Концепции времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2009 в 15:14, Не определен

Описание работы

Исследование проблемы времени и вечности для человека

Файлы: 1 файл

Реферат мой..doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)
 

Содержание 

 

Введение 

      В философии неслучайно исключительно  важное место занимает проблема времени. Она является одной из центральных  тем философской рефлексии и  по праву становится предметом специальных научных исследований. Над вопросом "что есть время?" размышляли на протяжении веков, пытались понять его, выделить и осмыслить свойства. Вслед за философией начали заниматься временем и другие науки.

      Актуальность  избранной темы объясняется рядом  причин. Прежде всего, время относится к числу важнейших философских категорий – понятий предельно общих, фундаментальных, отражающих самые существенные связи и отношения действительности и познания. Вспомним утверждение Фалеса Милетского: "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё".

      Во-вторых, время обладает особым статусом в  жизни человека. Осмысление времени  означает осмысление не столько бытия  как такового, но и бытия человека. Проблема времени имеет важное мировоззренческое  значение.

      В-третьих, интерес ко времени резко возрастает в переломные для истории человечества эпохи при завершении определенного этапа в развитии. Наша эпоха, вне сомнения, является таковой.

      В-четвертых, в настоящее время, с одной  стороны, все острее встает проблема сохранения традиций, с другой, все ощутимее нужда в прогнозе: каким окажется стремительно приближающийся XXI век? Сейчас масштабы пристального внимания сразу и к прошлому и к будущему беспрецедентны, отсюда интерес к самому времени.

      Целью данной работы является  исследование проблемы времени и вечности для человека. 
 
 
 

    1. Основные  концепции времени

    1.1. О трудности постижения времени 

      Итак, время традиционно понимают как "атрибут, всеобщую форму бытия  материи, выражающую длительность бытия  и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире". Казалось бы: время – это нечто столь очевидное, столь тесно связанное с повседневностью, ведь часы и календарь – привычные "знаки" нашей жизни. И вместе с тем оно остается почти непостижимой тайной. Интуитивное понимание времени и попытки выразить это понимание порождают бездну нерешенных вопросов, приводят порой к неразрешимым парадоксам1.

      "Что  же такое время? Кто смог  бы объяснить это просто и  кратко? О чем, однако, упоминаем  мы в разговоре как о совсем  привычном и знакомом, как не о времени? И когда мы говорим о нем, мы, конечно, понимаем, что это такое, и когда о нем говорит кто-то другой, мы тоже понимаем его слова. Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю", – писал Аврелий Августин  в "Исповеди".

      Следует помнить и предостережение Эпикура: "Надобно твердо держаться вот  такого положения: время не поддается  такому расследованию, как все остальные  свойства предметов…". Об этом говорят и современные философы: "Что же касается времени, то над ним человек, как и в древнейшие времена, никакой власти не имеет… Время и многие его свойства представляют для нас загадку не только в сферах, доступных лишь тонкому научному исследованию, не только в области микро- и мегамира, но и на уровне нашего обыденного опыта… У нас нет ни достаточных знаний о времени и его свойствах, ни достаточного его понимания". Таким образом, время – один из самых сложных и противоречивых объектов, известных науке.

1.2. Модели времени в истории культуры

      Рассмотрим  проблему времени в аспекте субъективного  отношения к нему людей. Так как  отношение и осознание его  исторически изменчивы, проблема времени  предстает в качестве философской  и историко-культурной проблемы.

      Известно, что время в сознании людей  первобытного общества выступает не в виде нейтральной координаты, а  в облике таинственной силы, управляющей  всеми вещами и жизнью людей. Поэтому  оно эмоционально насыщено: время  может быть добрым и злым, благоприятным для одних видов деятельности и опасным для других. Существует сакральное время, время празднества жертвоприношения и т.д. Время в первобытном обществе – это не привычное и обычное для нас векторное время: оно не течет линейно из прошлого в будущее, оно либо не движется, либо вращается по кругу.

      Античность  считается колыбелью европейской  цивилизации. Однако, как считает  А.Гуревич, ничто не раскрывает столь  ясно глубокой противоположности античной и новой культуры, как интерпретация  ими времени. Если в современном сознании господствует векторное время, то в сознании эллина оно играло подчиненную роль. У греков временные восприятия оставались под сильнейшим воздействием мифологического осмысления действительности. Мир переживался ими не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в "великом кругу"2.

      Римские историки гораздо более восприимчивы к линейному течению времени, и ход истории они осмысливают  уже не в мифопоэтических категориях, а опираясь на определенные моменты действительной истории (основание Рима и др.).

      Восприятие  времени как вращения по кругу, вечного  возвращения было присуще и европейским  народам. Оно не было полностью изжито и в средние века: сознание крестьянства не могло преодолеть влияния природных ритмов. Но временная ориентация подверглась существенной трансформации под воздействием христианства.

      Во-первых, в христианском миросозерцании понятие  времени было отделено от понятия  вечности. Вечность не измерима временными отрезками. Вечность – атрибут бога, земное же время – это "тень вечности", "смена вещей". Оно сотворено и имеет начало и конец, ограничивающие длительность человеческой истории. Христианин стремится перейти из времени в вечность.

      Во-вторых, историческое время приобретает  определенную структуру, разделяясь на две главные эпохи: до рождества Христова и после него. История движется от акта божественного творения к Страшному суду. Время становится векторным, линейным и необратимым.

