Раннее Новое время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 01:08, Не определен

Описание работы

Лекции

Файлы: 1 файл

ИППУ Ч. 2 Раннее новое время.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)
 
 

Раздел  III. РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ 

Западная  Европа в XVI веке 

    В XVI веке в Европе произошли крупнейшие перемены. Главная среди них - складывание больших и сильных монархий, притязающих на роль консолидирующей силы и способствующих образованию наций; падение политического и духовного авторитета католической церкви. Своеобразие эпохи заключалось в том, что общественные силы, боровшиеся против феодализма и освещавшей его церкви, еще не порвали с религиозным мировоззрением. Поэтому общим лозунгом массовых антифеодальных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинной, апостольской церкви.  
 

1. Никколо Макиавелли  

    Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) философ, дипломат и политик, вошел в историю  политико-правовой мысли как автор  «Государя», принесшего ему мировую  известность. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии  Нового времени. Анализируя творчество Н. Макиавелли принципиально важно уяснить, что в человеческих качествах и поведении государя он раскрывает методы, закономерности политической деятельности персонифицированного в правителе самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему рекомендаций, заключается глубокий концептуальный смысл «Государя».

    Его политическое учение свободно от теологии, оно основано на опыте современных ему городов-государств, правителей Античного мира, на знании интересов и страстей человека, участников политической жизни. Макиавелли полагал, что изучение прошлого, учет психологии людей дает возможность предвидеть будущее и определить средства и способы действий.

    В политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное. Государство - есть некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. При этом страх не должен перерастать в ненависть. Главное - реальная способность правительства повелевать подданными. Цель государства и основа его прочности - безопасность личности и незыблемость собственности; «человек, которого лишают какой либо выгоды, никогда не забывает этого». «Самое опасное для правителя - посягать на имущество подданных».

    Благо свободы (незыблемость частной собственности  и безопасность личности) - цель и  основа прочности государства, наилучшим  образом обеспечены в республике. Воспроизводя вслед за Полибием идеи о возникновении и круговороте форм правления, он как и античные мыслители отдает предпочтение смешанной форме (монархии, аристократии и демократии). Особенность же его учения в том, что смешанную республику он считал результатом борющихся социальных групп.

    Макиавелли  высказывает свое, отличное от общепринятого среди политиков, мнение о народе: народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко - в частных. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем тиран: народ можно уговорить словом, от тирана можно «избавиться только железом». Жестокость народа направлена против тех, кто посягает на общее благо, жесткость государя - кто «может посягнуть на его собственное личное благо». От народа он отличает знать. Нет общества, где бы не было противостояния знати и народа. Честолюбие первых - источник беспокойства смут в государстве, их претензии безграничны. Но знать неизбежна и нужна государству. Именно из ее среды выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники. Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть «смешанной республики» в том и состоит, что государственные органы включают аристократические и демократические учреждения, играющие роль сдерживающего фактора.

    Что касается дворянства («те, кто праздно живет на доходы от своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь»), то Макиавелли отзывался о нем с ненавистью и призывал к его уничтожению. Дворяне - "решительный враг всякой гражданственности» и каждый «желающий создать республику ... не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив всех их до единого».

    Для создания свободной Итальянской республики Макиавелли предлагает ряд мер. Среди них освобождение от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и дворян, от папы и интриг католической церкви. Кроме того нужен единоличный правитель с абсолютной и чрезвычайной властью, учреждающий мудрые законы и порядки. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым с самим спокойствием народа. Для Макиавелли право - орудие власти, выражение силы. Везде основой власти «служат взаимозависимые, хорошие законы и хорошее войско». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука - «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого».

    Макиавелли  отказывает итальянским городам - государствам в народовластии как в реальной перспективе и единственной политической формой, способной затормозить процесс деградации, призвано самодержавие. «Там, где (материал) испорчен, не помогут даже хорошо упорядоченные законы, если только они не предписываются человеком, который с такой огромной энергией заставляет их соблюдать, что испорченный материал становится хорошим». Однако, тиранию он считал временной мерой, горьким но необходимым лекарством, надобность в котором отпадет, как только будет остановлено развитие болезни.

    Особое  отношение было у Макиавелли к  религии. Это важное средство политики, мощный фактор воздействия на умы и нравы людей. Она «помогает командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных». Государство должно использовать религию для руководства подданными. Но Макиавелли критически относится к христианству, проповедующему покорность и смирение, и высоко ценит религию античности, почитающую «высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными». Отрицательно он относился и к духовенству, дурными примерами, лишившими страну «всякого благочестия». В связи с этим Макиавелли допускал преобразование религии, но в отличие от лидеров Реформации основой реформы считал не идеи раннего христианства, а античную религию, всецело подчиненную целям политики. Его вывод о том, что не политика на службе у религии, а религия на службе у политики - резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

    Макиавелли  решительно отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) есть особая сфера деятельности, имеющая свои закономерности, которые необходимо  изучать и осмысливать, а не выводить из св. Писания и конструировать умозрительно.

