Место интуиции в научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2009 в 03:41, Не определен

Описание работы

Введение.
1. Постановка проблемы и обоснование ее выбора.
2. Обзор литературы по данной теме.
Основная часть.
1. Историческая и логическая эволюция проблемы интуиции.
2. Характерные черты творческой интуиции.
3. Интуиция как результат особого механизма функционирования человеческого мозга.
4. Интуиция как самодостраивание.
Заключение

Файлы: 1 файл

HAI-0486.DOC

— 134.00 Кб (Скачать файл)
  1. Интуиция как восприятие
    1. Интуиция как восприятие, выражающаяся в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.
    2. Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.
    3. Способность интерпретации.
  2. Интуиция как воображение
    1. Способность представления или геометрическая интуиция.
    2. Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков и функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.
    3. Творческое воображение.

     Интеллектуальную  интуицию Бунге классифицирует следующим образом:

  1. Интуиция как разум.
    1. Ускоренное умозаключение – стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев.
    2. Способность к синтезу или обобщенное восприятие.
    3. Здравый смысл – суждение, основанное на обыденном знании и не опирающемся на специальные знания и методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.
  2. Интуиция как оценка.
    1. Здравое суждение, проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценивать важность и значение проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия.
    2. Интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.

     Однако  классификация, приведенная Бунге, несмотря на ценность исследования в  целом, не может претендовать на решение проблемы.

     Проблема  классификации интуиции представляет собой один из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Это объясняется тем, что сам  предмет, подвергающийся операции классифицирования, не поддается действию правил, необходимых, скажем, для формальной классификации. Всякая формальная классификация предполагает, прежде всего, четкое, резкое обособление предметов одной группы от предметов другой группы. Вполне понятно, что интуиция не поддается формальной классификации. Установление четкого сходства и различия разновидностей интуиции не представляется целесообразным.

     В отличие от формальных содержательные классификации опираются на диалектические принципы. В содержательных классификациях главный акцент делается на раскрытие  внутренних закономерностей между группами классифицируемых предметов. Содержательные классификации соответствуют естественным классификациям. Последние строятся на учете всей совокупности признаков классифицируемого предмета, взятых в их взаимной связи и обусловленности. По-видимому, этот способ классифицирования может быть применен к проблеме интуиции.

     Классификация Бунге не соответствует ни одному из рассмотренных способов классификации. За основу своей классификации Бунге  берет видовое деление различных  интуиций, имеющих место в процессе научного познания, причем выбирая из общей иерархии те, которые наиболее часто употребляются исследователями.

     Наиболее  удачным исследованием в нашей  литературе является работа Кармина А.С. и Хайкина Е.П. “Творческая интуиция в науке”. Авторы предлагают подразделение интуиции на две формы: “концептуальную” и “эйдетическую”.

     Концептуальная  интуиция – процесс формирования новых понятий на основе имевшихся ранее наглядных образов.

     Эйдетическая  интуиция – построение новых наглядных образов на основе имевшихся ранее понятий.

     Предложенный  вариант классификации предназначен специально для гносеологического  анализа и представляет собой  не просто условное разделение, а своего рода рабочую схему исследования, освобожденного от необходимости феноменологического описания таинственных интуитивных эффектов.

     Опираясь  на эту схему, мы получаем возможность  не просто констатировать факт существования  интуиции, как формы познавательного  процесса, но перейти к анализу  ее действительных проявлений в сфере  научного познания.

 

Интуиция как результат  особого механизма  функционирования человеческого  мозга.

     В данной главе остановимся на механизмах работы мозга в процессах познания, что поможет определить, в какой  мере в них используются интуитивные  компоненты, а также выявить принципиальные возможности управлять интуицией, если это возможно. 

           Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых по-своему  преобразует  информацию. Данная особенность организации  мозга, называемая латерализацией с возрастом и развитием человека усиливается и оказывается столь существенной, что постепенно полушария начинают совсем по-разному участвовать во всех психических процессах. Кроме того, динамика работы мозга такова, что они действуют по очереди, то есть в каждый момент с максимальной активностью функционирует одно из них, а другое несколько приторможено. Такая особенность их взаимодействия называется реципроксностью. Латерализация и реципроксность накладывают свой отпечаток на все высшие психические процессы человека. Отражаются они и на индивидуальных особенностях личности в связи с доминированием определенного полушария. Модель мира строится в большей мере по законам доминирующего полушария.

     Проблемы  творчества, интуитивных решений  не могут содержательно обсуждаться без понимания языка каждого из полушарий, поскольку для развития интуиции необходимо их гармоническое взаимодействие, полноценный вклад каждого из них в решение проблемы.

     Последние исследования в этой области позволили  определить вклад каждого полушария в восприятие, память, эмоции, язык, мышление и сознание человека. Согласно им, все высшие психические процессы обладают существенными отличиями в каждом полушарии. В правом – восприятие образное, память эпизодическая и автобиографическая, обобщение ситуативное, логика непрерывная и многозначная. Когда же этот процессы протекают в левом полушарии, то включаются восприятие понятийное, память категориальная, классификация по признакам, логика двузначная.

     Таким образом, в каждом из высших психических  процессов человека асимметрия полушарий играет значительную роль. Однако психические процессы функционируют сами по себе и человек не сумма их. Психические процессы – это орудия, атрибуты психического образования более высокого уровня - личности.

