Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2010 в 19:10, Не определен
Главная цель курсовой работы – рассмотреть процесс урбанизации в целом, при этом акцентировать внимание на его положительных и отрицательных последствиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать общую характеристику процесса урбанизации
Рассмотреть положительные и отрицательные стороны урбанизации
Рассмотреть особенности протекания процесса урбанизации в различных регионах мира
Спрогнозировать перспективы развития процесса урбанизации.
Объектом исследования курсовой работы является урбанизация. Предмет исследования – связь территориальных, этнических и социально-экономических факторов с процессом урбанизации, их положительное или отрицательное влияние.
Работа состоит из трех глав, включая введение, содержание, заключение и список литературы. Основное содержание размещено на сорока шести страницах и проиллюстрировано семью рисунками.
В
Канаде важнейшим звеном расселения
является линейно вытянутая
Самый большой в мире по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 миллионов человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии. Эта обширная урбанизированная зона протяжённостью в несколько сотен километров включает в себя крупнейшие агломерации страны Токио, Иокогаму и Кавасаки, образующие вместе с прилегающими районами столичный метрополитенский ареал (Кейхин) с населением почти 30 миллионов человек, Нагою, Киото, Осаку, Кобе и другие (всего около 25). В мегалополисе Токайдо сосредоточено примерно 60% населения страны и около 2/3 её промышленного производства.
Мегалополисы формируются и в Западной Европе; там они, как правило меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский мегалополис (объединяет агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля, и др.) и Рейнский ( кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур, Рейн-Майн в ФРГ и др.); каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью по 50 тыс. кв. км и с населением по 30-35 миллионов человек. Развитие мегалополисов и здесь связано с быстрым расширением крупнейших агломераций. Так, население Лондонской агломерации (в границах метрополитенского района) составляет 12 миллионов человек, Парижской (в рамках городского района) 10 миллионов, агломерации Нижний Рейн-Рур примерно 11 миллионов человек.
Всё отчётливее намечается формирование межгосударственных мегалополисов. В качестве примера укажем на мегалополис в Северо-Западной Европе; он охватывает сопредельные урбанизированные районы 5 стран общей площадью 230 тыс. кв. км с населением 85 млн. человек при средней плотности населения 350 человек на 1 кв. км: Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, бельгийско-французский район (Антверпен Брюссель Лилль) и Парижский район. [5]
Своеобразная урбанизированная зона мегалополисного типа в 80-90-х гг. нашего столетия складывается на юге Китая. Её основу составляют свободные экономические зоны Шэньчжэнь с населением 3,3 млн человек в 1995 г. (рядом с Гонконгом 5,6 млн, который 1 июля 1997 г. Великобритания, согласно договору, возвратит Китаю) и Чжухай 1 млн человек (недалеко от Макао, который Португалия в конце 1999 г. вернёт Китаю) и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением свыше 4 млн человек. В начале XXI в. здесь, видимо, сформируется мощный мегалополис с населением порядка 30 млн. жителей. [5]
Быстрорастущие агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов и в других развивающихся странах: Сан-Паулу Рио-де-Жанейро Белу-Оризонте в Бразилии, Каир Александрия в Египте, Калькутта Асансол долина р. Дамодар в Индии и т. д.
Несмотря на всё более чёткое оформление в ряде стран мегалополисов в виде обширных высокоурбанизированных зон полосовидной конфигурации, образующихся в результате срастания соседних агломераций, представления о самой сущности мегалополиса, его качественной новизне по сравнению с городской агломерацией, возможностях и перспективах развития остаются всё ещё не до конца ясными. В связи с эти пока сложно выделить какие-то особенности в динамике отрицательного или положительного развития мегаполисов. В наше время так же существуют весьма значительные расхождения во взглядах между разными авторами в нашей стране и за рубежом при оценке перспективности мегалополисов как наиболее обширной пространственной структуры расселения. Так, один из основоположников научной концепции мегалополиса, Ж. Готманн, считает, что мегалополис знаменует собой не только этап в организации территории и городской жизни, но и возвещает новую эру в размещении населения и хозяйственной деятельности человека. Перспективность этой структуры расселения подтверждают также многолетние исследования прогнозов расселения в глобальном масштабе, осуществлённые Международным центром экистики в Афинах в рамках программы Город будущего под руководством известного греческого архитектора К. Доксиадиса в 70-80-х гг.
