Философия права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

В истории политической и правовой мысли России важное место занимают буржуазные теории второй половины XIX – начала XX века, представленные такими видными именами, как Муромцев, Градовский, Чичерин, Савальский, Коркунов, Шершеневич, Новгородцев, Глестяковский, Петражицкий и другие.

На рубеже XIX–XX вв. на базе форсированного развития российского капитализма происходило соединение рабочего движения с социализмом. В Россию переместился центр мирового революционного движения. Рядом с общим подъемом искусства, литературы, науки активизировалась буржуазная теория государства и права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся поток политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен общеевропейского масштаба: Муромцева, Градовского, Чичерина, Ковалевского, Коркунова и других.1

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..…3

Глава 1. История развитии философии права в России ………………….…….....5

Глава 2. Чичерин Б.Н. ……………………………………………………………....8

2.1. Чичерин Б.Н. о праве …………………………………………………….8

2.2. Чичерин Б.Н. о понятии и сущности государства ……………………12

Глава 3. Новгородцев П.И. ………………………………………………………..16

Глава 4. Соловьев В.С. …………………………………………………………….17

Глава 5. Бердяев Н.А. ……………………………………………………………...19

Заключение …………………………………………………………………………21

Литература ………………………………...….…………………………………….23

Файлы: 1 файл

фил.права.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

  В России особенностью государственного строя оказалось большее, по сравнению  с Западом, развитие монархической  власти и абсолютизма. Отсутствие сильных  феодальных союзов и слабость буржуазии  этому способствовали: "Историческое значение самодержавной власти дало ей такую мощь, какой она не имела ни в одной европейской стране, и перед которой должны были низвергнуть всякие представительные учреждения"9.

  Гегелевская философия была одним из основных факторов при формировании воззрений  Чичерина. Хотя с годами его отношение к Гегелю претерпевало определенные изменения, он все же постоянное ориентировался на основные философско-методологические положения немецкого мыслителя. При этом Чичерина более привлекала сама глобальная система немецкого философа, именно поэтому его часто называли сторонником правового, или консервативного гегельянства. Его магистерская диспозиция, ставшая новым словом в русской истории и правоведческой мысли, относится к истокам государственной школы в русской историографии. Во-первых, разделяя традиционные западнические воззрения на особенности русской истории, он склонен к утверждению общечеловеческого принципа в мировой истории. Во-вторых, чрезвычайно важное значение он уделяет роли государства в историческом процессе. Сравнивая историю России с западноевропейской, Чичерин подмечает, что в России многое учреждалось государственными мерами, тогда как на Западе те же процессы совершались без активного вмешательства государства. С деятельностью государства Чичерин связывает практически все явления и процессы общественной жизни России – от оседлости народонаселения до придания общинам некоторой юридической определенности. Устройство русского государства, по его мнению, организовывалось “сверху”. Сам же факт создания государства он считает великим и историческим подвигом русского народа. В-третьих, для Чичерина характерно особое видение личности на Западе и в России. В западноевропейской истории он отмечает ту большую роль, которую играет личность и созданные благодаря ее развитости различные союзы. Отличительные черты русской исторической жизни – чрезмерная слабость представительного начала, практически крепостное состояние всех сословий, отсутствие политических свобод. Все это является результатом личностного начала государству.

  К 60-м г. относятся выход в свет его работы "О народном представительстве" и подготовка трехтомного "Курса государственной науки", в то время Чичерин пишет пятитомную "Историю политических учений" и двухтомную работу "Собственность и государство". В этих, а также других работах Чичерин разрабатывает свою политическую платформу, которую можно охарактеризовать как классический либерализм. Исходя из понимания свободы личности как основного принципа общественного развития, благодаря которому человек только и может осуществлять свои стремления к абсолютному (а это составляет ядро его понимания роли и призвания человека в мире). Он полагает, что условия для осуществления этого принципа обеспечивают только последовательные либеральные преобразования. Его конкретная программа для России состояла в требовании свободы совести, свободы от крепостного состояния, свободы общественного мнения, свободы книгопечатания, свободы преподавания, публичности всех правительственных действий, публичности и гласности судопроизводства. Идеалом государственного устройства (по крайней мере, для России) он считал конституционную монархию.

  Государство, по Чичерину, предстает в истории  союзом народа, связанного законом  в одно юридическое целое и  управляемое верховной властью  для общего блага. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, оно же определяет и защищает права и свободы. При этом государством определяются права гражданские, а не так называемые естественные права.

