Посмертное влияние Спинозы на философию нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно не заметить условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось работать. Поэтому в работе рассмотрены две части: «Жизненный путь Бенедикта Спинозы и его труды» и «Философия Спинозы». В первой части раскрывается биография философа, основные этапы развития его философской системы и влияние, которое оказали на него другие философы и которое он оказал на своих современников и последователей. Во второй части отражены основные положения философии Спинозы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1 Жизненный путь Бенедикта Спинозы и его труды.……
4
1.1 Жизненный путь Б. Спинозы………………………………………
4
1.2 Философия Спинозы……………..………………………………….
9
2 основные положения философии Б. Спинозы ………….
10
2.1 Учение Спинозы о субстанции …………………………………….
10
2.2 Субстанция или Бог Спинозы…………….………….……………..
11
2.3 Атрибуты как проявление субстанции…………………………….
14
2.4 Модусы состояния субстанции ……………………………………
15
2.5 Особенности пантеизма Спинозы …………………………………
17
3 Посмертное влияние Спинозы на философию нового времени……………………………………………..…….…..
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Файлы: 1 файл

Копия реферат Б. Спиноза.docx

— 50.21 Кб (Скачать файл)

Стремление передовых философов к совершенствованию философского знания означало осмысление и обобщение результатов и методов новой науки. Поэтому философско-методологические работы принадлежат к числу главных трудов, в которых сформулированы многие принципы новой, антисхоластической, философии «Новый органон» Бэкона, «Правила для руководства ума» и «Рассуждение о методе» Декарта, «Трактат о совершенствовании разума» Спинозы.

Чтобы построить надежное знание истинной философии пересматривались схоластические установки и понятия. Философы обращались к осмыслению и обобщению методов математики, ибо видели в ее истинах проявление «естественного света» человеческого разума, который собственными силами, без помощи каких бы то ни было авторитетов и, даже, без помощи сверхъестественного «откровения божия» способен проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций стал Ренэ Декарт. В философии Нового Времени он выступил родоначальником рационализма.

Связь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна, что долгое время рационалистическое учение Ренэ Декарта рассматривалось как единственный ее источник. Спиноза был его младшим современником и просто не мог не испытать значительного влияние мыслителя. Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения картезианских положений, а его учение – как, с одной стороны, разработка, с другой, – реакция на это влиятельное учение. «Основы философии Декарта» (раннее произведение Спинозы) содержат введение, поясняющее, что Спиноза не всегда разделяет взгляды, изложенные в книге.

Принимая физику Декарта в целом (хотя и выражая некоторую неудовлетворенность к концу жизни), в картезианской метафизике он находил три неудовлетворительных особенности: трансцендентность Бога; дуализм души и тела; и приписывание свободы воли Богу и человеку (последнюю и сам Декарт признавал чудом, наряду с вещью из ничего и Человеком-Богом) – эти доктрины делают мир непостигаемым.

Также большое влияние на философские воззрения Спинозы оказали идеи Джордано Бруно, особенно его пантеистические рассуждения, и такие разные мыслители как Томас Гоббс видный представитель того времени, и Маймонид еврейский философ и богослов 12 века, склонявшийся к пантеизму.[(6)]

Бенедикт (Барух) Спиноза – один из интереснейших философов в истории философии, его называли также реформатором новой философии. Один из важнейших показателей глубины и жизненности философского учения Спинозы его влияние на мыслителей последующих поколений и тем более веков. Спиноза посвятил разработке своего учения всю жизнь.

 

 

2.2 Субстанция или Бог Спинозы

Занимающие около одной страницы определения, с которых начинается «Этика», почти полностью содержат основу спинозизма новую концепцию «субстанции», определяющую смысл всей системы.

Вопрос о субстанции представляет собой, в основном, вопрос о бытие – ядре метафизики. Таким образом, решение проблемы субстанции должно разрешить большинство метафизических проблем.

Обращаясь к Спинозе, видим, что он понимал субстанцию глубже, повторяя Аристотеля. Он утверждает, что «в природе нет ничего кроме субстанции и ее проявления», т.е. он утверждает существование только одной субстанции, которая для своего существования ни в чем другом, кроме себя, не нуждается. Спиноза пишет: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться».

