Экзистенциализм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:45, реферат

Описание работы

Рассмотрена философская позиция А. Камю в контексте истории возникновения философии экзистенциализма, других ее ярчайших представителей и предшественников.
Несомненно, в своей работе невозможно было не провести сравнительную «линию» между двумя близкими мыслителями, диалогизирующими современниками - А. Камю и Ж. П. Сартром – другим ведущим представителем экзистенциализма.

Содержание работы

Введение. 3

Глава 1. Немецкий экзистенциализм.

1.1 Мартин Хайдеггер (1889-1976). 4-6

1.2. Философия К.Ясперса (1883-1969). 6-9

Глава 2. Экзистенциалистическая философия во Франции.

2.1. Экзистенциализм Г.Марселя (1889-1973). 9-10

2.2. Философия А. Камю (1913-1960). 11-12

2.3. Философия Ж.-П.Сартра (1905-1980). 12-13

Глава 3.Экзистенциализм в России.

3.1. Философия Н.Бердяев (1874-1948). 13-16

3.2. Экзистенциализм Л. Шестова (1866-1938). 16-17

Заключение. 18

Список литературы. 19

Файлы: 1 файл

философия экзистенц..doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

   Целый ряд своих статей и докладов последних  лет Хайдеггер посвящает анализу  произведений своих любимых поэтов.

   Хайдеггер не считает возможным вести этот анализ на языке дискурсивного, выраженного  в понятиях, философского мышления.

   Хайдеггер считает, что дискурсивное мышление - это язык метафизики. А на этом языке невозможно сказать, что такое бытие, поскольку сама суть метафизики, по Хайдеггеру, состоит в неспособности мыслить бытие. Поэтому Хайдеггер стремится разрушить понятийный способ мышления, возродить дологический, нерасчлененный язык.

   Не  научное мышление, не логика понятий, а поэтические символы, по Хайдеггеру, могут открыть доступ к бытию. 

   1.2. Философия К.Ясперса. 

    Для философии К.ЯСПЕРСА характерна резкая критика определенного вида мировоззрения, о котором он пишет так: "Это мировоззрение, которое отождествляет бытие с тем, что доступно естественнонаучному познанию. С его точки зрения, действительно только то, что можно воспринять в пространстве и времени... Все, что существует, существует в качестве объекта. Объектное бытие и бытие тождественны. Сам субъект есть объект среди объектов..."

   Такое мировоззрение Ясперс называет ПОЗИТИВИЗМОМ.

   Основной  сферой приложения позитивистского  типа мировоззрения, по Ясперсу, является НАУКА.

   Но  по Ясперсу, мир вообще нельзя мыслить как предмет, как объект познания или место приложения практического действия. Человека же нельзя рассматривать объективно, как это делала предшествующая философия. Но как можно понять человека?

   Человека, по Ясперсу, надо понять как ЭКЗИСТЕНЦИЮ. Это центральное понятие экзистенциализма.

   Экзистенция - это в отличие от эмпирического  бытия человека, "сознания вообще" и "духа" есть такой "уровень" человеческого бытия, который уже  не может стать предметом рассмотрения науки. "Экзистенция,- пишет Ясперс, - есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления действия, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается".

   С точки зрения Ясперса, экзистенция  неразрывно связана с "ТРАНСЦЕНДЕНЦИЕЙ", с богом. "Экзистенция, - пишет Ясперс, - нуждается в другом, а именно в трансценденции, благодаря которой она, не создающая сомою себя, впервые выступает как независимый источник в мире; без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством".

   Важным  понятием философии Ясперса является свобода.

   Ясперс  пишет о свободе так:

   "Нет  свободы вне бытия самости.  В предметном мире нет ни  места, ни отверстия, где бы  она могла поместиться".

   "Или  человек как предмет исследования  - или человек как свобода".

   "Свобода  не может быть познана, она  никоим образом не может мыслиться  объективно".

   По  Ясперсу, экзистенция - это и есть свобода. В результате своих размышлений  Ясперс формулирует вывод: познание - дело науки, свобода - дело философии.

