Философские взгляды Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2010 в 01:28, Не определен

Описание работы

1) Введение
2) Биография
3) Ранние сочинения и развитие философских идей
4) Новое философское мировоззрение
5) Заключение
6) Использованная литература

Файлы: 1 файл

Ницше.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Гипотеза  о воле к власти

      Когда Ницше пишет, что "жизнь - это воля к власти”, то складывается впечатление, что он просто заменяет Шопенгауэровское понятие "воля к жизни" понятием "воля к власти". Это, однако, означало бы, что Ницше смотрит на мир как на проявление некоего изначального единства, трансцендентного этому миру.

      Понятие воли к власти оказывается у немецкого  философа универсальным объяснительным принципом, с помощью которого он характеризует процесс непрерывного становления. Это психологическая  потребность, которую человек стремится  удовлетворить косвенными путями, если прямое уовлетворение претит им. Гипотезу о воли к власти нужно рассматривать скорее как определенную интерпретацию реальности, угол зрения и способ описания.

      Ницше, разумеется, опирался на Шопенгауэра, однако эта идейная преемственность не носит прямого и непосредственного характера. В своей концепции мира как воли к власти он идет не от общего к частному, а в обратном направлении: применив сначала это понятие к объяснению психических процессов, он затем распространяет его и на всю органическую природу.

      Он  пишет:

    "Прежде  всего нечто живое  хочет проявлять  свою силу - сама  жизнь есть воля  к власти: самосохранение  есть только одно  из косвенных и  многочисленных следствий  этого".

        В дальнейшем Ницше применяет  данное понятие и к миру  в целом:

    "Допустим, наконец, что удалось  бы объяснить совокупную  жизнь наших инстинктов  как оформление  и разветвление  одной основной  формы воли - именно  воли к власти, как гласит мое  положение; допустим, что явилась бы  возможность отнести  все органические  функции к этой воле к власти... тогда мы приобрели бы себе этим право определить всю действующую силу единственно как волю к власти. Мир, рассматриваемый изнутри, мир, определяемый и обозначаемый в зависимости от его "интеллигибельного характера", был бы "волей к власти", и ничем, кроме этого".

      Вообще, если переводить с оригинального  текста, то тогда то, что мы, переводя на русский, называем “Воля к власти”, на самом деле теряет смысловой оттенок  “мощь”, т.е правильнее все-таки будет  говорить “Воля к мощи”.

а) Воля к власти как познание. Учение об истине

    "Познание  работает как орудие  власти. Поэтому совершенно  ясно, что оно растет  соответственно росту  власти" - пишет в указанной выше связи Ницше

      Стремление  к расширению области познания и  само желание знать зависят от воли к власти, т.е. от способности той или иной разновидности жизни контролировать и подчинять себе определенную часть реальности.

      Цель  познания, по Ницше, состоит не в стремлении постичь абсолютную истину из любви к ней, а в том, чтобы распространить свою власть до максимально возможных пределов.

      С помощью концептуализации опыта, мы, согласно Ницше, решаем прежде всего практические задачи: выжить и утвердить свое влияние. Изначальная реальность представляет собой неупорядоченный поток становления, лишенный каких бы то ни было форм и качеств. Именно люди набрасывают на него удобную им концептуальную схему, превращая становление в бытие. Подобная деятельность "законна" в том смысле, что она есть форма проявления воли к власти. Суть же науки, как квинтэссенции стремления людей к познанию, определяется философом как "превращение природы в понятия в целях господства над природой".

      Познание  для Ницше - это процесс интерпретации, истолкования. Он основан на жизненной потребности контролировать поток становления.

    "Упущение  индивидуального  и действительного  дает нам понятие  и форму, природа  же не знает  ни понятий, ни  форм, ни родов,  но только одно  недостижимое для  нас и неопределимое  X".

      Однако  ни о какой объективности истины, согласно Ницше, речи быть не может. Это "выдумка" учёных и философов. Вместе с тем, они по-своему правы, настаивая на том, что некоторые положения, идеи и концепции должны иметь преимущество перед другими.

    "Истина  есть тот род  заблуждения, без  которого некоторый  определенный род  живых существ не мог бы жить. Ценность для жизни является последним основанием".

        Некоторые "фикции" подтвердили  свою полезность для рода человеческого  и стали чем-то само собой  разумеющимся, например, такие как: 

    "существуют  постоянные вещи; существуют одинаковые веши: существуют вещи, вещества, юла; вещь есть то, чем она кажется".

        и т.п. В свою очередь "фикции", которые оказались менее полезными  или даже приносящими вред, получили  название "ошибок", "заблуждений". Те же, которые доказали свою  полезность для рода, постепенно вписались в структуру языка, вплелись в его лексику. В этом факте, предупреждает Ницше, заключена известная опасность, поскольку язык оказывается способным обольщать нас и создавать беспочвенную уверенность в том, будто наш способ высказываться о мире действительно отражает реальность:

    "Слова  и понятия вводят  нас постоянно  в заблуждение... В  словах скрыта  философская мифология,  которая постоянно  сказывается, как  бы мы ни старались  быть осторожными".

      Все истины, как считает Ницше, будучи по своей сути фикциями, вместе с тем являются интерпретациями реальности, в которых находят выражение те или иные перспективы.

      Любая форма жизни имеет свою точку  зрения, свою перспективу, которую она  стремится навязать всем другим как  обязательную. Категории разума и законы науки, будучи логическими фикциями, тоже имеют в виду определенную (не только познавательную) перспективу и не является олицетворением необходимой, априорной истины.

