Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:43, курсовая работа
В этой работе рассмотрим такие проблемные вопросы, как российский рынок труда, место молодежи на рынке труда, способы решения вопроса занятости населения (вариант использования информационных технологий).
НАПРЯЖЕННОСТЬ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА
В условиях устойчивого спада производства нарастание напряженности на рынке труда неизбежно. Тот факт, что темпы снижения занятости в России существенно отстают от темпов экономического спада, свидетельствуют лишь о специфике проявления этой напряженности, но не об отсутствии самой проблемы.
Обследования промышленных предприятий, проводимые Центром исследований рынка труда ИЭ РАН с 1992 по 1997 г., показали, что в 1997 г. доля молодежи в общей численности занятых на предприятиях различных форм собственности составляла в среднем 8.5%. Лидером в сфере найма молодежи оказался частный сектор - 24.9%, за ним с отрывом в два с лишним раза следуют кооперативы и различные товарищества. Государственные предприятия занимают предпоследнее место - 5.9%. Однако, если в госсекторе доля предприятий, где молодежи отдается предпочтение при найме в квалификационные группы специалистов и ИТР в заводоуправлении, а также специалистов среднего звена, равна 18.2%, то в частном секторе подобные предприятия отсутствуют. В кооперативах и товариществах аналогичные показатели составляют 12.5%. Одновременно с этим данная форма собственности лидирует по использованию молодежи на неквалифицированных работах. Лишь немногим уступают ей акционерные общества закрытого типа - 22.2% предприятий предпочитают нанимать молодежь в качестве малоквалифицированной рабочей силы.
Еще более критическая ситуация складывается с использованием труда подростков, не достигших трудоспособного возраста. Она во многом спровоцирована несовершенством российского законодательства. С одной стороны, на основании ст.
118 КЗОТ для лиц в возрасте от 16 до 18 лет вводятся различные льготы на производстве, что безусловно, правомерно. С другой - в условиях сокращения занятости эта статья ставит преграды для найма несовершеннолетних работников, так как предоставление льгот экономически невыгодно руководству предприятий. Кроме того, согласно закону о занятости, данная категория молодежи, хотя и относится по всем признакам к безработным, не может получить соответствующий статус. Все это приводит к росту неформальной занятости подростков.
Казалось бы, более ранний выход молодежи на рынок труда уже с первых шагов вырабатывает установку на труд, самостоятельность и инициативность в трудовой жизни, ведет к росту мобильности, но при этом нельзя забывать, что он не позволяет получить законченное среднее, среднее специальное и тем более высшее образование, изначально предполагая понижение стартового уровня квалификации. Уменьшение возраста вступления на рынок труда оборачивается ростом нестабильной занятости, высокой текучестью рабочей силы, фрикционной безработицей. Частный сектор, криминальные структуры, пользуясь несовершенством законодательств, нелегально используют труд подростков, не соблюдая при этом никаких норм, установленных КЗОТ. В результате идет не развитие, а деградация трудового потенциала подростков.
Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодежи. Лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального образования, утратили гарантию трудоустройства и оказались социально незащищенными на рынке труда. Кроме того, усилению напряженности на молодежном рынке труда способствовало принятое в конце 1990 года постановление Совета Министров СССР об отмене централизованного распределения выпускников учебных заведений. С одной стороны, подобный отказ можно считать прогрессивным, потому что свободный диплом позволяет сделать выбор интересующего места работы, а не «трудиться», где положено по распределению. С другой - крайняя ограниченность вакансий, вызванная как рыночными факторами, так и отсутствием целевых государственных программ содействия занятости молодежи, приводит к росту безработицы среди лиц, впервые выходящих на рынок труда. Учитывая, что социально-трудовые ориентиры молодежи являются несколько «размытыми», для выпускников различных учебных заведений минимизация сроков трудоустройства имеет решающее значение.
Некоторые из них устраиваются на работу в коммерческие и теневые структуры - в борьбе за выживание постепенно сходят на нет привычные социальные приоритеты, стираются границы между понятиями «престижная работа» и «высокий доход», начинает доминировать материальная сторона. Значение нематериальных аспектов труда, таких, как характер, условия и режим работы, перспективы роста, гарантии сохранения рабочего места, неуклонно снижается.
Проблема повышения конкурентоспособности не в последнюю очередь решается предприятиями за счет сокращения расходов на рабочую силу. Уменьшение численности занятых на российских предприятиях коснулось в первую очередь наименее конкурентоспособных групп населения, одной из которых является молодежь, что серьезно ограничило ее возможности к реализации потенциальных способностей на рынке труда.
Ухудшение условий
вступления молодежи на рынок труда
привело к тому, что к 1996 г. молодежь
стала одной из самых многочисленных
групп населения среди
В 1996 г. молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляла примерно 1/5 трудоспособного населения страны (19.2 млн. человек). В составе экономически активного населения ее доля равнялась 13.4%, в составе занятого населения - 12, а среди безработных - 27%. Эти данные свидетельствуют о большой напряженности на молодежном рынке труда и остроте проблемы молодежной безработицы в России в современных условиях.
Распределение численности населения в возрасте от 15 до 24 лет по экономической активности и возрастным группам (в %)
|
По данным Федеральной службы занятости, в 1996 г. удельный вес молодежи, не достигшей 25-летнего возраста, в общей численности зарегистрированных безработных превысил 20%. При этом не учитывались подростки от 14 до 16 лет, которые, по закону о занятости, не могут быть официально признаны безработными, но по всем признакам к ним относятся, так как вынуждены искать работу по соображениям материального характера.
