющие переход на этот уровень.

Информация о работе Археологическое изучение степей Южного Урала