Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2010 в 16:31, Не определен
Лекция
Под влиянием пифагорейцев Платон пытается упорядочить мир понятий на числовой основе. Но количественные понятия дают возможность упорядочить только количественное многообразие мира. Качественное многообразие - невозможно упорядочить ни посредством количественных, ни посредством качественных понятий. Мир слишком сложен, чтобы его можно было представить в виде пирамиды, как восхождение от менее общего к более общему и, наконец, к самому общему и единственному классификационному понятию.
Это невозможно как с точки зрения современной гносеологии, так и логики. Но частично эту проблему решить можно. На мой взгляд это достигается по мере нахождения единства, тождества в различном и различия в тождественном. Найдя иерархию отношений тождества и различия и выразив ее в сравнительных понятиях, мы сможем выразить то, что пытался понять Платон посредством абстрактно-всеобщих, классификационных понятий. Причем, на наш взгляд, начало этой работы положено как предшественниками Платона - досократиками, так и лучшим из его учеников - Аристотелем.
Итак, центральной мыслью Платоновской философии является учение об идеях. Ее корень, - по мнению В.Виндельбанда, - лежит в стремлении Платона выйти за пределы протагоровского релятивизма, значение которого признается им только для восприятий чувственного мира. Достигается же это посредством исключения из познания сравнительных понятий и преимущественного использования и исследования классификационных понятий, которому учил Сократ. По мнению последнего именно эти понятия дают верное и общеобязательное знание об истинной сущности вещей, тогда как сравнительные понятия обуславливают только общепринятые добродетели, которые покоятся на привычке и на житейской рассудительности толпы, которые подвергнуты изменчивости обычаев и мнений.
Таким образом,
основным мотивом учения об идеях
служит этическая потребность достичь
истинной добродетели посредством
истинного знания. Убеждение в
недостаточности обыкновенной добродетели
толкают Сократа и Платона
отказаться от субъективных точек зрения,
а вместе с тем и от используемых
софистами сравнительных
Путь к этому абсолютному знанию, независящему от всякой случайности при выборе точки зрения указан Сократом. Это - познание истинного бытия посредством классификационных понятий. Выполнение этой задачи связано с поиском целого ряда понятий и установления их отношений посредством деления. И Платон поставил перед собой цель построить логическую систему понятий на основании отношений подчинения и соподчинения.
В то время как
посредством сравнительных
Подобно тому, как
относительная истина чувственного
восприятия состоит в воспроизведении
возникающих и сменяющихся
Таким образом, этим двум типам понятий соответствуют два различных мира: мир истинной действительности - идеи, познающийся посредством классификационных понятий, и другой - мир относительной действительности, возникающих и преходящих вещей, познающийся посредством чувственного восприятия и сравнительных понятий. "Идея", как предмет истинного познания никогда ни в каком отношении неизменяема, никаким образом не претерпевает перемен. Напротив того, воспринимаемые чувствами единичные вещи постоянно изменяются, возникают и уничтожаются.
Иначе говоря, Платон переносит парменидовскую характеристику бытия на свои "идеи", как истинно сущее, тогда как мир чувственно воспринимаемых вещей подчиняется у него гераклитовской характеристики бытия. Отсюда следует основное положение платоновской философии: надо различать два мира: один - предмет разумного мышления, другой - чувственного познания. Поэтому телам, воспринимаемым чувствами, противостоят обособленные от тел идеи, как бестелесные формы.
Итак, теория двух
миров - ядро платонизма. Один из миров
- это предмет разумного
В диалоге "Федр" сказано о двух видах рассуждения на эту тему: "Первый - это способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно". "Второй вид - это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них". Пределом нисхождения служит логически неделимое. Предел восхождения - достижение сущности блага, как вершины умопостигаемого.
В "Софисте" об умении отождествлять и различать говорится как об умении "в достаточной степени различать одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различит, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать [c другим] и насколько нет".
Все эти рассуждения Платона, выражены на языке классификационных понятий. На мой взгляд, они абсолютно верны, но в отрыве от сравнительных понятий, они в такой же мере бесплодны. А потому, все последующие построения Платона не конкретны и страдают излишней всеобщностью.
7.3 ДРУГИЕ ТЕОРИИ ПЛАТОНА
Диалектика. Специфика главного метода Платона определяется тем, что, воспроизводя беседы Сократа, он впервые использует жанр диалога в философском произведении. Поэтому диалектика у него тесно связана со стихией живой речи и умело направленной беседы. Это слово Платон употребляет широко. В одном случае для обозначения метода познания идеи, путем отыскания предельно общего понятия, в другом - как название приема деления объема понятия. Конечной целью диалектики должна была быть целая система логически взаимосвязанных понятий.
В диалоге "Кратил" Сократ называет диалектиком человека, который "умеет ставить вопросы и давать ответы". Стремясь к истине, ему "доступно доказательство сущности каждой вещи".
