Диалектика Гераклита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 00:59, реферат

Описание работы

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т. д.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 41.62 Кб (Скачать файл)

      При рассмотрении первоначала  он исходил из вечности, как  материи, так и движения, совмещая  при этом принцип субстанционального  единства и принцип всеобщности  движения и изменения. Это,  во-первых, а во-вторых, сам принцип  всеобщего изменения понят им  диалектично. Возникновение движения, как свидетельствуют многочисленные  попытки решения проблемы в  истории философии и их систематическая  несостоятельность в логическом  отношении, в принципе доказать  невозможно. Как не может возникнуть материальное из не материального , так нельзя вывести движение из неподвижной субстанции. Если материальная субстанция признаётся неподвижной, то источник движения неизбежно выносится вовне. Движение, в конечном счете, при таком подходе признаётся вечным, но вынесенным из среды естественного бытия и поэтому непознаваемым.

    Гераклит  фактически предложил единственно  возможное решение проблемы, когда  признал само первоначало постоянно  меняющимся и переходящим в противоположные  состояния. Таким первоначалом был  для него огонь. Огонь наиболее отвечает его цели, ибо с ним связано  представление о жизненном тепле. И это также наглядный образ  постоянного изменения. Он меняется сам и меняет всё, с чем соприкасается. Поэтому космос в целом и всё, что находится в нём, Гераклит объявляет видоизменением «первоогня», следствием его сгущения и разрежения.

    Этот «первоогонь» переходит в противоположные стихии. Либо в воду - образует море, которое производит "движущееся вверх светлое испарение", т.е. небо, воздух и "движущееся вниз темное испарение", т.е. землю. Либо - в землю, когда плотные части огня сосредоточиваются вместе, а из земли в результате разрежения происходит влага, а при испарении влага образуется воздух. Единое Гераклита - это гармония противоположностей. Едино не только бытие в целом. Едина каждая вещь. Поскольку каждая вещь есть единое целое, состоящее из противоположностей, она представляет состояние их борьбы, в результате которой и происходит переход в противоположное состояние. "Холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Молодое стареет, живое умирает и т.д. Гераклит не только приводит многочисленные примеры, но даже формулирует общий закон: "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу". "Война - отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим - людьми; одних она сделала рабами, других - свободными"; следует знать, что война всеобща и правда - борьба и что всё происходит через борьбу по необходимости. Но для Гераклита не меньшее значение, чем борьба, имеет связь противоположностей, их гармония. Он говорит о прекраснейшей гармонии, получаемой из расходящегося. Каждое талое - это гармония, и всюду гармония есть результат временного равновесия противоположных сил.

    Он  находит прекрасный образ гармонии в виде лука и лиры: "0ни не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращаясь к себе гармония, как у лука и лиры". Единство сжатия и растяжения образуют и древнейшее оружие - лук и музыкальный инструмент - лиру. Пока имеется гармония, связь натяжения и растяжения, имеется и целое. Таким образом, Гераклит намечает основную диалектическую закономерность движения: поскольку единое расщеплено на противоположные части, стороны, моменты и каждая вещь есть единство противоположностей, то всякое изменение осуществляется через борьбу противоположностей и есть вместе с тем переход в противоположное состояние. В то же время об изменении именно данной вещи можно говорить лишь при наличии гармонии её противоположностей. Это понятие диалектической закономерности концентрируется Гераклитом в понятии логоса, порядка всего происходящего в мире. Поэтому неверно, что гармония - это всегда и всюду положительное и созидательное начало, а борьба - это начало исключительно отрицательное и разрушительное.

    В противовес общепринятым представлениям, он провозгласил вызывающую и парадоксальную идею о том, что "справедливость - борьба" и что всё происходит через борьбу по необходимости. Борьба всеобща. Борьба - источник жизни, её постоянного  обновления. Разрушая старую гармонию (противоположностей), она создаёт  новую, которая есть вместе с тем  возобновляющаяся борьба. Борьба вечна. Вечна и смена вещай. Вековечность космической борьбы обусловливает  вечно обновляющуюся юность мира.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. УЧЕНИЕ  О ЛОГОСЕ. ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ  ЛОГОС 

    Идея  логоса составляет центральную часть  учения Гераклита и играет ведущую  роль в его воззрениях. Смысл термина "логос" менялся в зависимости  от контекста. Он мог означать и нечто  объективно существующее, согласно которому "всё совершается", и субъективное "слово", "мысль" или теоретическое высказывание самого Гераклита, адекватное объективному "логосу", и, отличая свой логос-слово от объективного логоса, он говорит о логосе как о единстве всего.

