Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 17:06, контрольная работа
Данный процесс социально - культурной энтропии связан с нарастающими процессами маргинализации населения и расширением зоны влияния маргинальных полей культуры, которые характеризуются своим положением на «окраинах» соответствующих культурных систем, «раздвоенностью», возникших в результате вынужденного освоения иных социальных ролей в процессе разнообразных социальных, экономических и политических трансформаций.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Проблема маргинальности…………………………………………………..5
1.Эволюция понятия маргинальности в истории социологии………….13
2.Пути решения проблемы маргинальности в России………………….17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………..23
Введение
Явление маргинальности открывает обширное поле для изучения природы современной цивилизации, ее дисфункциональных механизмов, потенциально разрушительных для общества в целом, для отдельной человеческой личности. Существенна сама постановка проблемы маргинальности в условиях современной России. За последние годы в российском обществе проведены преобразования, которые привели к интенсивной плюрализации духовной жизни и стилей жизнеустройства, формированию различных субкультур. Логика прежних идеологических схем и духовных установок привели к распространению состояния культурной дезориентации и неопределенности, что разрушает целостность и сбалансированность общественной системы в сфере соотнесенности ее социальной и культурной стратификации и ведет к смене культурных парадигм.
Данный процесс социально - культурной энтропии связан с нарастающими процессами маргинализации населения и расширением зоны влияния маргинальных полей культуры, которые характеризуются своим положением на «окраинах» соответствующих культурных систем, «раздвоенностью», возникших в результате вынужденного освоения иных социальных ролей в процессе разнообразных социальных, экономических и политических трансформаций.
Трансформационные процессы в современной России повлекли смешение психологических, политических, экономических, религиозных мотивировок маргинализации, что позволяет говорить о зыбкости, подвижности социальных статусов и характеризовать всю социальную систему как динамическую и качественно новую. Дифференциация общества, корреляция многих групп создает сложную конфигурацию социума, рост и поливекторность социальной траектории для представителей маргинальных групп. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, анемия, экстремизм. Общая черта этих процессов - окружение травмирует личность, которая пытается адаптироваться в меняющемся обществе, но эти попытки являются в различной степени, патологическими.
Повсюду
в современном мире происходит все
расширяющееся и углубляющееся
взаимодействие культур, обусловленное
взаимодействием обществ. Размываются
и уничтожаются этнические границы,
происходит деформация культур, следствием
которой оказывается
Исследование
феномена маргинальности, как общественного
явления переходного периода представляется
особенно актуальными для России. Огромное
количество людей являются маргинальными
личностями. Это мигранты, те, кто быстро
приобрел тот или иной социальный статус,
дети от смешанных браков, лица, обращенный
в новую религию. В обществе, где существует
много субкультур, практически каждый
член некоторых из них будет маргиналом
в других субкультурах. Маргинализация
признается широкомасштабным процессом,
приводящим к тяжелым последствиям для
больших масс людей, потерявших прежний
статус и уровень жизни, ресурсом формирования
новых отношений.
Маргинальность относится к числу тех проблем, которые имеют практическую значимость, представляют немалый интерес для социологии - феномен маргинальности открывает широкое поле для изучения природы современной цивилизации, ее дисфункциональных механизмов, потенциально разрушительных как для общества в целом, так и для отдельной человеческой личности.
Проблема маргинальности - не частная и обособленная проблема, хотя и может рассматриваться в рамках практической «социальной работы». Анализ проблемы маргинальности открывает многочисленные импликации, связывающие ее с фундаментальными проблемами социологии и смежных гуманитарных дисциплин.
Ввиду значительного различия теоретических перспектив, в рамки которых помещается проблема маргинальности, представляется полезным и необходимым поместить эту проблему в широкий контекст, составить своего рода контурную карту данной проблемы, сконструировать некую широкую систему координат, позволяющую соотнести различные ее аспекты, раскрываемые при помощи разных теоретических инструментов.
Понятие маргинальности предложено в 1928 г. американским социологом Р.Э. Парком. Парк говорил о «культурной маргинальности» и трактовал феномен маргинальности как промежуточность положения человека, волей судьбы обреченного одновременно существовать в двух разных культурных группах, было предположено, что такая промежуточность, сопряженная с неполным вовлечением в обе группы, порождает особый «гибридный» тип личности, имеющий свои отличительные характеристики. Последующие исследования показали, что культурная маргинальность - один из видов маргинальности. В них рассматривались такие виды маргинальности, как социальная, структурная, ролевая. Возможно более широкое, формальное понимание маргинальности как универсального структурного феномена, коренящегося в групповых условиях человеческого существования. Возможность такого взгляда предполагается Парком.
В работе «Культурный конфликт и маргинальный человек» Парк ссылается на картину примитивного общества, предложенную У.Г. Самнером - примитивное общество понимается как группа групп, в которой каждая группа придает особую значимость разделению «мы – они», принимающему общую форму этноцентризма. В рамках такой структурной модели маргинальность может пониматься как положение индивида между двумя группами, делающее его более или менее чужим для них обеих. В таком случае можно говорить, что:
1. общий контекст маргинальности связан с групповым способом существования;
2. человек, принадлежащий к группе А, - «чужак» для группы В, и наоборот;
3. человек, оказывающийся не принадлежащим целиком ни к А, ни к В, - «чужак» для обеих групп.
