Российский рынок труда. Место молодежи на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

В этой работе рассмотрим такие проблемные вопросы, как российский рынок труда, место молодежи на рынке труда, способы решения вопроса занятости населения (вариант использования информационных технологий).

НАПРЯЖЕННОСТЬ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

В условиях устойчивого спада производства нарастание напряженности на рынке труда неизбежно. Тот факт, что темпы снижения занятости в России существенно отстают от темпов экономического спада, свидетельствуют лишь о специфике проявления этой напряженности, но не об отсутствии самой проблемы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

    Курсовая: Российский рынок  труда. Место молодежи на рынке труда 

Российский  рынок труда. Место  молодежи на рынке  труда 

В этой работе рассмотрим такие проблемные вопросы, как российский рынок труда, место молодежи на рынке  труда, способы решения вопроса  занятости населения (вариант использования информационных технологий).

НАПРЯЖЕННОСТЬ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ  ТРУДА

В условиях устойчивого  спада производства нарастание напряженности  на рынке труда неизбежно. Тот  факт, что темпы снижения занятости  в России существенно отстают от темпов экономического спада, свидетельствуют лишь о специфике проявления этой напряженности, но не об отсутствии самой проблемы.

ИНДИКАТОРЫ  РОСТА НАПРЯЖЕННОСТИ  НА  РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

Сокращение  занятости.

С начала экономических  преобразований численности занятых сократилась на 8.2 млн. человек, однако темпы такого сокращения были значительно ниже темпов общего спада в экономике. Если с 1990 г. по октябрь 1997 г. объем ВВП в реальном выражении уменьшился на 37.2%, то снижение занятости, по данным официальной статистики, составило 11%.

Резкий рост регистрируемой безработицы.

В 1992-1997 гг. численность  регистрируемых безработных увеличилась  более чем втрое, а уровень  регистрируемой безработицы в конце 1997 г. составил 2.8%. Уровень же безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда (МОТ), повысился за указанный период почти вдвое и осенью 1997 г. достиг 9.1%.

Численность безработных  в соответствии  с методологией ФСЗ и МОТ

На конец  года Регистр. незанятые Регистр. безработные Уровень регистр. безработицы  Безработные по методологии  МОТ  Уровень безработицы  по методологии МОТ  Доля регистр. безработных  в общей численности безработных 
1992 г. 1.0 млн.чел 0.6 млн.чел 0.1% 3.6% 4.7% 16.6%
1993 г. 1.1 млн.чел 0.8 млн.чел 0.1% 4.2% 5.5% 19.0%
1994 г. 2.0 млн.чел 1.6 млн.чел 2.2% 5.5% 7.4% 28.5%
1995 г. 2.5 млн.чел 2.3 млн.чел 2.7% 6.0% 7.8% 38.3%
1996 г. 2.9 млн.чел 2.6 млн.чел 3.4% 6.8% 9.3% 40.0%
1.11.1997 г. 2.3 млн.чел 2.1 млн.чел 2.8% 6.5% 9.1% 32.5%

Увеличение разрыва между регистрируемой и общей безработицей.

Наряду с низким уровнем регистрируемой безработицы  сохраняется большой разрыв между  числом регистрируемых безработных  и числом лиц, квалифицируемых как  безработные в соответствии с  методологией МОТ, достигший в октябре 1997 г. в среднем по России трех раз.

Рост  масштабов скрытой  безработицы.

Эта категория охватывает прежде всего работников, находящихся  в вынужденных отпусках и работающих по сокращенному графику по инициативе администрации (в российской статистике такие категории работников учитываются как занятые, хотя во многих странах находящиеся в вынужденных отпусках считаются безработными). К ней также можно отнести и работников, не получающих заработную плату за свой труд (поскольку оплата труда является необходимой составляющей занятости по найму). По официальным расчетам, общее число подобных «занятых» (или безработных в скрытой форме) составляет по меньшей мере 9.6 млн. человек. Настораживает тот факт, что данные формы скрытой безработицы сильнее всего затрагивают работников с высоким уровнем образования и квалификации. По оценке ВЦИОМ, квалифицированные специалисты технического профиля вынуждены уходить в неоплаченные отпуска в шесть раз чаще, чем представители администрации предприятий, а квалифицированные рабочие - в 3.9 раза чаще, чем неквалифицированные.

