Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 19:31, реферат
Византийская философия возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства. Предшественниками этой философии являются греческие отцы церкви: Леонтий Византийский, Прокопий из Газы, Иоанн Домаскин.Византийская философия создавалась на греческом языке в условиях римского государства с центром в Константинополе. За условную дату начала византийской эпохи можно принять перенесение резиденции Римского императора в Константинополь (330 г), объявление ортодоксального христианства государственной религией (380 г) или отделение Восточной империи от Западной (395 г), ее конец был ознаменован завоеванием Константинополя турками-османами в 1453 году.
Святитель Григорий Палама
Святитель Григорий Палама (1296-1359(7?) годы) принадлежит к позднейшему византийскому периоду. Но для того чтобы должным образом оценить его место в развитии богословской мысли, необходимо представлять себе основные тенденции, царившие в богословии и философии того времени, тенденции, восходящие к незапамятным временам раннего христианства. Речь идет о соотношении между богословием и античной философией, о знакомой уже проблеме Афины - Иерусалим, которая с давних времен, на протяжении всей византийской истории волновала, да и сейчас снова волнует умы.
В византийский период
Основа конфликта состояла в том, что взгляд и понимание природы божества в греческой философии были несовместимы с библейской интуицией. В то же время христианское богословие успешно пользовалось целым рядом идей, заимствованных у Платона. Поучительным примером искушения, которым греческая мысль грозила христианским богословам, был Ориген, в учении которого обе традиции так и не нашли примирения.
Следует заметить, что строгой поляризации между "гуманистами" и монашеством не было, хотя среди тех и других существовали радикальные группы. Среди интеллигенции "гуманизм" спокойно уживался с христианством и, как правило, приводил к богословскому консерватизму. Исповедуя христианство в его традиционных формах и в то же время будучи ценителями классического наследия, такие люди, как, например, Фотий и позднее Михаил Пселл, жили как бы в двух мирах, не делая никаких попыток согласовать, связать их в едином мировоззрении.
Эта своеобразная "культурная
шизофрения"30 особенно характеризует
период усиления Византии, длившийся
до конца царствования Василия
II. С падением Константинополя
в 1204 году византийскому
В середине XIV века секретарь
императора Николая
Официальное отношение
После того как в 1261 году
Константинополь был отвоеван
у крестоносцев, снова наступил
расцвет греческого
Монашеское движение того времени связано с понятием "исихазма". Слово это происходит от греческого ησυχία (исихш), означающего "тишина", "молчание". Первоначально исихастами назывались отшельники, монахи, ведущие созерцательный образ жизни, в отличие от общежительного. Вся жизнь исихастов была посвящена Иисусовой молитве. Идея постоянной "умной" молитвы, как мы знаем, восходит к Евагрию Понтийско-му. К XIV веку традиция "умной" молитвы была знакома не только отшельникам, но и считалась основным "деланием" во всех монастырях и даже среди мирян. Существовало несколько "психосоматических" методов (вероятно, восходивших к эпохе древнего христианства) для сосредоточения внимания в умной молитве путем дисциплины дыхания. Один из этих методов неправильно приписывается Симеону Новому Богослову, а другой -Никифору Исихасту ("Уединеннику") - итальянцу, обратившемуся в Православие и ставшему афонским монахом (XIII век). С его именем связаны споры о природе и назначении исихазма. В своем трактате Никифор предлагает практические указания для достижения постоянной молитвы. Основным препятствием для постоянной молитвы, утверждает он, является рассеяние: падший человеческий дух привязан к внешним объектам, не имеющим ничего общего с образом Божиим в нас. Поэтому первой задачей должно быть "собрание ума", объединение своего "я" в единое целое. Для достижения этого можно пользоваться дыханием как постоянным элементом нашего психосоматического бытия:
Ведомо тебе, что дыхание наше... есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться... Подобает же тебе при сем знать, что когда ум твой утвердится в сердце, то ему не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!" - и никогда не умолкать.
("О трезвепии и храпении сердца")
Очевидно, что этот метод
коренится в ветхозаветном
Богословское обоснование
Григорий Палама получил
образование в Константинополе
и завоевал репутацию
После смерти отца, когда
Григорию было около 20 лет, все
оставшиеся члены семьи
Григорий Палама так бы и остался просто еще одним христианским писателем, если бы ему не довелось вмешаться в полемику с Варлаамом Калабрийцем. Вар-лаам был итальянским греком, который из приверженности истинной вере прибыл из Италии в Константинополь (1329 год). Он был сложной личностью, принадлежа одновременно двум культурам - восточной и западной. Его родным языком был греческий, но он был также знаком и с латинским богословием своего времени. В интеллектуальной жизни Запада тогда преобладали номинализм и реализм. Номинализм представляет собой такой подход к действительности, при котором слова - всего лишь условные обозначения, не имеющие отношения к сущности предмета. Реализм же утверждает, что язык адекватен реальности, что "имена" не случайны, а действительно связаны с обозначаемыми реалиями. В богословском контексте номина-листский подход может существенно изменить смысл учения о богопознании. Он особенно связан с именем Вильяма Оккама, критиковавшего "реалистическую" томистскую школу, распространенную на Западе.
По приезде в Константинополь Варлаам, будучи человеком необычайным, привлек всеобщее внимание и сделал молниеносную карьеру. Он подружился с Иоанном Кантакузином, "Великим доместиком" (премьер-министром) и приближенным императора Андроника III. С его помощью Варлаам стал профессором в Кон-стантинополе с узкой специализацией толкователя псевдо-Дионисия Ареопагита.
В 1333 году в Константинополь
прибыли два римских легата-
По случаю предстоящей
Трактаты Варлаама продолжали
циркулировать и в конце
Письмо Григория Паламы
Они посвятили меня, - писал
он, - в свои чудовищные и абсурдные
верования, описывать которые унизительно
для человека, обладающего хоть
каким-то интеллектом или хоть
малейшей каплей здравого
(Послание 5, к Игнатию)
В этом описании трудно распознать, имеем ли мы дело с невежественным искажением методов Никифора Исихаста или псевдо-Симеона или же с сатирой самого Варлаама. Как бы то ни было, Варлаам принял свои открытия всерьез и отождествил монахов-исихастов с мессалианами или же богомилами-еретиками, наводнявшими тогда Балканские страны.
Последовавшая полемика между Варлаамом и Па-ламой сводилась к вопросу о богопознании, христианской антропологии и духовной жизни. Замечательно, что в этой полемике обе стороны ссылались на авторитет все того же псевдо-Дионисия.
В ответ на выпады Варлаама Григорий написал три трактата "В защиту священно-безмолвствующих", то есть исихастов. Это были первые три из девяти трактатов, посвященных этой теме и составлявших три триады, - в традиции Дионисия. В полемическом пылу Варлаам обозвал исихастов όμφαλόψυχαι (омфалопсихи), "пуподушники". Его обвинения монахов в мессалианиз-ме и богомильстве могли иметь серьезные последствия, ибо он все еще был в фаворе в Константинополе.
В 1339 году Варлаам был послан
к папе римскому в Авиньон
для очередных переговоров о
соединении Церквей и для запро
Информация о работе Византийская философия: Иоанн Домаскин, Григорий Палама