  Сама  область естественного права  – в отличие от права положительного – это область требований правды, справедливости, это "система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства". Справедливость как общее разумное начало и есть мерило, с помощью которого разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливаются требования законов. Цель социально-политического развития – избежать крайностей индивидуалистического анархизма и механического этатизма и суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон.

  Право не сводимо к пользе или к интересу, его сущность связана со свободой как индивидуалистическим и априорно-метафизическим началом. Право с этой точки зрения есть внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Поскольку закон определяет права и обязанности, то есть "свободу с ее границами" и вытекающими отсюда отношениями, то эти границы и есть основное начало права как идеи, как нормы свободы. Чичерин частично использует Гегелевскую трактовку права как развития идеи свободы, но критически относится к антииндивидуалистическим истолкованиям. Свобода в его трактовке предстает в следующих ступенях развития – внешняя (право), внутренняя (нравственная) и общественная свобода. Другими словами, свобода как субъективная нравственность переходит в объективированную и сочетается с правом как нормой свободы в общественных союзах – семье, гражданском обществе, церкви, государстве.

  Чичерин чрезвычайно высоко оценивает значения свободы как постоянного и  необходимого элемента человеческого  общежития. Свобода составляет краеугольный камень многих его определений, относящихся к области общественных отношений, и сама возможность развития общества связывается им с принципом свободы человеческой личности. Свобода устанавливает только формальное, а отнюдь не материальное равенство. Последнее вообще неприемлемо для Чичерина, считающего, что всеобщее равенство не может быть даже идеалом, потому что оно противоречит природе вещей и человека. Цель истории, по Чичерину, состоит не в личном удовлетворении, а в общем благе, а это благо заключается в разнообразии и гармоническом единстве частей, чему противостояло бы равное распределение жизненных средств. Необходимым требованием к государству Чичерин полагает принципы экономической свободы, осуществление которых на практике может вести только к неравенству. Но именно это и составляет для него движущее начало дальнейшего развития общества. 

  2.2. Чичерин Б.Н. о понятии и сущности государства

  Чичерин считал возможным познать сущность и целесообразность государства  на основе гегелевской философии, интерпретированной с большой дозой мистицизма и  кантианского индивидуализма. Вслед за Гегелем он рассматривал государство как высшее развитие идеи человеческого общества и воплощение нравственности. Идею государства, то есть начало, во имя которого оно существует и которое призвано осуществить, Чичерин, считая априорным началом, проявлением Абсолютного. Поэтому те, кто отвергает метафизику, "не в состоянии ничего понять в государстве"10.

  Русский мыслитель сводит бытие к четырем  началам, или причинам: производящей, формальной, материальной и конечной. В обществе этим причинам соответствуют: производящей – власть, формальной – закон, материальной – свобода, конечной – цель или идея (общая польза, общее благо). Власть, закон, свобода и общее благо присущи любому союзу, но в каждом из них преобладает один из этих элементов. А так как, рассуждает Чичерин, общественных элементов четыре, то им соответствуют четыре союза: семья, гражданское общество, церковь и государство.

  По  теории Чичерина государство является не средством эксплуатации трудящихся, непосредственным результатом непримиримых противоречий "гражданского общества", а арбитром между правовой и моральной областями жизни, призванным не допустить поглощение их друг другом, водворить мир и общее благо.

  С юридическими теориями государства  Чичерина сближают понимание государства  как правового союза; определенное преувеличение юридического аспекта государства. Однако в целом он выходит за рамки этих теорий.

  Понятие государства, по Чичерину, многопланово. Государство, есть, во-первых, проявление Абсолютного (влияние гегелевской  философии права); во-вторых – юридический союз (отражение юридического мировоззрения буржуазии); в-третьих – опытный факт, реальных субъектов власти (социологический подход). Чичерин различал следующие науки о государстве: философию права (познание априорных начал государства и права), государственное право (изучение государства как юридического союза), социологию (государство в связи с другими союзами, прежде всего с гражданским обществом), политику (наука о действиях государства в связи с борьбой за власть различных партий и групп).

  Государство рассматривается Чичериным, прежде всего как союз народа, а не просто учреждения, аппарат. "Народ, устроенный в государство, образует одно целое, в состав которого входят, с одной стороны, объединяющиеся лица, с другой – система учреждений, которые служат ему органами. Все это вместе составляет одно юридическое тело, состоящее из лиц и учреждений; как таковое оно должно иметь название, и это название есть государство"11.