      Из  сказанного ясно, что немецкий философ  постоянно критикует классическое понимание истины как соответствия идей реальному положению дел в мире. При этом он в известной мере предвосхищает прагматическую трактовку истины, отдающую преимущество тем идеям, которые способствуют достижению желаемого практического результата.

      Однако в целом, позицию Ницше по вопросу об истине правильнее всего, на мой взгляд, назвать относительной.

б) Воля к власти в  природе и человеке

      Если  допустить, что воля к власти есть основное побуждение всей жизни, то возникает  вопрос: какова природа воли, как таковой? Налицо видимость существования двух действующих сил: воли и той воли, которая стремится к власти; понятие воли все еще существует в качестве субстрата.

      Не  существует, утверждает Ницше, воли.

      Как душа при ближайшем рассмотрении оказывается словом, обозначающим сложную систему отношений, и поэтому не может существовать, так и воля не имеет дискретного существования: нет исходящей из тела силы, которую можно назвать “волей”.

      “Воление” есть продукт сложных отношений; и чувство воления приходит, когда чувство господства превосходит все прочие чувства. То, что мы понимаем как “волю”, есть акт господства: нет субстрата “воли-в-себе” проявляющейся в форме господства. В “Генеалогии морали” Ницше дает разъяснение, что именно он имеет в виду, отрицая существование воли как самостоятельной ценности:

    “Требовать  от силы, чтобы она  не выражала себя как  сила...столь же абсурдно, как требовать  от слабости, чтобы  она проявляла  себя, как сила...Расхожая мораль отмежевает силу от выражеения силы, как если бы вне  сильного человека существовал нейтральный субстрат...Но такого субстрата нет; нет”бытия” вне действия, работы, становления: “деятель” просто придан деянию , деяние – это все”.

      Нет “бытия” вне “действия”, нет  “воли” вне “воления”: оба выражения  суть абстракции, лингвистические препятствия к пониманию сложных явлений.

      Ницше считает лишенной каких бы то ни было оснований также и психологическую теорию, построенную на принципе гедонизма и видящую основные мотивы человеческого поведения в том, чтобы получать удовольствие и избегать страдания.

      С его точки зрения, удовольствие и  неудовольствие - явления, сопутствующие  увеличению или уменьшению власти. На неудовольствие нельзя смотреть как  на абсолютное зло, ибо оно может  послужить и часто служит источником достижения более сильных форм удовольствия, побуждая волю стремиться вперед и одерживать победу над тем, что стоит у него на пути.

Теория  вечного возвращения

      Ницше пришел к теории вечного возвращения  вследствие двух потребностей: необходимость  дать объяснение миру и необходимость принять его.

      Мысль об этой теории настолько глубоко  захватила его, что он создал величественную дифирамбическую поэму “Так говорил Заратустра”. Он писал ее в феврале и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале 1884 г. в Сильсе. Это было новое и захватывающее произведение; основная часть произведения должна была дать идею “Вечного возврата” (она вводится в третьей части “Заратустры”).

      В уста своего известного персонажа Заратустры, Ницше вкладывает эту и другую главную идею произведения (концепцию Сверхчеловека).

      Предыстория данной теории такова. Некогда Евгений  Дюринг (немецкий философ и экономист) высказал мысль о том, что вся  Вселенная в принципе, может иметь  вид комбинации всего нескольких элементарных частиц. Следовательно, мировой процесс в данном случае был бы калейдоскопом их разумных комбинаций, число которых имеет предел. А это может означать лишь то, что после многочисленных перестроек системы, мы в результате получим Вселенную идентичную, уже имевшей место ранее. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего.

      Дюринг  в дальнейшем опроверг свою гипотезу, считая, что при имеющимся размере  Вселенной количество ее комбинаций уходит в бесконечность. Однако Ницше был крайне поражен этой идеей и, уже вслед за Дюрингом, стал исходить из того, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом отдельные сочетания. А так как число квантов постоянно, то периодически должны складываться комбинации, уже бывшие когда-то прежде:

    “Все  становление имеет  место только в  рамках вечного круговращения  и   постоянного  количества силы”.

      Таким образом, бытие в том виде, в котором оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не переходя в небытие -неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение.

      Но, следовательно, повторяется и человек, и значит, никакой потусторонней  небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение, вечно, поскольку неизбежно возвращается.

      Так или иначе, идея вечного возвращения  впервые была сформулирована в афоризме 341 "Веселой науки", где рассказывалось, как некий демон является мыслителю  в его уединение и предлагает прочувствовать мысль, что вся жизнь последнего до мельчайших подробностей будет повторяться бесчисленное число раз. 

      Ницше спрашивает, как же поступит мыслитель: будет ли он шокирован этой идеей и проклянет вестника, или он с благоговением воспримет сообщение и внутренне преобразится.  

      Ответ на это искушение пока что остается открытым...  

Концепция Сверхчеловека

      Книга “Так говорил Заратустра”содержит  необычайно большое число полускрытых  ядовитых пародий на Библию, а также  лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гете, Вагнера и т.д., и т.п. На многие шедевры этих авторов Ницше дает пародии с одной единственной целью: показать, что человек - это еще бесформенная масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания. Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в иное, высшее качество - появится Сверхчеловек. Ницше закончил первую часть “Заратустры” словами: “Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек”.

      Сверхчеловек  Ницше - результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного человека по своим интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый биологический тип. Аргументы Сверхчеловека сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов.

      Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над  массой людей, не фюрер. Это нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества.

Информация о работе Философские взгляды Ницше