Под
влиянием западных работ понятие
мегалополис всё более широко
стало использоваться в советской литературе
80-х гг. для обозначения обширных территорий,
охваченных процессами урбанизации, новых
урбанистических структур. Первоначально
преобладали гораздо более сдержанные
оценки роли и перспектив развития мегалополисов.
Но со временем осознаётся важность и
принимаются попытки серьёзного изучения
факторов и условий развития мегалополисов
в разных странах, их структуры, функций,
перспектив. Это способствует лучшему
пониманию будущей урбанизации и возможно,
поможет избежать части негативных последствий,
возникавших ранее.
Существуют два отличных вида на перспективы урбанизации как глобального процесса:
процесс урбанизации близок к закату, наступает период деконцентрации, а с ним и дезурбанизации ;
урбанизация будет развиваться и впредь, но её содержание, формы и пространственные структуры заметно меняются по мере эволюции самого процесса в странах разного типа.
Я придерживаюсь точки зрения ученых, которые говорят о том, что урбанизация имеет большие временные перспективы. С позиций антропокультурного подхода к урбанизации, как феномену культуры и цивилизации её исторические рамки значительно расширяются и в ретроспективе, и в перспективе. Урбанизации не может быть слишком много, как нельзя этого сказать о культуре или прогрессе. Но пределы концентрации населения, конечно, существуют, и речь, следовательно, надо вести о его разумной пространственной организации на различных этапах урбанизации в той или иной стране.
Снижение концентрации населения в городских агломерациях развитых стран закономерное явление. Ведь кривая концентрации не может подниматься беспредельно. Это отнюдь не означает упадка крупных городских агломераций. Напротив, число их возрастает, ибо увеличивается количество населённых пунктов, привлекающих население. Таким образом, городские агломерации остаются основной формой пространственной организации расселения, своего рода опорным каркасом территории развитых стран.
Новый этап урбанизации дал основание некоторым учёным на Западе, в том числе и таким авторитетным, как американский географ-градовед Б. Берри, говорить о крутом переломе в характере урбанизации, смене тенденций, начале нового периода дезурбанизации. Такие взгляды стали весьма распространёнными в США и Западной Европе. Однако, вполне вероятно, что речь идёт всё-таки не о дезурбанизации, а о дальнейшем углублении и территориальном расширении процесса урбанизации, который на новом этапе пространственной эволюции принимает новые формы и всё активнее вовлекает в свою орбиту малые города и сельскую глубинку. Но это отнюдь не контрурбанизация, а следующая закономерная стадия урбанизации, обусловленная рядом факторов демографических, экологических, социальных, экономических, пространственных.
ХХ век был веком стремительной урбанизации. Доля жителей Земли, проживающих в городах, за XIX век возросла лишь с 5% до 13%, к 1950 году она поднялась до 29%, а к 2005 году - до 49%. Ожидается, что к 2030 году удельный вес городского населения достигнет 60% - 73% (согласно данным ООН). [4]
Городское
население продолжает расти быстрее,
чем население мира в целом. Совокупное
число горожан мира увеличилось
с 220 миллионов в 1900 году до 732 миллионов
в 1950 году и до 3,2 миллиарда в 2005 году,
что вчетверо превышает численность городского
населения полувековой давности. Ожидается,
что к 2030 году оно увеличится до 4,9 миллиарда
человек. Сельское население пока также
продолжает расти, но, начиная с 2019 года,
станет понемногу сокращаться, в результате
чего в 2030 году его численность будет несколько
меньше, чем в 2005 году - 3,29 против 3,31 миллиарда
человек (рис. 5). [4]
Рис. 5. Динамика численности городского и сельского населения мира, 1950-2030, миллиардов человек
Первого миллиарда число горожан достигло в 1961 году, второго миллиарда - в 1986 году, то есть спустя всего лишь 25 лет. На увеличение численности городского населения до 3-х миллиардов человек потребовалось 17 лет (к 2003 году), а для достижения 4 миллиардов потребуется, согласно прогнозу, 15 лет (к 2018 году) и столько же, чтобы городское население мира увеличилось еще на один миллиард человек.
