Проблема происхождения философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2009 в 22:12, Не определен

Описание работы

Введение
Основная часть
§1 Основания историко-философского мышления
§2 Классический идеал рациональности как основание генезисного метода в решении проблемы возникновения философии
§3 Фигуры «ментализма» как симптом классичности генезисных концепций
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФ.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНО  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии 
 
 
 
 
 
 

ПРОБЛЕМА  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 
 

Реферат

студентки гр. 722

Д.А.Никитиной 

Научный руководитель:

доцент  кафедры 

философии

А.А. Краузе 
 
 
 

ПЕРМЬ 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..…...2

Основная  часть……………………………………………………………………………………...…4

§1 Основания историко-философского мышления………………………………………………....4

§2 Классический идеал рациональности как основание  генезисного метода в решении проблемы возникновения философии…………………………………………………...………….....................9

§3 Фигуры «ментализма» как симптом классичности генезисных концепций……………..........18

Заключение……………………………………………………………………………………………28

Список  литературы…………………………………………………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Проблема  начала философии – о чем это? Какова ее внутренняя пружина? Это –  средоточие нескольких проблем, особенно концентрированно показывающее их действительное, но зачастую непроявленное единство, это точка, где все они выходят на свой предел. Чтобы узнать тот момент, где философия началась («уже» присутствует), необходимо понимать, кто она такая по своей сути, но и наоборот – философия знает, кто она, только когда помнит ради чего возникла и в этом смысле постоянно вновь и вновь воспроизводит свой исток. Между этими двумя полюсами мы оказываемся в силовом поле, которое заставляет нас понимать не философией, но саму философию – то есть не пользоваться профессиональными навыками, а спрашивать о феномене философствования. Философия есть способ актуально присутствовать в мысли (мыслью в бытии). Но что такое сама мысль? Как она возможна? И каким образом она может начаться? Как она случается впервые? Впервые – всегда уже в истории. В данном случае – в истории философии. Но что такое сама эта история? И если это – происхождение чего–либо как непрерывный процесс, то как можно вообще помыслить начало непрерывности? Как понимать происхождение мысли? Из чего? Кроме того, история – это то, что уже в прошлом. Но если мысль – это способ незаместимого присутствия в бытии, то как можно помыслить его прошлое? Либо мысль – держание предмета, знание о нем, и история мысли – прогресс знаний. Но тогда зачем помнить прошедшее, если его запас знаний по сравнению с нашим несовершенен? Начало философии, ее историческое «впервые» привязано к определенному времени и месту. Что это – причины или условия? И если философия была тогда и есть сейчас, то что общего между условиями того и этого времени?

    Таким образом, главная проблема заключается в том, чтобы не только понять где, когда и как произошла философия, но и проанализировать концепции её происхождения и познакомиться с главными представителями данных концепций.

    Актуальность данной темы, на наш взгляд, заключается в том, что во время анализа происхождения философии и изучения теорий и концепций прослеживается только формирование науки «философия», но не видно начало мысли как мысли.

    Целью работы является иллюстрация единства всех существующих концепций происхождения философии и выявление единства характерных для них мыслительных ходов.

    Чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Четко охарактеризовать предложенные концепции
    2. Изучить онтологические основания каждой концепции
    3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод

        Объектом работы являются концепции происхождения философии.

        Выбранные нами методы исследования – анализ литературы, синтез и обобщение полученных данных.  

Основания историко-философского мышления

    Для начала рассмотрим современное состояние проблемного поля в целом. На данный момент существуют две основные концепции происхождения философии. Обе окончательно сложились в начале века и к настоящему моменту не только принесли свои плоды, но и породили третий, компромиссный вариант. Речь идет, прежде всего, о мифогенной и гносеогенной концепциях, которые принято считать противоположными. Однако уже само наличие компромисса в лице гносеогенно–мифо–генной концепции (как называет ее Чанышев) делает эту противоположность сомнительной и указывает, скорее, на какое–то принципиальное единство, которое глубже и основательнее различий. Спор идет скорее о разнице терминов. Необходимо увидеть, что все эти концепции реализуют один и тот же ход мысли, поскольку сами находятся в одной и той же плоскости.