Следовательно, существует одна субстанция, которая и есть причиной самой себя. Понятие «причина самой себя» (causa sui) является важнейшим понятием метафизики Спинозы. Он пишет: «Под причиной самой себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующее». Можно сделать вывод о совершенности субстанции, о том, что кроме нее ничего более совершенного быть не может. Она существует необходимо, ее существование непосредственно совпадает с ее сущностью. Субстанция не может не существовать, поскольку она бы утратила свою абсолютную совершенность, так, она не требует творения, т.е. какой-либо высшей субстанции. [(7)]

«Субстанция чем-либо иным производиться не может. Значит, она будет причиной самой себя, т.е. ее сущность заключает в себе существование, иными словами, ее природе присуще существование», – утверждает Спиноза, доказывая теорему 7 первой части «Этики». Субстанция вечна, поскольку «вечность самое существование», субстанции свойственна вечность существования (так как она есть causa sui причина самой себя), и она бесконечная в пространстве, поскольку «всякая субстанция необходимо бесконечная». [(8)]

Таким образом, существует только одна субстанция, которая есть Бог. Спиноза пишет: «Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема». [(9)] Следовательно, первое и высшее начало для своего существования ни в чем другом, кроме себя, не нуждается и является причиной самого себя (causa sui); такая реальность не может быть воспринята иначе, как неизбежно существующая. В этом смысле субстанция совпадает с Богом: «Под Богом я разумею, существо бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность». Чем более субстанция, или Бог, имеет реальности и бытия, тем больше присуще ей атрибутов. Атрибуты же являются проявлениями субстанции.

Данная субстанция Бог:

  • свободная, ибо существует и действует «единственно по законам своей природы»,
  • вечная, потому что существование заключается в ее сущности,
  • является единственно существующей субстанцией, ибо «все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо». [(11)]

Следовательно, из необходимости божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими способами. Из этого вытекает, что очень важно, что Бог является имманентной причиной всех вещей, а не действующей извне, следовательно, он неотделим от вещей, исходящих от него. Эта абсолютная необходимость существования совпадает со спинозовским пониманием свободы, т.е. зависима о самой себя; эта необходимость абсолютна, поскольку Бог субстанция дан в качестве причины самой себя, от него неизбежно проистекают бесконечно во времени и в пространстве бесконечное множество атрибутов и модусов, образующих мир.

Спиноза также не смог решить вопрос о происхождении человеческого разума. Но это связанно с историческими условиями и познаниями XVII века. Кроме того, многие недостатки учения порождают спинозовский фатализм. Однако, несмотря на отдельные недостатки, учение Спинозы о природе явилось величайшим прогрессивным событием в истории развития человеческой мысли.

 

 

2.3 Атрибуты как проявление субстанции

Субстанции должны быть присущи основные, определяющие ее свойства – атрибуты (составляющие ее сущность). Спиноза утверждает бесконечное число атрибутов бесконечной субстанции, каждый из которых существует необходимо (т.е. «сам по себе»).

В Определениях «Этики» Спиноза дает такую трактовку атрибута – это «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность». Субстанция (Бог), будучи бесконечной, выражается и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов. Поскольку атрибуты являются формой проявления субстанции, то их бесчисленное количество исчерпывает сущность субстанции, ибо мы  
не можем представить себе, что есть атрибуты и еще что-то. [(12)]

Каждый из атрибутов (проявления) выражая бесконечность божественной субстанции, должен восприниматься сам по себе, иначе говоря, один без помощи другого, но не как то, что существует само в себе и само по себе.

Спиноза хорошо показал, что Бог, или субстанция, рассматривается целостно с атрибутами, и субстанцию невозможно рассматривать отдельно от атрибутов, а атрибуты отдельно от субстанции, ибо атрибуты есть лишь сущность Бога, т.е. его проявления. [(13)]

Спиноза утверждает, что, несмотря на существование бесчисленного множества атрибутов, нам известны только два: «мышление» и «протяженность» – именно эти две сотворенные субстанции, признанные Декартом, Спиноза сводит к атрибутам, это два атрибута одной субстанции – Бога. Атрибуты совершенно независимы, т.е. не могут влиять друг на друга.

Протяжение составляет одно из свойств (атрибутов) бесконечной субстанции, потому что без этого свойства нельзя мыслить себе ни одной конечной вещи. Оно является определяющим признаком тела. Протяжение само по себе неделимо, делимость – «видимость» конечных вещей. Вслед за Декартом Спиноза отрицает и существование пустоты.