     Довольно  распространено дилетантское представление, что для интуитивного получения результата не требуется серьезной предварительной подготовки и длительного накопления знаний. Приведем высказывания великих ученых, многие из которых смущались и даже огорчались, когда кто-то считал их гениями, достигшими всего быстро-интуитивно, то есть как бы без углубленной работы. Так, Д.И. Менделеев писал: “Ну какой я гений. Трудился, трудился, всю жизнь трудился. Искал, ну и нашел.” Эйнштейн: “Я думал и думаю месяцами и годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав.” Пастер: ”Случай помогает лишь умам, подготовленным к открытиям путем усидчивых занятий и упорных трудов”2.

     Понятие интуиции соотносится не только с  положительными моментами, но, что характерно, как и во всех мало понимаемых явлениях, и с негативными: отсутствием причин (приводящих к результату), отсутствием предшествующих понятий, отсутствием подтверждения правильности продукта, отсутствием символов. Из этого перечня видно, что понятие используется фиксации особого рода (непосредственного) восприятия какой-то связи, зависимости, когда она понимается, как существо знания. Кроме того, учитывается, что непосредственно усмотрение связей достаточна для усмотрения истины, но недостаточна для того, чтобы убедить в этой истине других, - для этого необходимы доказательства.

     Анализ  выделенных свойств наводит на мысль, что все они имеют самое  тесное отношение к правополушарным  процессам. Действительно, чувственная  непосредственность, независимость  от рациональных рассуждений, ощущение достоверности, переживание внезапности – все это говорит в пользу большей заинтересованности правого полушария. С другой стороны в ряде определений отмечается, что интуиция, несмотря на всю ее внезапность, не есть озарение свыше, а опирается на жизненный опыт человека. При этом не только упоминается роль длительной подготовки ума, но и значение синтеза чувственной и моторной информации.

     Традиционно инсайт, как результат интуиции рассматривается, как следствие некоторого скачка, разрыва в мышлении, когда человек обнаруживает  результат, не вытекающий однозначно из посылок. При этом, как правило, поражает не сам факт скачка, а его величина, ибо небольшие скачки присущи практически каждому творческому процессу.

     Наблюдательные  люди отмечают у себя определенное состояние, предшествующее озарению, эмоциональное предчувствие приближения к чему-то значимому. Не исключено, что субъективное состояние неожиданности озарения объясняется тем, что результат получен в правом полушарии с его специфическими подсознательными механизмами и особой логикой. Тогда ощущаемый разрыв – это скачок не только между неосознаваемым и неосознаваемым результатом, но и между разными способами обработки информации.

     Существует  свойство, непременно сопутствующее  интуиции – эмоциональное возбуждение. Люди творческого труда знакомы с ощущением счастья и радости в момент озарения. Замечено, что когда после эмоциональных предвестников появляется новорожденная интуитивная идея, она воспринимается и переживается скорее чувственно и в образах, чем мысленно.  Требуются значительные усилия, чтобы понять и интерпретировать ее словами.

     С позиций, развиваемых в этой книге, это происходит потому, что, решая, человек  совершает необоснованный перенос  принципов и методов решения  – осознанных на неосознаваемые – он должен расшифровать и объяснить в осознаваемых понятиях результаты, полученные в ином языке, другой логике, особыми (правосторонними) операциями. Осмысление результата, поэтому, работа трудная, чему пример Гаусс, который жаловался: “Мои результаты я имею уже давно, я только не знаю, как я к ним приду”3.

     Введем  рабочее определение интуиции: интуиция – это получение результата путем, промежуточные этапы которого не осознаются.

     Мы  предполагаем, мыслительный процесс, приводящий к получению новой информации, об отношениях и связях объектов, в общем случае, когда решается достаточно сложная задача, требует участия обоих полушарий. Этот процесс может заключать в себе несколько последовательных этапов, в которых по очереди доминирует то одно, то другое полушарие. Если доминирует левое полушарие, то результаты, достигнутые к этому моменту, могут быть осознанны и оречевлены. Если доминирует левое, то мыслительный процесс развивается в подсознании, поэтому не осознаются и не оречевляются.

     Большинство описаний интуитивных решений, подчеркивая их чувственную представленность, неосознанность и целостность, косвенно наталкивают на предположение, что направление скачка, приводящее к невозможности осознать промежуточные этапы решения, связано с переходом обработки информации из левого полушария в правое. Итак, чувственность, несомненность, неосознанность, эмоциональные компоненты интуиции – все это следствие одноразового перехода при осознании результата справа налево.

     Если  стать на данную позицию, то интуитивное решение можно представить, как двухфазный процесс: сначала – некоторый неосознанный чувственный правополушарный процесс, затем – скачок и осознание в левом.

     Однако  на самом деле представляется, что  процесс интуитивного решения может  развиваться достаточно разнообразно – по пяти схемам (рис. 1).

     Первая  схема – постановка задачи осуществляется осознанно в левом полушарии. Если она не поддается решению  в нем, эмоциональная неудовлетворенность  результатом, как любая отрицательная  эмоция, переводит доминирование в правое полушарие, где формируется решение. Подсознательное получение результата, сопровождаясь положительными эмоциями, переводит доминирование в левое полушарие.

      В пользу распространенности схемы 1 свидетельствуют  некоторые истории научных открытий. Так, отмечено, что непрерывные, упорные сознательные попытки добиться решения проблем часто оказываются бесплодными. Наоборот, плодотворным может стать прекращение этих попыток, переключение. Эффективность перерыва выступает, как одно из доказательств роли включения в процесс подсознательных компонентов.

     Согласно  схеме 2 задача возникает как образная, чувственная неудовлетворенность  – зрительный конфликт, усмотрение некоего рассогласования. Возникающее  при этом эмоциональное напряжение переводит доминирование в левое полушарие, где формируется решение, которое тут же осознается. То есть в данном случае в качестве первой фазы творческого выделяется наблюдение, обнаружение и т.п.

Информация о работе Место интуиции в научном познании