   Человеческое  бытие у Ясперса, так же как  и у Хайдеггера, есть всегда "бытие  с другими". Ясперс пишет об этом так: "Мы представляем себе этот изначальный  феномен нашего человеческого бытия  следующим образом: мы суть то, что  мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид".

   КОММУНИКАЦИЮ рассматривает Ясперс как один из основных моментов экзистенции. "Сравнение человека с животным, - пишет он, - указывает на коммуникацию как на универсальное условие человеческого бытия. Она настолько есть его всеохватывающая сущность, что все то, что есть человек и что есть для человека... обретается в коммуникации..."

   Поскольку не существует экзистенции вне коммуникации, постольку - согласно выше рассмотренной тождественности экзистенции и свободы - вне коммуникаций не может быть и свободы. Вступление в коммуникацию - разумеется, экзистенциальную - является условием свободы личности.

   Ясперс  пишет: "Моя собственная свобода может существовать только тогда, когда свободен также и другой. Изолированное или изолирующееся самобытие остается простой возможностью или исчезает в ничто".

   С точки зрения Ясперса, коммуникация - это не то общение, в котором  человек играет определенные социальные роли. В экзистенциальной коммуникации обнаруживается, что такое сам "актер", кто играет разные роли.

   Экзистенция, по Ясперсу, не может быть опредмечена, но она может "сообщаться с другой экзистенцией", и КОММУНИКАЦИЯ, возможность СООБЩЕНИЯ с другим индивидом, возможность быть понятым, услышанным и является критерием, по которому свободу и экзистенцию можно отличить от произвола и своеволия.

   Проблему  истины Ясперс рассматривает сквозь призму коммуникации.

   Ясперс  заявляет, что истина - это СООБЩАЕМОСТЬ, а истинно то, что можно сообщить другому, - точнее то, сообщение чего другому объединяет меня с ним, что служит средством единения.

   Наука не может дать нам всю истину, говорит Ясперс, ибо она не может  выйти за пределы предметного бытия и соприкоснуться с трансцендентностью.

   Общезначимость, по Ясперсу, не есть характеристика подлинной  истины: истина носит личный характер и потому для каждого человека своя.

   Вслед за философией прагматизма Ясперс вводит принцип МНОЖЕСТВЕННОСТИ истин.

   Но  обоснование принципа множественности  истин у Ясперса не имеет ничего общего с прагматистским. Напротив, Ясперс критикует прагматизм, показывая, что прагматистское требование множественности  истин исходит из плюрализма эмпирического  бытия индивидов, в то время как его, Ясперса, понимание множественности истин носит совсем иной характер и имеет иное теоретическое обоснование.

   Однако  если общезначимость не есть признак  истины, то как же тогда отличить истину от иллюзии, от субъективного  произвольного фантазирования?

   Средством, позволяющим отличить истину от иллюзий, является опять-таки КОММУНИКАЦИЯ: если я могу сообщить свою истину другому (а не всему), если она в принципе сообщаема, то это и является критерием ее истинности.

   В науке истина должна быть сначала открыта, а потом сообщена всем людям. По Ясперсу, дело обстоит совсем не так, как в науке. Подлинна, по Ясперсу, "та истина, которая является действительной только как коммуникация и благодаря ей и тем самым в ней возникает, - не та истина, что имеется налицо, а уже потом сообщается, и не та, что представляет собой методически достижимую цель, в которой она может иметь значимость и без коммуникации".

   Таким образом, по Ясперсу, истина впервые  обретается в коммуникации. Коммуникация - не средство распространения истины, сообщения ее, а средство ее обретения. Сама сообщаемость есть конститутивный момент истины.

   НАУКА, по Ясперсу, предполагает разделение субъекта и объекта, и поэтому именно в ней истина понимается как соответствие объективному положению вещей. Подлинная истина, по Ясперсу, может быть определена только через коммуникацию как сообщаемость.

   Коммуникативный характер истины Ясперс непосредственно  связывает с ее историчностью, которая  как и коммуникация, является важным моментом экзистенции.

   Историчность  существования выражается в том, что индивид всегда оказывается  в ситуации.