Однако субстанция (Бог) не сводится к протяжению – ей присущ еще [как минимум] один атрибут – мышление. Термином «мышление» Спиноза обозначает все содержание [человеческого] сознания, в том числе и собственно разум, т.е. способность к логическим выводам. Бесконечный разум объявляется Спинозой одним из бесконечных модусов. Единственное свойство бесконечного разума состоит в том, чтобы постигать всегда все ясно и отчетливо. Так как мышление является атрибутом субстанции, то и каждая модификация последней, т.е. каждая вещь, может быть представлена через него. Все вещи «хотя и в различных степенях, однако же, все одушевлены».

Тело не атрибут, а конечный модус пространственности как атрибута, модус, который возвышает мир и помещает его в новую теоретическую позицию, потому что он структурно прикреплен к божественному атрибуту. [(15)]

 

 

2.4 Модусы состояния субстанции

Кроме субстанции и атрибутов существуют модусы. Спиноза дает следующее определение: «Под модусом я понимаю состояние субстанции, т.е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется». Без субстанции и ее атрибутов не было бы модусов, а мы не смогли бы их воспринимать. Точнее, следовало бы сказать, что модусы вытекают из атрибутов и представляют собой определения атрибутов: «Всякий модус, обладающий необходимым и бесконечным существованием, необходимо должен вытекать из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога, или из какого-либо атрибута, находящегося в состоянии необходимой и бесконечной модификации». [(16)]

В структуре субстанции у Спинозы можно увидеть различные модусы, одни из них бесконечные модусы, другие конечные модусы, также есть сложные модусы. Однако Спиноза не переходит непосредственно от бесконечных атрибутов к конечным модусам, а вводит бесконечные модусы, которые находятся посередине между атрибутами, бесконечными по своей природе, и конечными модусами. Бесконечным модусом является мир как совокупность, который хотя и меняется в деталях, но в целом остается тем, же самым.

 Спиноза, объясняя проблему перехода от бесконечных модусов к конечным модусам, сразу вводит ряд модусов и частных модификаций и просто говорит, что одни происходят из других.

Модус, соответствующий природе бесконечного атрибута Бога, также бесконечен, прочее же связано с конечной модификацией и имеет определенное существование. Бог, или субстанция, является причиной самого себя (causa sui), а также причиной бесконечного атрибута и бесконечного модуса. Бесконечное порождает только бесконечное, а конечное порождено конечным, невозможно вывести из бесконечного модуса конечный модус. Для Спинозы всякое определение является отрицанием, и абсолютная субстанция, абсолютно позитивное существо, такова, что не подлежит определению, т.е. отрицанию. [(17)]

Итак, мы видим, что у Спинозы, как и у Декарта, возникает дуализм, в данном случае это отношения конечного и бесконечного. Мир конечных модусов и единичных вещей существует обособленно от бесконечной божественной субстанции с ее бесконечными атрибутами, т.е. причинная цепь конечных модусов составляет отдельный мир и никакого подчинения бесконечного над конечным нет.

Что же можно сказать о сложных модусах? Оказывается, что человек и есть сложный модус. Спиноза трактует человека как единство души и тела. Человек не субстанция, не атрибут, он состоит из определенных модификаций атрибута Бога. Иначе говоря, из модусов мышления - идей и модусов протяженности - тела, образуется предмет разума, т.е. еще один вид модусов сложный модус. Душа или разум человека это идея или познание тела.

Итак, мы видим, что существующая субстанция объясняет все многообразие явлений природы (в том числе и человека). Она является единственной реальностью, конечные же вещи лишь ее состояния или модификации. Любая вещь единичное проявление субстанции, «то, что существует в другом и проявляется через другое». 

 

 

2.5 Особенности пантеизма Спинозы

Пантеизм Спинозы является важным понятием, которое завершает его учение о единой субстанции. На основании выше рассмотренных вопросов можно сделать заключение, что под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов бесконечных и конечных. Однако одни без других существовать не могут, все неизбежно имеет причинно-следственную связь с природой Бога, ничего не существует случайно и мир является необходимым следствием Бога.

Следует заметить, что понятие природы по Спинозе понимается иначе, нежели декартовская природа, ограниченная двумя субстанциями. Ибо Спиноза показывает, что Бог осуществляется в природе (посредством атрибутов и модусов), природа же это и есть проявление форм Бога. В теореме 15 Спиноза утверждает: «Все, что только существует, существует в Боге и без Бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо». [(18)]

Информация о работе Посмертное влияние Спинозы на философию нового времени