Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2010 в 18:40, Не определен

Описание работы

Личность и жизнь Сократа, и его учение

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

      Распорядок  судебного разбирательства, очередность  и продолжительность прений сторон, процедура определения судом  вины, меры наказания и т. п. были строго регламентированы, особенно строго в тех случаях, когда за данное преступление в законе предусматривалось заключение в тюрьму, смертная казнь, изгнание, лишение гражданской чести, конфискация имущества. К этому разряду процессов относились и так называемые не оцененные дела, наказание по которым не было конкретно предусмотрено в законе и определялось самим судом. Таким не оцененным процессом было и сократовское дело.

      Отказавшись о помощи Лисия, Сократ защищался  сам, в своей обычной манере опровержения мнений, доводов и предрассудков своих противников.

      Обвинительных речей по делу Сократа не сохранилось, но они, судя по всему, должны были конкретизировать расплывчатые пункты обвинения, отраженные в жалобе.

      В ходе подобной конкретизации старые, более абстрактные пункты обвинения «доказывались» путем их более определенной переформулировки. При этом обвинители, как, впрочем, и подсудимый, апеллировали в своих выступлениях к знанию, осведомленности судей о фактической стороне обсуждаемых вопросов; видимо, такая осведомленность суда делала излишним заслушивание свидетелей и т. п. Речь шла не об установлении каких-то новых и неизвестных фактов, но, скорее, об интерпретации с точки зрения афинского правопорядка ряда широко известных среди афинян обстоятельств сократовской жизни и деятельности.

      Так, пытаясь доказать «безбожие» Сократа, Мелет на суде огульно приписывал ему утверждение о том, что  «Солнце – камень, а Луна –  земля». В подобном отрицании божественной природы небесных тел были повинны, по представлениям афинского демоса, вообще все «софисты», без различия их позиций и воззрений. Зная это предубеждение афинских судей против всей плеяды мудрствующих безбожников, Мелет, не утруждая себя тонкостями доказательства предъявленных им обвинений, просто аттестует Сократа в качестве одного из таких «софистов». Вспомним, что «софистом» считался и обвиненный ранее афинянами в безбожие натурфилософ Анаксагор, чьи космологические взгляды были Мелетом приписаны на суде Сократу.

      Сохранившиеся сведения о Сократе, его образе жизни  и взглядах не оставляют сомнений в том, что он проявлял должное почитание принятого в его время культа богов греческого пантеона. Но «даймоний» Сократа – и это воодушевляло его обвинителей, питало энергию их возмущения – имел и необычный, некий сугубо индивидуальный, личностный аспект. Он был каким-то внутренним богом и гением самого Сократа, лишь для него существовавшим и лишь ему вещавшим божественным внутренним голосом. Этот личный бог как бы ставил под сомнение общепризнанных богов, ущемлял их роль и значение, создавал впечатление их излишности и даже ненужности. Поэтому современники Сократа довольно легко и естественно могли усмотреть в его «даймонии» опасную попытку подмены давних общепринятых представлений о богах индивидуальным мнением и модной отсебятиной, увидеть в случае с Сократом проявление той же субъективизации и релятивизации божественного начала, которая была столь характерна для тогдашних софистов.

      Обвинение Сократа в развращении молодежи было на суде расшифровано его противниками весьма обстоятельно. Обвинители указали на следующие направления пагубного воздействия Сократа на юношество: Сократ внушал своим слушателям презрение к существующим демократическим порядкам и законам, толкая их тем самым к насилию; учениками Сократа были Алкивиад и Критий, нанесшие большой вред афинскому полису. Сократ, ссылаясь на худшие места из знаменитых поэтов, учил неуважению к простому народу, преступлениями и тирании; Сократ настраивал юношей против их родителей, родственников и друзей, выставляя их в глупом виде.

          По процедуре судоговорения, после произнесения обвинительных и защитительных речей суд должен был простым большинством голосов при тайном голосовании решить вопрос о виновности или невиновности подсудимого. За признание Сократа виновным в предъявленных ему обвинениях было подано 280 голосов, против – 221 голос. Признание его виновным не было для него неожиданностью. Но вина была признана, и стороны должны были высказаться по вопросу о мере наказания. Обвинители настаивали, как и в жалобе, на смертной казни.

      В своем последнем слове Сократ признается: «Я скажу вам: пожалуй, все  это произошло мне на благо, и, видно, неправильно мнение всех тех, кто думает, будто смерть – это зло».

      Сократа повели в тюрьму. Так закончился самый напряженный день Сократа – философа и человека. Чтобы отстоять себя духовно и нравственно, он пожертвовал собой физически, телесно.

      В ожидании смерти Сократ после суда провел в тюрьме долгих 30 дней. Дело в том, что еще на кануне суда на остров Делос отплыл корабль с  феорией, священным посольством. Смертные казни в Афинах в такие праздники приостанавливались до возвращения феории обратно.