    Для начала мы попытаемся выявить этот мыслительный ход, а затем и то проблемное поле, которое делает его  возможным, что и укажет нам в  качестве симптома на современное состояние  вопроса.

    Чтобы выполнить эту задачу, придется отвлечься  от деталей – их слишком много (можно говорить не просто о двух концепциях, а о двух группах концепций, не считая компромиссных вариантов, и спектр имен здесь велик – от Гегеля до Кессиди)1. Поэтому следует рассматривать только структуру концепций, которая сводится к одному–единственному мыслительному ходу.

    Итак, вскроем формальное единство этих концепций. Оно проявляется даже в их названии: мифогенная, гносеогенная, то есть обе  видят возникновение философии  структурно одинаково – как генезис. Необходимо заострить внимание на следующем: речь идет о генезисе философских идей. То есть возникновение философии считается объяснимым через описание процесса формирования (генезис) особого философского предмета (некоторое формально содержательное единство – то есть не только «о чем», но еще и «как»). Сам процесс генезиса предстает как переход «От мифа к логосу» (формула Деррера и Нестле). Эта формула является общей для всех концепций, хотя и получает различные толкования.

    Что можно в целом сказать об этой формуле и о генезисе как таковом? Он представляет появление философии как естественно–исторический процесс, то есть: 1) это линейный процесс; 2) с необратимой сменой стадий (был Миф, появился Логос – и Миф более невозможен); 3) где стадии поступательным образом сменяют друг друга; 4) согласно каузальной зависимости, а значит 5) непрерывность (которая все объясняет) обеспечивается тем, что в любой последующей стадии нет ничего того, что не было бы заложено в предыдущей.

    Почему  «от мифа»? Философия возникает  путем происхождения, но про–исходить нужно откуда–то. Поскольку до философии был господствующим миф, философии остается исходить «от мифа». При этом «от мифа» можно происходить, развивая миф, о чем и будет говорить мифогенная концепция, либо «от мифа» можно отталкиваться – гносеогенная концепция. Вторая часть формулы: «Логос» – это результат развития «первобытного» состояния, который сам первобытным уже не является. Это предметное мышление, способное к рефлексии и оформленное в понятиях, мышление, продуцирующее идеи. То есть это то, что авторы понимают под философией.

    На  какие вопросы следует отвечать, чтобы получить концепцию происхождения  философии, понятой вышеуказанным  образом? А. Н. Чанышев предложил  пять вопросов: «Из чего?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Почему?». Вопросы «Когда?» и «Где?» – о пространстве и времени должны вскрыть исторические условия, а точнее причины возникновения философии. «Из чего?» – вопрос о «субстрате» философии, то есть об источнике ее содержания. «Как?» – освещение логики процесса перехода субстрата («из чего») под воздействием исторических условий («когда–где») от первобытно–аморфного к понятийно–оформленному состоянию. Все вместе ответит на вопрос «Почему?». Не трудно заметить, что таким образом можно спрашивать только о происхождении предмета (в данном случае – предмета философии). Итак, сама эта структура (равно как и то, что за ней скрывается) является общей для всех концепций. Они лишь по–разному отвечают на вопрос «Из чего?».

    Далее следует прояснить различие между  концепциями. Разница в том, как они понимают материал, из которого первые философы создавали свои идеи: миф или эмпирическое знание.

    Гносеогенная  концепция. Ее сторонниками являются, например, Богданов и Спенсер. Эта концепция восходит к просветительскому рационализму, склонному отождествлять философию с научным рационализмом вообще. Как концепция возникновения философии она была оформлена позитивистами, а потому сводила философию к науке (теоретическому естествознанию). С точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом, по мере того, как оно аккумулировалось, стало мифу противоречить, и в конце концов эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. То есть философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов.