Если в 1950-2005 годах среднегодовой темп прироста населения мира в целом составлял 1,71%, то темп прироста городского населения - 2,65% в год. В ближайшие 25 лет даже заметно снизившийся темп прироста городского населения будет почти вдвое превышать ожидаемый темп прироста мирового населения в целом - 1,78% против 0,95% в среднем за год. При такой интенсивности роста численность городских жителей удвоится менее чем за 40 лет. Довольно высокий прирост сельского населения (1,12% в среднем за год в 1950-2005 годах) сменится незначительной убылью (-0,03% в среднем за год в 2005-2030 годах).
Говоря о тенденциях мировой урбанизации, необходимо иметь в виду известную условность понятия "городское население". Его определение существенно различается по странам. Из 228 стран, по которым эксперты ООН собирают и анализируют статистические данные, примерно в половине используются административные критерии (например, проживание в столице страны или административном центре региона). Среди других стран можно выделить 51 страну, где различие между городским и сельским населением производится, исходя из размера (числа жителей) и плотности заселенности населенных мест, и 39 стран, в которых эти различия основываются, прежде всего, на функциональных характеристиках, таких, например, как основные виды экономической деятельности. В 22 странах не используют никаких определений городского населения, 10 стран относят свое население полностью либо к городскому, либо к сельскому (ряд государств Полинезии). Эксперты ООН при расчетах численности городского населения придерживается тех критериев и определений, которые используются в каждой отдельной стране, хотя отсутствие стандартного определения, безусловно, затрудняет полномасштабные сопоставления между странами. Но агрегация и сопоставления по основным параметрам вполне правомерны.
Важнейшей тенденцией динамики населения мира во второй половине ХХ века был взрывоподобный рост численности населения развивающихся стран на фоне стабилизации численности населения развитых стран на уровне чуть более 1 миллиарда человек. Если в 1950 году примерно каждый третий человек проживал в развитых странах, то теперь - лишь один из пяти жителей Земли, а к середине XXI века, по прогнозным оценкам, - один из семи.
Среднегодовой темп прироста городского населения развивающихся стран в 1950-2005 годах составлял 3,61%, а развитых 1,37%, то есть в 2,6 раза ниже, а в ближайшую четверть века этот разрыв увеличится до 4,7 раза - среднегодовой темп прироста городского населения развивающихся стран в 2005-2030 годы составит 2,2% против 0,47% в развитых странах. [16]
Быстрый рост уровня урбанизации населения развивающихся стран обусловлен значительным числом потенциальных мигрантов из села в город и сохранением высокого уровня естественного прироста в городских поселениях, который не многим ниже, чем на селе. Миграция из села в город и преобразование сельских поселений в городские в ближайшие десятилетия будут важными факторами высокого роста городского населения в менее развитых странах мира - по мнению экспертов, они обеспечат от 40 до 50% прироста городского населения (250-310 миллионов человек за период с 2005 по 2015 год).
Процесс роста относительной численности горожан в наиболее развитых регионах мира уже почти закончился. В середине ХХ века в городах там проживало 52,1%, а по оценке на 2005 год - 74,1% населения. К 2030 году доля горожан в этих регионах поднимется до 80,8%. К 2020 году, согласно прогнозным оценкам, число горожан сравняется с числом сельских жителей и в развивающихся странах, а к 2030 году повысится до 56,1%. В абсолютном выражении различия еще значительнее (рис. 6). [4]
Рис. 6. Динамика численности городского и сельского населения развитых и развивающихся стран мира, 1950-2030, миллиардов человек
Численность городского населения развитых стран более чем удвоилась за 1950-2005 годы, увеличившись с 0,42 до 0,90 миллиарда человек, но в ближайшие 25 лет она увеличится лишь немного - до 1 миллиарда человек.
В
развивающихся странах
В результате, почти весь прирост мирового населения за 2005-2030 годы будет сконцентрирован на городских территориях наименее развитых стран мира, а за пределами 2015 года оно будет расти исключительно за счет прироста городского населения развивающихся стран, в то время как сельское население обеих групп стран будет сокращаться (рис. 7). [4]