Сознание и мозг. Современные психофизиологические концепции сознания и их философское содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Психофизиологическая проблема является одной из точек соприкосновения философии с группой частных наук и в первую очередь с физиологией высшей нервной деятельности животных и человека и психологией человека. Ключ к решению психофизиологической проблемы находится в недрах философской науки, так как философия выполняет особую мировоззренческую и методологическую функции, которые сами по себе не могут осуществлять ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретного научного знания в целом

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
СОЗНАНИЕ И МОЗГ
5
Проблемы сознания в философии
5
Взаимосвязь мозга и сознания
8
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ И ИХ ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

13
Психофизиологическая проблема
13
Современные психофизиологические концепции сознания
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ффилософия.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

Важным свойством сознания представляется способность удерживать в голове последовательность происходивших событий и произвольно извлекать их из недр памяти4.

Последние десятилетия ознаменовались прорывом в исследовании их мозговых механизмов. Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В сохранении в памяти последовательности событий важную роль наряду с гиппокампом играет лобная кора. В ней можно выделить три группы нейронов: одни реагируют на действующий сигнал, другие сохраняют его след до того момента, когда необходимо дать поведенческий ответ, и, наконец, третьи включают ответную реакцию.

Подведём итог представлениям о наиболее вероятных механизмах сознания. Сопоставление вновь поступившей информации с прошлыми переживаниями определяет содержание сознания как постоянную корректировку личного опыта и того, что можно назвать чувством внутреннего «я». В основе сознания лежит идея обновления, придающего жизни её высший смысл и определяющего постоянное стремление человека к новизне.

Изучение литературы показало, что вопрос о тесной связи мозга и сознания остается открытым. Ученые, стоящие на «монистических» позициях, работающие в нейронауках, полагают, что ключ к разгадкам механизмов психики и поведения лежит в изучении нейронов, нейронных сетей, функциональном картировании мозга. Однако такой подход не единственный из возможных. 

Научно доказано, что сознание всегда связано с перечисленными ниже протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них:

1. сознание является высшей  формой отражения мира и связано  с членораздельной речью, логическими  обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;

2. стержнем сознания, способом  его существования является знание;

3. труд развивает сознание;

4. речь (язык) формируют сознание;

5. сознание является функцией  мозга;

6. сознание многокомпонентное, но составляет единое целое;

7. сознание активно и  обладает возможностью воздействовать  на окружающую действительность.

Таким образом, деятельность мозга и деятельность сознания неразрывно связаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ  И ИХ ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

    1. Психофизиологическая проблема

 

Первые воззрения о душе и теле возникли ещё в глубокой древности и были представлены во взглядах на душу как некую независимую сущность, находящуюся в человеческом теле. Учение о душе - это первая форма знания, выступившая в качестве основы для развития представлений о внутреннем мире человека, духовном, психическом. С одной стороны, единство жизнедеятельности нашего организма обеспечивается генотипом. Но, с другой стороны совершенно очевидно, что человек - нечто большее, чем организм. Эту особого рода целостность, превосходящую единство нашего тела, фиксирует классическое понятие души. С постановки проблемы взаимосвязи души и тела собственно зарождается и психофизиологическая проблема, которая впервые была описана в трудах древнегреческих философов.

Демокрит, обращаясь к проблеме взаимосвязи души и тела, объясняет природу из нее самой «как не имеющую начала во времени, но существующую вечно». Его душа - не некая сверхматериальная субстанция, а вполне физическая сущность, совокупность атомов, «круглых и быстро движущихся ..., подобных тем, из которых состоит огонь», обладая внутренней энергией, она является причиной движения живых существ, огненным началом в теле. Животная, неразумная часть души равномерно распределена по всему телу. Она - источник подвижности и жизненности тела. Философ утверждал, что: «душа смертна и гибнет вместе с телом». «Души ... погибают. Ибо то, что рождается вместе с телом, с необходимостью должно погибнуть вместе с ним» , то есть идеальное мыслилось наравне с материальным - как единая субстанция. Так была создана существующая более двух тысячелетий дискретная картина мира, в котором бытие мыслилось состоящим из мельчайших и обособленных частичек вещества, а отношения между этими частичками считались не самим бытием, а лишь свойством материальной субстанции5.