      В тюрьме Сократ пребывал в обычном  для него светлом и бодром настроении. Его навещали родные и друзья. И  до самого заката солнца последнего тюремного дня Сократа продолжались беседы – о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах и бессмертии души.

      В тюрьме Сократа часто навещал  его старый друг Критон, который  «ублаготворил», как он выразился, тюремного  сторожа и добился его расположения. Накануне возвращения священного посольства с Делоса Критон стал настойчиво склонять Сократа к побегу из тюрьмы. Детали побега были уже продуманы его организаторами, друзьями Сократа. Но существенным мотивом против побега из тюрьмы был полисный патриотизм Сократа, его глубокая и искренняя привязанность к родному городу. У 70-летнего философа было достаточно времени уяснить свои взаимоотношения с Афинами. Вся долгая предшествующая жизнь его, если не считать участия в трех военных походах и одну отлучку из города во время праздника Посейдона на Истме, прошла в Афинах. Преданность родному полису и его законам была для Сократа высшей этической нормой взаимоотношений гражданина и полиса в целом.

      Последний день Сократа прошел, в просветленных  беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Аполлодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды. Подобные напоминания лишь актуализировали тему беседы.

      Последний день Сократа клонился к закату. Настало время последних дел. Оставив друзей, Сократ удалился на омовение перед смертью. Согласно орфическим  и пифагорейским представлениям, подобное омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни.

      После омовения Сократ попрощался с родными, дал им наставления и велел возвращаться домой.

      К этому времени тюремщик напомнил, что пора выпить яд.

      Во  времена Сократа, приговоренный  к смерти в назначенное время  выпивал чашу растертой ядовитой цикуты (болиголова).

      Когда принесли цикуту, Сократ, мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, спокойно лег, выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

      Он  еще немного походил, а когда  отяжелели ноги, лег на тюремный топчан и закутался. Затем, раскрывшись, сказал: «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте». Это были последние слова Сократа. Жертвоприношение петуха сыну Аполлона Асклепию, богу врачевания, обычно полагалось за выздоровление. Сократ же имел в виду выздоровление своей души и ее освобождение от бренного тела. 6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      Сократ  пошел на смерть не как фанатик  мученик, не как слепой приверженец  исповедуемой идеи или веры, а как  мученик философии, как убежденный мудрец, сделавший свободный выбор между жизнью и смертью. Уверенный в том, что истина, несовместимая с неправдой, рано или поздно восторжествует, он предсказывает в конце судебного процесса суровую карму тем, что осудил его насмерть. Покидая зал суда, он советует последним «Не затыкать рта другим, а самим стараться быть как моно лучше».

      Гнетущая  политическая атмосфера, создавшаяся  в Афинах после казни Сократа, побудила Платона и некоторых  других последователей философа покинуть Афины. Многие же из афинян, по-видимому, верили, что, казнив всем известного Сократа, они укрепили демократию, веру в олимпийских богов и в хорошие нравы. Вернувшись в Афины несколько лет спустя, ученики и последователи Сократа развернули широкую литературную деятельность вокруг личности и философского творчества своего учителя. Так возникла сократическая литература, одна из задач которой состояла в реабилитации Сократа в глазах современников и потомков.

      Осуждение Сократа нашло своеобразное преломление  в сознании более поздних поколений. Сложилось предание о раскаянии афинян и о наказании обвинителей Сократа после его смерти.

      Согласно  учению Сократа, если человек не сделал главным вопросом своего бытия вопрос о самопознании, альтернативу добра  и зла при сознательном предпочтении добра, всякие иные знания при всей их полезности не сделают человека счастливым. Более того, они могут сделать его несчастным. Неудивительно поэтому, что учение Сократа о самопознании находится в тесной связи с теми дискуссиями, которые ведут в последнее время не только в философских и научных кругах, но и среди широких кругов интеллигенции, как в нашей стране, так и во всем мире вокруг проблемы «Человек – наука – техника», «Наука, этика, гуманизм». Тема этих дискуссий перекликается с сократовским пониманием задачи философии и ценности знания вообще. Названые дискуссии и обсуждения нередко сопровождаются прямыми и косвенными ссылками на учение и личность Сократа. И это не случайно, вопросы, над решением которых бился древний философ, не утратили актуальности; вот почему Сократ был и остается одним из вечных «спутников» человечества.

  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Кессиди Ф. Х. Сократ. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 320с.
  2. Ксенофонт. Сократические сочинения / Пер. с др. - греч.; Вступ. Ст. и примеч.                  С. Соболевского. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 368 с. – («Великие мыслители»).
 
  1. Философия: Учеб. Пособие / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512с.
  2. Нерсесянц В.С. Сократ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во «Наука», 1984. 190с.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 736с.

Информация о работе Философия Сократа