Наряду с указанными к этой категории работников можно  также отнести: избыточно занятых; занятых на работе, не требующей  имеющейся у них квалификации и опыта, при наличии желания  работать по специальности не имеющих работу, ищущих и готовых к ней приступить, но не зарегистрированных службой занятости или не ищущих работу активно.

С учетом перечисленных  категорий можно вывести, что  безработица составляет 21.4%.

Рост  продолжительности  безработицы.

Серьезной проблемой  для России является увеличение длительной безработицы и расширения круга  вовлеченных в нее граждан. Только по регистрируемым в службе занятости  показателям доля безработных с  периодом безработицы более одного года возросла с 9% в 1994 г. до 15.7% в 1996 г. и до 21.4% в сентябре 1997 г. Официальные данные преуменьшают реальную численность длительно безработных и продолжительность периода безработицы. Во-первых, часть снявшихся (или снятых) с учета службы занятости безработных так и остались безработными, что, однако, не отражено в статистике. Во-вторых, с момента потери работы до момента регистрации в службе занятости, как правило, проходит определенный период, в течение которого человек фактически остается без работы и соответственно без средств к существованию, не прибегая к помощи государства. По данным нашего обследования, промежуток времени с момента потери работы до момента обращения в службу занятости составляет в среднем около 4 месяцев. Среднестатистический портрет длительно безработного - замужняя женщина средних лет со средним или средним специальным образованием.

Изменение социально-демографических  характеристик безработных.

По данным обследования безработных, в 1996 г. среди обратившихся в службы занятости 52% составляли женщины. Несмотря на то что доля женщин среди регистрируемых безработных по-прежнему больше, чем мужчин, тезис о том, что у безработицы в России «женское лицо», постепенно становится все менее популярным даже на биржах труда. В ходе аналогичного обследования, проведенного нами совместно с МОТ в 1993 г., женщины составляли 66% среди обратившихся на биржи труда.

«Помолодели» по сравнению  с 1993 г. и сами клиенты бирж труда. Если 1993 г. средний возраст обратившегося  в службу занятости мужчины составлял 40 лет, а женщины - 35, то в 1996 г. - соответственно 37 и 33 года. Несколько изменился и образовательный состав обратившихся в службы занятости безработных: сократилось число граждан с начальным образованием и увеличилось со средним специальным. Уровень образования безработных женщин по-прежнему остается более высоким, чем безработных мужчин. Отметим и тот факт, что 60% обратившихся в службы занятости были замужем (женаты).

Падение экономической активности населения в 90-е  годы.

Численность экономически активного населения с конца 1993 г. по октябрь 1997 г. сократилась на 2.4 млн. человек и составила 49% общей численности населения страны. Тенденция к снижению экономической активности населения России в определенной мере закономерна. Отмена обязательной занятости в общественном производстве, обретение людьми права свободно выбирать, вступать им или нет в отношения на рынке труда, должны были способствовать добровольному выходу части занятых, прежде всего женщин, из состава рабочей силы. В то же время, по официальным оценкам, сокращение экономически активного населения во многом происходило за счет традиционно уязвимых категорий работников - лиц предпенсионного возраста, инвалидов, женщин, молодежи. Особые опасения вызывает безработица среди молодежи: в настоящее время по крайней мере 2 млн. молодых людей не учатся и не работают, либо находясь на иждивении  родственников, либо перебиваясь случайными заработками. В результате у них формируется «культура безработицы», что чревато негативными социальнымипоследствиями.

Рассмотрим проблему безработица молодежи более подробно.

МОЛОДЕЖЬ  НА РЫНКЕ ТРУДА

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда  в последние годы, являются достаточно напряженной и характеризуется  тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

На протяжении семидесяти с лишним лет государство являлось единственным монопольным работодателем. До начала 1991 г. действовал законодательно закрепленный принцип всеобщей занятости. Для каждого предприятия регламентировался численный и профессионально - квалификационный состав работников (в том числе и по возрастному признаку), уровень оплаты труда, их руководители обладали чрезвычайно узкими полномочиями по найму и увольнению кадрового состава, сфера занятости была лишена гибкости. На большинстве предприятий имелись излишки рабочей силы, которые, по различным оценкам, к началу 90-х годов составляли от 10 млн. до 20 млн. человек, и несмотря на это администрации все равно предписывалось нанимать рабочую силу.