Идея перевоплощения душ принадлежит Пифагору. Философ учил, что душа бессмертна. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в другие тела, животворя их. Основной идеей философии Пифагора было переселение души человека после смерти в тела других существ. Его последователи полагали, что пылинки в воздухе составляют душу, так как они кажутся непрерывно движущимися. У Диогена воздух, который состоит из мельчайших частиц, есть душа. Воздух - первое, самое тонкое, начало всего, и все происходит из него. Именно поэтому душа способна к движению и познанию.

Психофизиологическая проблема развилась дальше в XVII веке, благодаря Р. Декарту, который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две субстанции (телесную и духовную). Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения), а духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Р. Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке. Это объяснение получило название психофизического взаимодействия и определялось Р. Декартом следующим образом: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, заставляя его работать и изменять свой ход. Теория Р. Декарта о психофизическом параллелизме дала начало для становления психологии как самостоятельной науки.

По мере развития теории психофизического параллелизма были выдвинуты ещё несколько способов решения психофизиологической проблемы. Один из них предложил Т. Гоббс, считавший, что существует только одна субстанция — телесная, или материальная, которая также является и мыслящей субстанцией. Т. Гоббс полагал, что мышление — производная от телесных процессов, и должно изучаться посредством наблюдения разнообразных движений тела и в теле. Он обосновывал это тем, что мысль — субъективное явление, а телесные движения — объективное, так как они имеют своим истоком какое-либо внешнее воздействие объекта на органы чувств.

Г. Лейбниц, пытаясь опровергнуть теорию Р. Декарта, выдвинул свой способ взаимодействия души и тела. По Г. Лейбницу душа и тело следуют своим собственным законам: душа действует по закону конечных причин (например, в соответствии с целью), а тело — по законам действующих причин. Они не могут влиять друг на друга, но взаимодействуют в гармонии, так как являются сутью одного и того же универсума. Тем не менее, в этой гармонии духовное в определенном смысле главенствует над телом, а тело является производной от души.

Б. Спиноза разработал возможное решение психофизиологической проблемы в духе монизма, выдвинув концепцию о том, что нет двух отдельных субстанций, а есть единая природа (Бог), имеющая разные свойства (атрибуты), из чего следует, что сознание и тело — атрибуты природы. Позиция монизма утверждает единство мира в его различных проявлениях (духовного и материального). Так как единая субстанция обладает как атрибутами протяжения, так и мышления, Б. Спиноза сделал вывод, что чем более активен человек в мире, тем более совершенно он действует, то есть чем выше организация тела, тем выше духовное сознание6. 

Напрямую о материальности психики писал В.М. Архипов: «В XX в. наука сделала гигантский шаг вперед. Естественнонаучные факты, накопленные ею, дают возможность окончательно решить вопрос о материальности психики. (...) Работу мозга можно объяснить одними физиологическими, материальными факторами». Опираясь на работы И.П. Павлова, утверждавшего что временная нервная связь это универсальное физиологическое явление и вместе с тем оно же психическое, ученый полагал, что психическое тождественно нервному, и законы высшей нервной деятельности являются законами динамики психических состояний, а научный анализ психики может быть только анализом материального нервного процесса.

И.П. Павлов же ставил знак тождества между понятиями нервного процесса и физиологического, не имея в виду того, что «нервное» более широкое понятие, чем «физиологическое».

 

    1. Психофизиологические концепции сознания

 

В современных исследованиях психофизиологической проблемы можно выделить три основные концепции:  концепция «светлого пятна», гипотеза информационного синтеза, концепция коммуникативной природы сознания.

Гипотеза о связи сознания с определенным участком коры была впервые высказана И.П. Павловым. В поисках ответа на вопрос: «какие нервные процессы происходят в больших полушариях тогда, когда мы говорим, что мы себя сознаем», - он предположил, что сознание представлено деятельностью находящегося в состоянии оптимальной возбудимости «творческого» участка коры больших полушарий, где легко образуются условные рефлексы и дифференцировки. Другие участки, где происходит преимущественно поддержание уже образованных рефлексов, связаны с тем, что называется бессознательной деятельностью. Свои мысли И.П. Павлов выразил в образной форме: «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо меняющихся очертаний светлое пятно»7.