    Эпоха средневековья сказалась на взглядах мыслителя о методах, способах и приемах политической деятельности. Они полностью отделены от морали. Если мораль оперирует такими категориями как «добро»-«зло», то политика - «польза»-«вред». Поэтому поступки политических деятелей должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства.

    Методами  осуществления власти являются не только военная сила, но и хитрость, коварство, обман. И поэтому политические правила  и нормы морали не совместимы, государственный  деятель не должен быть верен договорам, если это вредит интересам общества. Он должен уметь решиться на «великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства». «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты». Идеалом государственного деятеля для Макиавелли был герцог Романьи Цезаре Борджиа, гений коварства в политике.

    

      

    

    

    

      
 

      
 

    

      

      
 

      

      

      

      
 
 
 

    

      
 
 

      

    При этом Макиавелли считал, что вероломство  и жестокость должны совершаться  так, чтобы не подрывался авторитет  власти. Отсюда он выводил излюбленное  правило политики: «Людей следует  либо ласкать, либо уничтожать, ибо  за малое зло человек может  отомстить, а за большое - не может». «Лучше убить, чем грозить, - грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая - отделываешься от врага окончательно». Особое внимание правитель должен обращать на создание собственного имиджа. «Самое главное для государя - постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся...каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство».

    Приведенные здесь и другие правила политика получили в науке название «макиавеллизм» как символ политического коварства. Таким образом, Макиавелли сформулировал  и обосновал главные программные  требования буржуазии: незыблемость частной  собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшая форма обеспечения «благ свободы», осуждение дворянства, подчинение религии политике. Его идеи, за исключением «макиавеллизма», были восприняты Спинозой, Руссо и другими теоретиками. 
 

2. Политико-правовые  идеи Реформации  

    Реформация (лат. reformatio - перестройка) - антифеодальное по социально-экономической и политической сути, антикатолическое (религиозное) по идеологической форме движение в XVI в. в Западной и Центральной Европе. Главный ее очаг - Германия.

    Начало  Реформации положил профессор Виттенбергского университета теолог Мартин Лютер (1483-1546 гг.), когда 31 октября 1517 г. он прибил к дверям церкви «95 тезисов» против индульгенции. Исходный пункт лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой, опираясь на священное писание, он утверждал, что каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждается в церкви (идея всесвященства). То, что относится к религии - дело совести христианина; источник веры - «чистое слово божье» (священное писание). И таким образом, все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным, а вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб рассматривались как человеческое установление, подлежащее рациональной оценке и критике, а фактически отрицались.

    Свое  отношение к светской власти Лютер основывал на представлении, что человек живет в двух сферах: в сфере «Евангелия» (религиозная сфера) и в сфере «закона» (царство земное). Если бы мир состоял из подлинно христиан (истинно верующих), то в законах и правителях не было бы необходимости. А поскольку «злых всегда больше», то бог учредил два правления - духовное (для верующих) и светское (для сдерживания злых). Истинный христианин должен заботиться о других людях; поэтому он платит налоги, почитает начальство, служит, делает все, что идет на пользу светской власти. Главное, чтобы христианин не использовал меч в своекорыстных интересах, и тогда «стражники, палачи, адвокаты и прочий сброд» могут быть христианами. Что касается произвола власти, то Лютер, ссылаясь на апостолов Петра и Павла о ее богоустановленности, оправдывал ее тем, что с сотворения мира «мудрый князь - птица редкая», «если же князю удается быть умным..., то это величайшее чудо...». Однако бог повелел подчиняться любой власти. Но законы князя не простираются на вопросы веры.

    Задача  духовенства - распространение божьего  слова, во всем остальном оно должно подчинять государству. Светская власть независима от папства. Более того, Лютер призывал королей и князей к вооруженной борьбе против пап, кардиналов, всего духовенства. Призывы Лютера против церкви вылились в войну лютеран и католиков. На территории Германии она завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: «чья страна, того и вера» (cujus regio, ejus religio).

    В период Реформации князья Германии сами решали вопросы о религии своих  подданных. В 1529 году католики на 2-ом Шпейерском рейхстаге добились отмены этого  положения. И тогда несколько  князей и представителей городов  подали протест императору, ссылаясь на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев Реформации стали называть протестантами. Протестантизм, после Агсбургского мира приняли ряд германских земель, а также скандинавские государства.

    Представителем  радикального религиозно-политического  течения Реформации был Жан Кальвин (1509-1564). Его учение широко распространилось в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии и Североамериканских колониях. Наиболее значимое в деятельности Кальвина было следующее.

    Во-первых, он основал в Женеве новую церковь, где община верующих управлялась выборной консисторией, поначалу он пытался поставить консисторию выше государственных органов (влияние теократических учений), однако в итоге утвердилась идея независимости кальвинистской церкви от государства и право церкви судить о ряде действий власти. Во-вторых, в кальвинизме отчетливо выражена протестантская этика («дух капитализма» по Максу Веберу): культ трудолюбия и предприимчивости, деловая честность, верность слову и соглашению, личный аскетизм, отделение домашнего хозяйства от промысла, вложение всей прибыли в дело. В-третьих, центральной идеей кальвинизма была идея абсолютного предопределения - судьба каждого человека предопределена богом.

Информация о работе Раннее Новое время