Условия выхода молодежи на рынок труда были жестко регламентированы. Приток молодых кадров происходил двумя  путями: для выпускников школ и  лиц, закончивших профессионально-технические  училища и решивших идти на производство, осуществлялось бронирование рабочих мест; выпускники других учебных заведений распределялись с учетом вакансий, с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет. Служба в армии, набор рабочих по лимиту, призывы на молодежные стройки и т.д. в конечном счете были направлены на обеспечение потребностей экстенсивного типа производства в трудовых ресурсах.

Лишь в 1991 г. законом  о занятости населения было определено право собственности граждан  России на свою рабочую силу в полном объеме. Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд и требования обязательности труда, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Кроме того, расширились права руководителей в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы.

Трансформационный рынок  российской экономики, не в последнюю  очередь обусловленный проведением шоковых реформ, привел к тому, что общий спад производства за период с 1989 по 1996 г. составил свыше 50%. Лишь в 1997 г. падение производства было оставлено и темпы экономического роста стабилизировались в районе нулевой отметки. Либеральные реформы породили огромную дифференциацию доходов российского населения. Чрезвычайно низкий уровень доходов беднейших слоев населения заставил молодежь раньше выходить на рынок труда. В течение последних лет труд подростков стал обычным явлением.

Следует отметить, что наряду с экономическими факторами усилению напряженности на российском молодежном рынке труда способствовал и демографический фактор: сравнительно высокий уровень рождаемости, наблюдавшийся с середины 70-х и до конца 80-х годов, привел к увеличению притока молодежи на рынок труда в 90-е годы. Ослабление напряженности на рынке труда молодежи можно прогнозировать (исходя из демографических показателей) лишь к 2003 г.

Переход предприятий  в руки частных собственников, предполагавший модернизацию производства, ужесточил требования к профессионализму работников и наличию трудового стажа. Большинство предприятий новых форм собственности было создано путем акционирования государственных предприятий, а новые возникали в основном в сфере услуг и финансово-кредитной сфере. В результате рабочие места с менее жесткими требованиями были ликвидированы, а вновь созданные характеризовались более жесткими условиями найма. Существующая система подготовки и переподготовки кадров не отвечала новым требованиям, что значительно уменьшило шансы трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда, на престижные должности в новых секторах экономики, оставляя для молодых людей рабочие места, не требующие высокой квалификации.

Данные официальной  статистики не позволяют адекватно оценить масштабы занятости молодежи в новых секторах экономики. Работодатели частного сектора подчас игнорируют правовые нормы, регулирующие наем, увольнение, продолжительность рабочего дня и прочие льготы, предоставляемые в госсекторе. В некоторых случаях отношения занятости в целях ухода от налогов и социальных отчислений не оформляются юридически и нигде не регистрируются, что приводит к грубым нарушениям трудовых норм. Однако, как следует из данных мониторинга ВЦИОМ, в 1995 г. доля занятой в частном секторе молодежи в возрасте до 24 лет в 1.1-1.2 раза превышала аналогичную долю во всех других секторах экономики.

Характеристики занятости  молодежи до 25 лет на предприятиях различных  форм собственности (июль 1997 г., в %)

  государственные ТОО и кооперативы АОЗТ АООТ Частные Обществ. организации
Доля молодежи в общей численности занятых 5.9 10.5 6.5 8.8 24.9 3.5
Из них  молодежь на нимаемая в группы:            
специалисты и ИТР в

здравоуправлении

18.2 12.5 - 10.9 - -
специалисты и ИТР

среднего звена

18.2 12.5 11.1 17.4 - 33.3
референты, секретари

и т.п.

9.1   - 4.3 - -
квалифицированные

рабочие

54.5 50.0 66.7 54.3 100 66.7
неквалифицированные

рабочие

- 25.0 22.2 13.1 - -

Информация о работе Российский рынок труда. Место молодежи на рынке труда