  Чичерин считает государство не созданием  субъективной воли человека, а закономерным явлением, не зависящим от субъективных устремлений. Государство представляет собою "объективный организм, который воплощает в себе мировые идеи, развивающиеся в истории человечества"12.

  На  базе либеральной платформы Чичерин  выдвигает учение о двух этапах развития "государства нового времени". Идея государства состоит в установлении высшего единства общественной жизни и в соглашении всех входящих в состав его элементов. Это две разные задачи: первая ведет к закреплению частных зависимостей  и упрочению господствующих элементов, вторая ведет к ограждению низших от притеснения высшими. Первая является насущной потребностью государства на низших ступенях развития, там, где приходиться создавать общественное единство. Возникающее государство, естественно, опирается на сильнейшие элементы, подчиняя им остальные и тем стараясь скрепить общественную связь. Когда этот государственный организм окреп, с особенной силой выступает вторая задача. "Государство, по своей идее, есть представитель всех интересов и всех элементов общества... Чем независимее государственная власть от общественных элементов, тем это призвание проявляется с большей силой"13. Здесь со всей отчетливостью проявились две характерные черты воззрений Чичерина на государство: во-первых, взгляд на развитие государства как движение к заранее намеченной цели, во-вторых, абсолютизация относительной самостоятельности государства, взгляд на него как на внеклассовый институт, который развивается и существует сам по себе, лишь приноравливаясь к потребностям общества, лавируя между различными группами, классами14.

  Чичерин отождествляет централизованную феодальную монархию и буржуазное государство. Поэтому он говорит не о государстве  периода сословного строя и государстве периода общегражданского (как следовало бы из его тезиса о том, что каждому гражданину строго соответствует строй политики), а только о едином "государстве нового времени", которое лишь меняет свои формы. Таким образом, развитие государства с XV века рассматривается как единый процесс нарастания, укрепление мощи государства и соответственно его независимости от общественных сил. Тем самым в угоду либеральному реформизму  ученый отрицает революционную смену одной общественной формации другой. Следовательно, констатируя кризис феодального общественного строя, он не признает кризис феодального государства. Не смотря на связь с гражданским обществом, государство в его теории получает самостоятельное бытие, становится первичным фактором по отношению к обществу, отрешается от падающего сословного строя и переходит на сторону общегражданского.

  Позиция либерального компромисса во многом определила особенности учения Чичерина о государстве:

  во-первых, формальное определение государства как "всеобщего союза воля", исключение из него материальной основы;

  во-вторых, объединение феодальной централизованной и абсолютной монархии в один тип  с формами буржуазного государства  под именем государства "нового времени", "воздвигающегося" над обществом в качестве первичной практической силы истории;

  в-третьих, положение о государстве как  трансформаторе феодального строя  в капиталистических, а потому преувеличение  надклассовой роли государства, обоснование  его всемогущества, определяющей силы в движении общества, особенно в переходные эпохи;

  в-четвертых, стремление сочетать тезис об "абсолютизме" государства с доктриной буржуазного либерализма эпохи свободной конкуренции.

  Классовый компромисс в значительной степени  предопределил противоречивость теории Чичерина о государстве: с одной стороны, гегелевское положение о государстве как самоцели и проявление Абсолютного духа, о государстве, наделенном неограниченными правами в отношении граждан; с другой стороны, естественно-правовая концепция государства как ассоциации всех граждан, страховой организации для обеспечения свободы и собственности, коренящихся в природе человека и являющихся для государства священными и неприкосновенными принципами, которые оно не вправе нарушать.

  глава 3. Новгородцев П.И.

  Философско-правовая концепция Новгородцева пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права. С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Только с помощью таких идеальных построений, полагал он, можно преодолеть кризис современного правосозна-ния. Поэтому он высоко оценивал кантовское моральное обоснование права, противопоставление идеала и действительности и с этих позиций критиковал гегелевский этатизм, хотя и разделял ряд идей гегелевской философии права.15

  Для внедрения в современную позитивистскую юриспруденцию нравствен-ных идеалов, согласно Новгородцеву, "требуется именно возрождение естес-твенного права с его априорной методой, с идеальными стремлениями, с приз-нанием самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением".16 По его оценке, "естественное право представляет собою не-искоренимую потребность человеческого мышления и исконную принадлеж-ность философии права".17 Сущность естественного права состоит в "этическом критицизме", и ему "свойственно стремление оценивать факт существующего с этической точки зрения. Но в этом и состоит задача философии права".18

Информация о работе Философия права в России