    Недостаток (внутренний) гносеогенной концепции  в том, что ей не удается выстроить  генетическую цепочку, хотя она на это и претендует. Как объяснить умозрительный характер философии, который никак не вытекает из опыта? Из прикладных знаний (а только такие и были) никак не может возникнуть сам принцип общей теории (тем более, стремящейся говорить о первоначалах). Таким образом, генезисной цепочки не получилось, и это такой недостаток, который грозит обернуться провалом всей концепции.

    В самом деле, есть ли прямая преемственность  между эмпирическим опытом и философской  рефлексией? Возможны ли причинно–следственные связи от пранауки к философии? Если науку понимать в европейском смысле, то этот тезис следует перевернуть: только философская рефлексия может пересмотреть опыт и из прикладных знаний сделать науку, что и случилось в Греции. Таким образом, философия сама является фактором появления науки.

    Итак, следует признать, что гносеогенная концепция не состоялась хотя бы потому, что существенно модернизирует  античность с позиций позитивизма2. Она называет причиной философии то, что само могло возникнуть только в результате функционирования последней.

    Мифогенная  концепция, сторонниками которой являлись Корнфорд, Томсон, Лосев, а ниточка тянется от Гегеля, является гораздо более серьезной и не имеет недостатка гносеогенной. Для этой концепции философия выступает как высшая стадия мифа, до которой тот добрался путем естественного развития. Философию здесь понимают как «Логос мифа», «мифологию в зеркале рефлексии», «понятийно оформленное мифологическое мировоззрение» – и проч., и проч. Короче говоря, философия здесь появляется тогда, когда натурфилософы начинают на абстрактном языке излагать Гесиода, делая из «Теогонии» теорию, то есть зрелище для ума.

    Мифогенная  концепция имеет преимущества по сравнению с гносеогенной – она  отвечает своему названию – то есть показывает генезис как непрерывный  процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии. Миф и  философия связаны сущностно, т. к. оба заняты соотнесением человека и сущего в целом. Это то, что авторы называют мировоззренческой функцией. Налицо множество переходных форм – спектр от классического мифа до классической философии разворачивается непрерывно.

    Но  у мифогенной концепции есть другой недостаток – философия в ней перестает быть новостью, а миф объявляется изначально предрасположенным к философствованию. Реакцией на эти трудности было появление компромиссной концепции, которая попыталась объяснить их односторонностью мифогенного и гносеогенного подходов. А чтобы избежать проблем было предложено объединить две концепции, как дополняющие друг друга, в одну. Философия, также как и миф, появилась в качестве мировоззрения, но объясняла она мир, опираясь на объективное знание, к тому же абстрактно оформленное. То есть натурфилософы говорили о мире в целом, описывая его через взаимодействие природных сил, и излагали свои идеи в понятиях.

    Но  такого рода компромисс не мог снять  проблемы, которую влечет за собой  генезисный ход сам по себе: если философия возникает из чего–то внешнего, то она не философия, если из чего–то внутреннего, то она не возникает. Эта трудность генезисного подхода имела другую сторону, именуемую ориентализмом. С чем ни связывай источник философии – с мифом ли или с эмпирическим знанием, – Греция не являлась «монополистом» в обладании ни тем, ни другим, ни даже тем и другим одновременно. И тогда приходилось говорить о восточных корнях философии или, точнее, об отсутствии всяких корней – получалось, что философия вечна. Иначе необходимо признать, что предфилософия была решительно везде, но не развилась в философию потому, что не умела абстрагироваться от чувственно–конкретных образов. Но каков генезис способности к абстракции, рефлексии, теоретичности? Фактор, решающим образом влияющий на движение «от мифа к Логосу», автоматически возводящийся в ранг главной и единственной причины (других–то нет), размещается авторами концепций в социально–экономической сфере. Таким образом, причиной того, что предфилософское состояние оформилось в философию, является особая степень развитости греческой экономики. Речь идет о цепочке: железо – товарно–денежные отношения– рабство, детерминистически действующей на состояние умов, поскольку деньги и разделение труда предполагают навык абстрактного мышления.

Информация о работе Проблема происхождения философии