   С точки зрения выявления экзистенции  особенно важны, по Ясперсу, так называемые ПОГРАНИЧНЫЕ ситуации: смерть, страдания, борьба, вина... Наиболее яркий случай пограничной ситуации - смерть, перед лицом которой конечность собственно экзистенции предстает перед человеком со всей непосредственностью.

   В историчности экзистенции выражается, по Ясперсу, нечто неповторимо однократное. Он пишет так: "Если мы будем рассматривать историю с точки зрения всеобщих законов,.. то мы никогда не соприкоснемся с самой историей. Ибо история есть нечто индивидуальное, однократное... То, что повторяется, что может быть в качестве индивидуума заменено другим - это не история..."

   Ясперсово понимание исторической реальности как однократной и неповторимой близко к учению баденской школы  неокантианства. Однако в отличие  от него у Ясперса речь идет не просто о двух разных методах подхода  к одной действительности, а о  двух принципиально несовместимых, радикально различных реальностях - природе и истории.

   Если  у неокантианцев история не есть объект исследования наук, устанавливающих  общие законы, но она может быть познана с помощью "индивидуализирующего" метода, то, по Ясперсу, история вообще стоит за пределами сферы предметного бытия и принципиально не является объектом познания.

   Если  Дильтей считал исторически-человеческую реальность непостижимой с помощью "объяснения", но доступной интуитивному методу "понимания", то Ясперс недвусмысленно утверждает, что историчность не может быть постигнута ни с помощью дискурсивных, ни даже с помощью интуитивных методов, так же, как и экзистенция, способом бытия которой историчность является.

   Ясперс  считает исследования истории различными науками правомерными. Но до тех пор, пока они не берутся окончательно решить вопрос о природе исторической реальности, а тем самым и ответить на вопрос, что такое человек. Здесь, по Ясперсу, пролегает граница всякого познания, и ни биология, ни физиология, ни социология, ни историческая наука никогда не смогут дать ответа на вопрос о сущности человека. Здесь кончаются "проблемы" и начинаются "тайны".

   По  Ясперсу, "философия существования" не может быть систематичной: она  скорее "философствование", чем "философия".

   Но  хотим обратить ваше внимание на то, что "философствование" Ясперса (как  и других экзистенциалистов) все-таки представляет собой вполне определенную систему.

     Подумайте над этим противоречием!  Оно представляется важным для  понимания того, каков предмет философии. А предмет философии - это большая философская проблема... 

Глава 2. Экзистенциалистическая философия во Франции. 

   2.1. Экзистенциализм Г.Марселя. 

    Во французском  экзистенциализме можно выделить две  его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический.

   Основателем французского католического экзистенциализма был Габриэль МАРСЕЛЬ.

   Его философия носит ярко выраженный религиозный характер.

   Марсель, считая невозможным и неприемлемым научное обоснование религии, отвергает  рациональные доказательства бытия бога и утверждает, что бог принадлежит особому миру "существования", недоступному для объективной науки.

   Бог, по Марселю, существует, но не обладает объективной реальностью, не принадлежит  миру "вещей"; он "непредставляем", "неопределим", его нельзя мыслить: "мыслить веру - значит уже не верить". Таким образом, апология христианства Марселя резко отличается от традиционного от католицизма схоластического метода.

   В отличие от "мира объективности", в сфере "существования" исчезает граница между субъектом и объектом. Духовное начало, трактуемое объективно, а не субъективно, и тем самым доступное логическому анализу и рациональному познанию, неприемлемо для Марселя.

   Для экзистенциализма Марселя характерно противопоставление ДВУХ ПОНЯТИЙ - проблемы и таинства. Первое характеризует "мир объективности", второе - сферу "существования".

   "ПРОБЛЕМА, - гласит определение Марселя, - есть нечто встреченное и преграждающее мой путь. Она всецело передо мной". В этом случае я рассматриваю нечто со стороны, подхожу к нему объективно, как к находящемуся вне и независимо от меня. Проблема находится в сфере логического.

Информация о работе Экзистенциализм в России