Концепция «светлого пятна», впервые высказанная И. П. Павловым, получила свое развитие в новейших гипотезах в виде «теории прожектора». Эта концепция была сформулирована Ф.Криком – соавтором теории двойной спирали и нобелевским лауреатом.

Основные положения «теории прожектора» сводятся к следующему. Вся информация поступает в кору по сенсорным путям через переключательные ядра в дорзальном таламусе (включая и примыкающие к нему коленчатые тела). Возбудимость этих переключательных ядер может быть избирательно изменена за счет коллатералей от нейронов ретикулярного комплекса таламуса, входящего в его вентральный отдел. Взаимоотношения между этими частями таламуса построены таким образом, что в каждый данный момент одна из нейронных групп дорзального таламуса оказывается в состоянии высокой возбудимости, что значительно усиливает импульсный поток к соответствующим отделам коры, в то время как другие группы оказываются наоборот заторможенными. Период такой высокой возбудимости длится около 100 мс, а затем усиленный приток поступает к другому отделу коры. Ф. Крик предполагает на этом основании, что область наиболее высокой импульсации представляет в данный момент как бы центр внимания, а благодаря перемещению «прожектора» в другие участки становится возможным их объединение в единую систему. В этом процессе большую роль играет синхронизация активности нейронных групп на одной частоте, что также происходит за счет влияния восходящих таламических проекций с кратковременной модификацией деятельности соответствующих синапсов.

Важно, что в число вовлеченных в совместную деятельность нейронных групп входят нейронные ансамбли в различных областях коры. Подобная интеграция, по мнению автора, и обеспечивает осуществление высших психических функций. Предполагается также, что одновременно могут действовать несколько «прожекторов».

Важно, что в число вовлеченных в совместную деятельность нейронных групп входят нейронные ансамбли в различных областях коры.

По Ф.Крику, подобная интеграция и обеспечивает осуществление высших психических функций. Предполагается также, что одновременно могут действовать несколько «прожекторов». Данная концепция была разработана, в первую очередь, для обработки зрительных сигналов, но автор концепции предполагает, что описанная схема является общей для всех анализаторов.

Гипотеза информационного синтеза. Впервые идея об информационном синтезе как основе возникновения субъективных переживаний была выдвинута в середине 70-х гг. прошлого века А.М. Иваницким на основе исследований физиологических механизмов ощущений.

Идея о повторном входе возбуждения в нервные структуры как базисном механизме возникновения субъективного опыта высказывалась в последние годы многими авторами. Наиболее полно она была развита в трудах нобелевского лауреата (за исследование антител) Дж. Эделмана, теория сознания которого получила достаточно широкую известность.

По Дж. Эделману, в основе возникновения субъективных феноменов лежит механизм повторного входа возбуждения в те же нейронные группы после дополнительной обработки информации в других группах или поступления сигналов из внешней среды,

Причем эти обратные проекции могут соединять как анатомически близкие, так и удаленные структуры. Этот повторный вход дает возможность сравнивать полученные ранее сведения с изменениями, происшедшими за период времени от предыдущего повторного входа.

.По Дж. Эделману, в основе возникновения субъективных феноменов лежит механизм повторного входа возбуждения в те же нейронные группы после дополнительной обработки информации в других группах или поступления сигналов из внешней среды8.

Основные положения теории функциональных систем отражают представления о том, что психика возникла в эволюции потому, что психические переживания содержат обобщенную оценку ситуации, благодаря чему они выступают в качестве важных факторов поведения.

Концепция коммуникативной природы сознания была разработана П. В. Симоновым. По его определению, сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям, что находит отражение в этимологии слова «сознание» - «совместное знание».

Информация о работе Сознание и мозг. Современные психофизиологические концепции сознания и их философское содержание