Анализ молодежного рынка труда затруднен ввиду отсутствия соответствующих данных официальной статистики. С 1996 г. из статистических документов ФСЗ стали исчезать многие данные о занятости молодежи: показатели региональных уровней молодежной безработицы, данные о доходах, занятости молодежи. С 1997 г. в статистических бюллетенях ФСЗ приводятся лишь данные о численности зарегистрированной безработной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, ее доле в общей численности официальных безработных и среди направленных на профессиональное обучение и переподготовку, а также о длительности безработицы среди лиц указанного возраста. Все показатели представлены в целом по России.
Несмотря на то, что в международной практике и статистике максимальной границей молодежного возраста является 25 лет (и это, как показывает опыт, оправданно), российская официальная статистика относит к молодежи лиц в возрасте от 16 до 29 лет - все основные показатели молодежного рынка труда ориентированы на указанный возрастной интервал. Но очевидно, что возрастная группа 16-29 лет неоднородна по образу жизни, уровню образования, жизненным установкам. В ней отчетливо выделяются три разные категории: от 16 до 18 лет, от 18 до 25 лет и от 25 до 29 лет.
Молодые люди в возрасте
от 16 до 18 лет успевают получить лишь
школьное образование, не имеют четкого
представления о будущей
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что при составлении отчетности о положении молодежи на рынке труда статистическим органам необходимо оперировать возрастными границами от 16 до 25 лет (или до 24 лет включительно), в противно м случае искажается реальная картина молодежной безработицы.
Поскольку скрытые формы безработицы службами занятости не учитываются, можно предположить, что официальные показатели молодежной безработицы сильно занижены - далеко не все молодые люди в поисках работы обращаются в службы занятости. Причин здесь довольно много. Одни не хотят прибегать к помощи службы из-за мизерности пособия, другие - из-за незнания как своих прав, так и возможностей служб занятости. Иногда причиной является большая удаленность служб от мест проживания безработных. По мнению многих, унизителен сам статус безработного. В результате молодые люди предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, обходя регистрацию. Специалисты Института молодежи (Москва) считают, что доля безработной молодежи в официальной статистике занижена как минимум на 20%. Таким образом, по удельному весу молодежи среди безработных России приближается к мировым стандартам, однако в плане решения проблем молодежной безработицы далеко отстает от них.
Средняя продолжительность зарегистрированной безработицы среди лиц от 16 до 29 лет, по данным ФСЗ, в 1996 г. равнялась 6.5 месяца. Российские официальные показатели средней продолжительности молодежной безработицы сопоставимы с аналогичными показателями у взрослого населения, в то время как в развитых странах Запада главной отличительной чертой молодежной безработицы является ее краткосрочность, обусловленная тем, что молодые люди находятся в процессе поиска своего места в жизни, легко меняют сферы деятельности, чередуют работу и учебу. Правда, отчасти это может быть связано с завышением возрастных границ молодежного контингента с 25 до 29 лет.
Уровень безработицы среди молодежи сильно дифференцирован по регионам. При крайне низкой плотности населения по сравнению с другими странами и огромных расстояниях между производственными зонами российские работники особенно уязвимы в отношении транспортных и коммуникационных издержек, которые быстро росли в 90-е годы, ограничивая мобильность рабочей силы и развитие внутренних рынков труда.
В Москве и Санкт-Петербурге доля зарегистрированной молодежи в общей численности безработных значительно ниже, чем в среднем по России. По-видимому, это связано с тем, что большие города характеризуются более емким рынком труда. В трудоизбыточных регионах, таких, например, как республика Дагестан, доля молодежной безработицы намного выше среднероссийской. Большая напряженность на рынке труда Владимирской области, представляющей собой депрессивный регион, приводит к тому, что регистрация службах занятости становится здесь малоперспективной, о чем свидетельствует снижение доли безработной молодежи.
Нижегородская область, отличающаяся от других регионов благоприятными инвестиционными возможностями, по доли молодежи среди всех безработных (она в 1.2 раза ниже соответствующего среднего показателя по России) находится между Санкт-Петербургом и Владимиром.
Доля безработной молодежи в возрасте 16-29 лет в общей численности зарегистрированных безработных в различных регионах РФ (в %)
|
Данные социологических обследований, проведенных Центром исследований рынка труда ИЭ РАН в 1996 и 1997 гг. В службах занятости Нижегородского м Владимирского регионов, показали, что безработная молодежь в возрасте до 25 лет составила 21.5% общей численности безработных. При этом на долю лиц, не достигших 18-летнего возраста, пришлось 2.7%, а удельный вес безработных в возрасте от 18 до 25 лет равнялся 18.8% (что является самым высоким показателем среди всех групп безработных, обозначенных границами пятилетних возрастных интервалов). Из всей совокупности безработной молодежи до 25 лет лишь 40% имели работу о регистрации в службах занятости.
Обследования показали, что чем моложе безработные, тем короче у них продолжительность безработицы. Показатель средней продолжительности безработицы у молодежи в возрасте до 18 лет ниже соответствующего показателя среди безработных от 18 до 24 лет.
Продолжительность безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 25 лет в 1996 г. (в%)
|
Информация о работе Российский рынок труда. Место молодежи на рынке труда