Философия Августина и Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430). "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

     В 1272 г. Фома был возвращен  в Италию. Он преподает теологию  в Неаполе, где продолжает работу  над "Теологической суммой", которую заканчивает в 1273г.  Фома - автор и ряда других произведений, а также комментариев к сочинениям  Аристотеля и других философов.

    Спустя 2-а года Аквинский покидает  Неаполь, чтобы принять участие  в созванном папой Григорием X соборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове.

    После смерти ему был присвоен  титул "ангельский доктор". В 1323г., во время понтификата  папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви".

4.Философия  Фомы Аквинского

     Фома  жил в бурное интеллектуальное время, на перекрестье различных философских  традиций, причем не только европейских, но и мусульманских и иудаистских. Аристотелические корни его философии  очевидны, но считать его исключительно аристотеликом, противопоставляя при этом томизм платонизму в августиновской версии, было поверхностным в силу неоднозначности его аристотелизма. Фома отталкивался от мощной греческой традиции толкования Аристотеля, от арабских комментаторов и от раннехристианской интерпретации Аристотеля, а также от существующей во времена Фомы практики переводов и школьного толкования аристотелевской философии. Вместе с тем его использование аристотелевского наследия было исключительно творческим, и прежде всего потому, что Фоме приходилось решать задачи, далеко выходящие за рамки аристотелевкой проблематики, и в этом случае его интересовал аристотелизм как эффективная методика интеллектуального поиска, а также как живая система, хранящая в себе возможности раскрытия совершенно неожиданных выводов (с точки зрения традиционной комментаторской работы). В трудах Фомы сильно влияние и платонических идей, в первую очередь Псевдо-Дионисия и Августина, а также и нехристианских версий платонизма, таких как анонимная арабская "Книга причин", имеющая своим источником "Первоосновы теологии" Прокла.

На вопрос о степени оригинальности философской  позиции Фомы даются различные ответы. Сильнейшие систематизаторские способности  Фомы очевидны для всех, но многие исследователи, а в первую очередь составители  учебников, стремятся ограничить достоинство  философии Фомы только этим. С точки  зрения других исследователей, томизм представляет собой не только систему, новаторскую для его времени, но и до сих пор актуальный стиль  философствования, в рамках которого можно искать ответы и на вопросы, которые ставит перед нами XX век; некоторые видят в нем даже философию будущего.

Метод исследования и основные проблемы томизма. Система томизма охватывает обширные области философии и богословия.

     Исходной  точкой построения томистской системы  является различение сущности вещи и  акта ее существования и анализ их связи. Очевидно, что в вещах, окружающих нас сущность вещи не соответствует  ее существованию. Вымышленные вещи, такие как кентавр, сколь бы наглядную  и четкую сущность они не имели, не обладают совсем актом существования, кроме как в мысли. Но и те вещи, которые существуют на самом деле, имеют несовершенное существование, будучи изменчивыми и подверженными  гибели. Но коль скоро эти несовершенные  вещи существуют, должен быть источник, наделяющий их актом существования, который бы обладал бытием в абсолютной степени; в таком существе совпадали  бы его сущность и бытие (а также  с бытием совпали бы и истина, и благо, и красота).

     Томизм  обладает средствами для создания философской  теологии, в рамках которой можно  основываясь на человеческом разуме достичь понимания многих истин  из тех, которые даются нам и иным путем - благодаря откровению, хотя некоторые другие истины откровения остаются вне рамок автономной способности  нашего разума - такие, например, как  учение о триединстве. Фома создает  обширное учение о Боге, причем рассматривая не только негативные определения - такие, как бесконечность Бога или Его  неизменность, но и позитивные, такие  как справедливость или вечность. В рамках томизма можно также  говорить о невидимых нам регионах бытия - об иерархии ангелов и их свойствах.

     Одним из наиболее важных результатов томистского  богоучения является выведение пяти доказательств бытия Бога, а вернее пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого  мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств.

     Таким образом наш чувственный, материальный мир связан с Богом, свидетельствует о Нем, и является достойным предметом размышления теолога. Бог, являясь творцом, бесконечной причиной мира, позволяет действовать другим существам, как конечным причинам, в том числе и как существам, обладающим свободой воли. В противоположность августиновской традиции Фома не склонен видеть прямое вмешательство Бога там, где могут действовать вторичные причины, в том числе своевольные. Действия такого рода вторичных причин, имеющих своим источником первую причину, могут, как кажется, противоречить в отдельных случаях изначальному замыслу Творца, и приводить ко злу, однако Его благость и всемогущество как раз и заключается в том, что позволяя действовать своевольным существам свободно, Он может обращать содеянное ими зло ко благу. Таким образом в рамках томизма можно найти решение столь сложных проблем, как наличие в мире зла, которое может показаться противоречащим либо всеблагости либо всемогуществу Творца, или как кажущееся противоречие между божественным предопределением и свободой воли.

     Человеческий  мир, вызывающий естественным образом  особый интерес у Фомы, рассматривается  в контексте грандиозной картины  сотворения различных регионов бытия, каждый из которых, в том числе  и регион материальных существ, необходим  для полноты и совершенства мира. Человек, будучи существом как духовным, так и телесным занимает совершенно особое место в мире. Это место определяет, с одной стороны, сложность человеческой природы, и проблем (психологических, юридических, политических и т.д) связанных с ней (разрешению которых Фома уделяет столь же напряженное внимание, как и проблемам богопознания), с другой стороны удивительнейшие постулаты христианской веры - о боговоплощении и об искуплении Сыном Божьим человеческой греховности.  
 
 

Заключение

    В творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой - считал ее привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, а с другой - она сверхъестественный дар. Безразлично Августин отнесся и к рационализму, но тем не менее конечная цель, устремленность понимались им  как связанное с разумом божественное созерцание. Он утверждал, что тело  не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях видел  источник зла. Августин отверг манихейский дуализм добра и зла, и именно дуализм был последним словом его историософии. Различные стремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и  церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любви - все  переплеталось в его творчестве. Августин имел много последователей.

Безусловно, «антропологический поворот» в религиозной  мысли представлен мыслителями, позиции которых различались  и которые спорили друг с другом. Но в их взглядах есть и много  общего. Мы и рассмотрим их в определенной типологической обобщенности.

«Антропологический  поворот» связан с решимостью философов-реформаторов в определенном смысле пересмотреть традиционную иерархию ценностей и проблем религиозной философии. Если традиционная религиозная философия сводила все вопросы философии, включая и вопрос о человеке, к проблеме бога, то религиозная философская антропология XX века, как видим, ставит в центр именно широко понятую проблему человека. И хотя отношение человека к богу философы этого направления считают необходимым также «подтянуть к центру», все же переориентация по сравнению с религиозной классикой происходит заметная и немаловажная.

  

  Происходят  перемены и в том, как именно  анализируется вопрос о человеке, какие ценности жизни и поведения  людей выдвигаются на первый  план. Меняется сам стиль обращения  религиозных мыслителей XX века к человеку. Правда, довольно часто они предпочитают — в соответствии с духом традициона-листского мышления — приглушать свое новаторство и делать вид, что только извлекают из теолого-философских традиций христианства внутренне заключенную в нем гуманистическую ориентацию. Для такого подхода есть определенные основания. За фасадом теоцентризма постоянно скрывался интерес к человеку, его жизни, поведению, нравственности. Особенно характерен в этом отношении пример Августина, и не удивительно, что «ренессанс Августина» в XX веке стал мощным стимулом для переориентации в направлении философской антропологии.

Информация о работе Философия Августина и Фомы Аквинского