В диалоге "Софист" Платон говорит об умении отождествлять и различать вещи, так "различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый - неужели мы не скажем, что это предмет диалектического знания?".
Поэтому диалектику Платон определяет как высшую философию, ведущую к постижению истинно сущего. Это высшая из всех наук, завершает познание. Платон ставит ее даже выше геометрии. "Так не кажется ли тебе, спрашивает платоновский Сократ,- что диалектика будет у нас подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех".
Итак, диалектика как метод, схватывает два противоположных движения: "путь вверх", как восхождение к познанию и определению предельно общего, "родового" и "путь вниз", как нисхождение по ступенькам "видов" к самому концу, к минимально общему. В итоге, задача состоит в том, чтобы свести все частные законы бытия, к одному наиболее общему закону, который оказывается для всех вещей "благом", а затем из него вывести все частные законы, оказывающиеся частными "благами". Поскольку именно "идея" блага сопрягает все множество идей в некоторое единство.
В онтологическом плане, т.е. в аспекте бытия, это движение направлено на постижение сущности бытия ("видов", "идей"). В логическом плане - это сведение шаг за шагом низших понятий к высшим, родовым понятиям, а затем уже разделение родов на входящие в них видовые понятия. В этом нисхождении Платон широко пользуется дихотомическим делением объема понятия на противоречащие части. Примеры дихотомии можно найти в диалогах "Софист", "Федр" и ряде других. Отбрасывая шаг за шагом те части, в которых предмет находиться не может, "диалектик" достигает уже неделимой части объема, которая и будет искомым предметом.
Диалектика Платона
явилась предшествующим этапом в
развитии Аристотелем формальной логики.
Ей принадлежит важное место в
развитии не только гегелевской абстрактно-
Теория припоминания. Платон отрицает происхождение понятий из опыта, путем обобщения данных органов чувств. Он не согласен, например, с теми, кто считает, что к идее равного приходят, наблюдая равные предметы, поскольку, в природе ничего равного нет. Все равное там лишь кажется таковым, возражает своим оппонентам Платон. А чтобы нечто могло нам представляться как равное, мы должны уже обладать идеей равенства: "Мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как впервые увидим равные предметы" - скажет в одном из своих диалогов Платон.
Но нахождению идей все-таки способствует созерцание вещей, которые, сами, будучи отражением идей в материи, напоминают об идеях как по сходству с ними, так и по различию. Например, об идее прекрасного напоминают по сходству прекрасные вещи, а по контрасту - безобразные. На припоминание идей наталкивает и противоречивость вещей. Любая вещь одновременно и больше и меньше: она больше относительно меньшей вещи, но меньше относительно большей и т. п. Отсюда возникает стремление выяснить, что такое "больше" и "меньше", составить себе обо всем этом понятие. По Платону же это - припомнить идеи большего и меньшего.
Итак, рациональная ступень познания предшествует, по Платону, чувственной, поскольку некогда душа непосредственно созерцала в своем умозрении идеи, общее (тождественное Ю.А.) как таковое, которое отражается в вещах и процессах чувственного мира в весьма несовершенной форме. В самой себе душа содержит знания, но их надо припомнить. Упав на землю и вселившись в тело, она забыла об этом мире. Отныне ее питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие. Но Платон отрицает саму возможность послеопытного знания, допуская лишь априорное, доопытное знание.
Платон согласен с Архитом Тарентским о том, что такие науки как геометрия, арифметика, астрономия и теория музыкальной гармонии - музыка, родственны друг другу. Но все они оцениваются Платоном лишь с одной стороны: насколько они способны служить припоминанию идей. Платон игнорирует эмпирическое знание потому что, как он утверждает, для того, что меняется, возникает и исчезает, как и вообще, для единичных вещей знания не существует. Он возражает и тем, кто ожидает от наук практической пользы. Поэтому теория припоминания становится ядром его гносеологических концепций. Душа вспоминает идеи, которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, а свободно существовала в царстве идей. Здесь видно, что философия Платона дополняет оппозицию материи и идей, противопоставлением тела и души. Как тела, так и души сотворены богами.
Учение Платона о душе. Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, самая низшая ее часть - влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Платон серьезно верил в орфико-раннепифагорейский миф о том, что души могут вселяться в тела людей, животных и растений в зависимости от того, насколько высшей части души удалось подавить низшую ее часть. Поэтому души пьяниц и обжор воплощались в свиней. Души поэтов и музыкантов - в певчих птиц, а души труженников - в пчел или муравьев и т.п. Такое перевоплощение будет происходить до тех пор, пока душа не искупит своего падения и снова не воплотится в человеческое тело.
Причем, тело смертно
- душа бессмертна. Попав в тело, душа
забывает о своей отчизне, но она
способна к припоминанию ее. Соразмерность
и гармония мира стимулирует ее в
этом направлении. Тело должно быть временным
вместилищем и пристанищем