В такой модели личностные, социальные, культурные дистанции между членами групп более или менее конгруэнтны географическим. Маргинальный человек нарушает это правило, оставаясь «чужим» даже при пространственной близости.
Независимо от решения вопроса о реальности групп, природе этой реальности, остается деление «мы – они» и участие индивида в определенном фрагменте сети социальных отношений, в определенном наборе разных «мы». Следовательно, для возникновения маргинальных ситуаций такое общественное состояние является в принципе необязательным.
С точки зрения Парка, необходимым условием возникновения маргинальных ситуаций является пространственное перемещение, мобильность, миграция. Однако пространственная мобильность - один из видов мобильности, наряду с социальной, профессиональной, экономической, политической, структурным условием является разделение самой «мы – группы» на подгруппы.
Следовательно,
дифференциация общества, ведущая к
умножению групп внутри самого общества,
создает условия для
Необходимое условие маргинализации - различие норм, ценностей, представлений, моделей поведения в тех группах, между которыми индивид оказывается. Рассогласование, противоречивость, неконгруэнтность ценностных и нормативных стандартов внутри «общества» описывается как состояние «аномии». Следовательно, «маргинальность» и «аномия» являются соотносимыми категориями - аномическое состояние того фрагмента социальной сети, в котором человек участвует, «переводится» в маргинальное состояние индивида.
Если рассматривать самнеровскую «группу групп» как общество, то ее тоже можно условно назвать аномичной. Однако закрытость групповых границ предохраняет ее членов от маргинализации. В рамках самнеровской идеально - типической модели предполагается, что каждой группе внутри такой «группы групп» аномия не свойственна. Если воспользоваться дюркгеймовским термином, такие группы объединены «механической солидарностью», и индивидуальное сознание в них конгруэнтно коллективному сознанию.
Маргинальное положение между группами формально аналогично переходам из группы в группу, которые в социальной антропологии определяются как «обряды перехода». Во время обрядов перехода, переводящих индивида из одной социальной категории в другую, индивид оказывается в лиминальной ситуации, необходимой стадией таких обрядов является положение на краю, когда индивид вырывается из старой группы, к которой он принадлежал, и еще не вошел в ту группу, в которую обряд его переводит.
Общее свойство маргинальной ситуации и лиминальной ситуации обряда перехода - промежуточность положения индивида. Индивид находится в подвешенном состоянии. Общий структурный контекст этих двух социальных феноменов - переход индивида из одной группы в другую, во время которого индивид оказывается в окраинном положении по отношению к обеим группам - старой и новой. В обоих случаях имеет место состояние дезадаптации, когда старые привычки индивида оказываются недействительными а новые еще не приобретены.
Важнейшее отличие маргинальной ситуации от ситуации обряда перехода состоит в том, что во втором случае переход происходит под надзором и покровительством членов общества, окружен всевозможными регулирующими механизмами и завершается реинтеграцией индивида в структуру сообщества, тогда как в случае маргинала переход может так никогда и не завершиться.
Переход требует от индивида новой адаптации. В обрядах перехода это адаптация к новому месту, или статусу, в традиционной социальной структуре. В данном случае старые привычки замещаются новыми, сам обряд перехода устроен так, чтобы полностью демонтировать старую структуру индивидуальных привычек переходящего. В маргинальной ситуации требуется двойная адаптация. Если в обряде перехода человек перемещается в социальной структуре с места на место, то в маргинальной ситуации оказывается между двумя местами или сразу в двух местах.
Различные виды маргинальности - частные случаи некоторой общей структурной ситуации, в которой может оказываться человек. В этой ситуации круг его формальных принадлежностей неконгруэнтен кругу его эмоциональных привязанностей и личностных вовлеченностей - человек может занимать структурное место в группе, но эмоционально к ней не принадлежать, личностно с ней не идентифицироваться, ощущать ее чуждость и самому быть для нее чужим. Человек находится в сети отношений, некоторые из которых остаются в диапазоне его эмоциональных привязанностей и личностных идентификаций, а некоторые - выходят за границы этого диапазона.
Группами, между которыми может оказаться индивид, могут быть классы, сословия, статусные группы, профессии, этнические и расовые общности, социальные круги, семьи. Неудобное промежуточное положение может подталкивать индивида к разрыву связей с той или иной группой, однако это не всегда возможно, одним из условий его пребывания в ситуации маргинальности является ее фактическая принудительность. Группы имеют определенную власть над индивидом, хотя бы минимальную и чисто формальную - индивид может быть вынужденным к ним принадлежать в силу своего рождения, географического местоположения, экономического принуждения. Такая принудительность участия в группах не обязательно сопровождается властью этих групп над умом и душой индивида. При этом, само участие индивида в группах, пусть даже лишенное заинтересованности и положительной эмоциональной вовлеченности, требует внешнего соответствия его поведения стандартам, установленным для соответствующего структурного места.