      Специфическая черта христианского понимания  времени, восходящая к Аврелию Августину, – психологизм. Время не столько мыслится как чистое понятие, как абстрактная мера, сколько воспринимается в качестве психологического факта, внутреннего опыта человеческой души.

      На  рубеже XIII и XIV веков европейцы получили средство точного измерения времени, последовательного его отсчета через одинаковые промежутки. В средневековом сознании "время купца" возобладало над "временем церкви".

      Механические  часы, установленные на башнях соборов, прекратили церковную "монополию" на время, отмерявшую его звоном колоколов. Впервые время окончательно "вытянулось" в прямую линию, идущую из прошлого в будущее через точку, называемую настоящим. Если ранее различия между прошедшим, настоящим и будущим были относительными, а разделявшая их грань – подвижной (в религиозном ритуале, например), то с торжеством линейного времени эти различия сделались совершенно четкими.

      Город стал хозяином собственного времени  в том смысле, что оно вышло  из-под контроля церкви. Но человек  перестает быть хозяином времени, поскольку, получив возможность протекать независимо от людей и событий, время устанавливает свою тиранию, которой люди вынуждены подчиняться. Все эти трансформации привели к возникновению того понятия времени, которое существует и поныне.

1.3. Статическая и динамическая концепции

      Обратимся к одной стороне представлений  о времени, выработанных элейской школой. Историки философии полагают, что  в них впервые заявила о  себе так называемая статическая  концепция времени.

      Она сводится к тому, что все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и, всегда будут существовать. Это лишь иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно. Эту картину мира можно сравнить с кинолентой: каждый кадр ее существует заранее, до того как увеличенным попадет на экран; но зритель видит его именно в этот и только в этот момент.

      Но  если события действительно лишь находятся на извечно занятых  ими местах, мы же только пересекаем их, то непонятно, почему и как люди приобретают иллюзию о существовании времени. Из статической концепции времени изымается то, что в философии называют становлением, переходом возможности в процессе развития.

      Гегель  в "Энциклопедии философских наук" само время отождествлял с развитием, становлением: "… Не во времени все возникает и проходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прехождение… всепорождающий и уничтожающий свои порождения Кронос". Это неоднократно подчеркивалось и в философии ХХ века: "Ответить на вопрос, что такое время, – это то же, что ответить на вопрос, что такое изменение. Изменение, во всяком случае, составляет корень или сущность времени…", – писал С. Аскольдов.

      В нашем сознании динамическая концепция  времени явно господствует. Каждый из нас исходит из того, что прошлого уже нет (хотя оно и скрыто в возникшем на его основе настоящем), а будущего еще нет (хотя оно в определенной степени в настоящем заложено).

      Статическая и динамическая модели времени сосуществовали много веков. Еще Платон совмещал обе концепции, полагая, что статическое время царит в единственно реальном вечном "мире идей", время же динамическое – в "мире вещей", где все "возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле". Средневековые схоласты приписывали высшему бытию свойства статической модели, к реальности же применяли динамическую концепцию.

      Свои  нерешенные проблемы есть и у статической  и у динамической концепций, но у  каждой из них есть и сильные аргументы. Некоторые современные философы полагают, что развитие обеих моделей может привести к их синтезу3.

1.4. Субстанциальная и реляционная  концепции

      Эти концепции рассматривают вопрос о природе времени, отношение  категорий времени и материи. Вспомним известное стихотворение  Г.Державина, написанное им в 1816г. за два дня до смерти:

      Оно заставляет задуматься не только о  бренности человеческого существования. "Река времен" уносит "дела людей", т.е. для Державина время словно существовало само по себе, независимо от людских дел и событий. Оно  само есть действующая сила, самостоятельная и ни от чего не зависящая.

      Это видение мира восходит к системе  Исаака Ньютона. Английский физик в  своем труде "Математические начала натуральной философии" рисует мир, состоящий из пространства и времени  и движущихся по отношению к пространству и времени материальных точек (из них образованы все материальные тела). Пространство и время выступают здесь в роли огромной "сцены", на которой "разыгрываются" явления. Даже если эти явления исчезнут, "сцена" сохранится. Пространство и время представляют собой независимые от материи сущности – субстанции (отсюда название концепции). Ньютоновскому взгляду на время как на особую сущность противостояло воззрение немецкого философа Лейбница. Согласно этой точке зрения, время не отдельная самостоятельная сущность, а всего лишь производная. В нем для Лейбница находят свое выражение определенные отношения вещей и явлений между собой. От латинского relativus (относительный) данную концепцию называют реляционной. О времени как особой сущности говорил еще Демокрит, реляционная же модель разрабатывалась Аристотелем.

      Как видим, концепции времени сильно разнятся, но они отражают одно и  то же реальное время. Однако на протяжении веков философия не может окончательно исключить ни одну из четырех моделей, категорически признав ее абсолютно неприемлемой.

 
 
 
 
 

    2. Свойства  времени

    2.1. Объективность и субъективность 

      Рассматривая  сущность времени и его основные свойства, прежде всего, следует выяснить, относится время к области объективного или же его уделом является лишь сфера субъективного, определяется оно неким духовным началом или же природой самого материального мира.

      Для диалектического материализма убеждение  в объективности существующего  мира является основой для материалистической трактовки времени. В.И.Ленин писал: "Признавая существование объективной реальности, т.е. движущейся материи, независимо от нашего сознания, материализм неизбежно должен признавать также объективную реальность времени и пространства". Время (как и пространство) существует объективно, т.е. независимо от чьего-либо сознания.

Информация о работе Концепции времени