    В некоторых других случаях логос - это "всеобщее" (всео6щая истина или всеобщий порядок), которому необходимо следовать, а также божественный закон, на который необходимо опираться. Складывается впечатление, что у  Гераклита слова "война" или "борьба", "гармония", "мера" являются синонимами слова "логос". "Логос" употреблён им также в смысле "слова", "славы", "учения", "души". Многозначность термина "логос", понимание которого во фрагментах Гераклита усложнено разнообразием и неопределённостью вкладываемого в него содержания, поневоле заставляет рассматривать этот термин в контексте его основных идей.

      Используя многозначный смысл термина "логос", Гераклит остаётся верным себе. «Хотя этот логос существует вечно, непонимающими бывают люди и прежде, чем услышат о нём, и, услышав впервые, ибо, хотя всё совершается согласно этому логосу, они выглядят несведущими, когда приступают к таким словам и делам, какие я излагаю, различая каждое по его природе и объясняя, каково оно, по сути. От остальных же людей, исключая названных, скрыто то, что они делают, бодрствуя, подобно тому, как они забывают и то, что делали, во сне».

    В трактовке логоса Гераклитом имеются  две стороны. С одной стороны, это - то объективное, что он хочет  выразить этим понятием, или, - объективный  закон. С другой стороны, выражение  этого понятия в мышлении передается посредством слова или иначе - то, что соответствует понятию. Согласно Гераклиту, субъективный логос людей  имеет все возможности быть в  согласии с объективным логосом, но большинство людей в силу обывательского самомнения и умонастроения находятся  в разладе с ним. Большинство, склонное к чувственным удовольствиям  и духовной спячке, не умеет ни выслушать, ни сказать.

    В противовес большинству, субъективный логос которых расходится с объективным  логосом, логос-разум наилучших людей, в душе которых огненный элемент  преобладает над влажным, находится  в согласии с логосом мира.

    Оригинально Гераклит раскрывает диалектику всеобщего логоса и многообразия вещей. Диалектику единого и многого вообще, логос всеобщ, присущ всем вещам, но в то же время в известном отношении находится вне их, отличен и обособлен от них, подобно тому, как смысл речи и содержится, и не содержится в отдельно взятых словах. Смысл речи, его логос, есть нечто единое и целое, единораздельное целое, которое связано со всеми словами, но отлично от слов, взятых разрозненно. То же можно сказать и о мире - космосе, единство и стройность которого определяются его логосом. Об объективном характере логоса, независимости его от человеческого мнения свидетельствует и используемый Гераклитом образ прорицательницы Сивиллы, чьими устами неосознанно, независимо даже от неё самой, передается истина этого закона. "Сивилла неистовыми устами произносит угрюмое, неприкрашенное, неподмазанное, речь её звучит сквозь тысячелетия, ибо она побуждаема божеством".

    Логос в качестве объективного закона характеризуется  самим Гераклитом, как единый божественный закон: "...все человеческие законы питаются единым божественным, который  простирает свою власть, насколько  желает, всему довлеет и над  всем одерживает верх". Сложнее объяснить  вторую сторону этого вопроса, - какими средствами выражено понятие закона. "То, что самый испытанный (мудрец) знает и соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов и лжесвидетелей". Здесь можно  видеть объективный всеобщий смысл  истины логоса, превосходство его  над любым индивидуальным представлением, хотя бы даже человека наимудрейшего, неизбежность победы истины над любым  субъективным мнением, над лжесвидетельством. Но логос как истина, правда, мудрость - это уже категория разума, или познания, и свидетельствует о подходе Гераклита к пониманию закона как умопостигаемого.

    Отсюда  и происхождение самого термина  логос (разум, слово). Но это только подход. Категория познания ещё не выделена полностью. Логос понимается и как  разум - как тот разум, который  присущ самому первоогню. "Всем управляет  Перун”, т.е. он направляет. Перуном  же он называет вечный огонь, он говорит  также, что “огонь разумен и является причиной управления всем”. Поскольку логос всеобщ, то и разум присущ всему. В понятии и трактовке логоса у Гераклита много мифологических наслоений. Наделение всего разумностью явно носит гилозоистический характер, так же как и представление о вечно живом огне.

    Но  имеется уже некоторое отличие  его гилозоизма от гилозоизма мифологических представлений. Из представлений о  всеобщей одушевлённости и жизненности  выделена одна сторона - разумность всего - и имеется тенденция к естественной трактовке разума вообще. И он сознательно  выступает противником мифологии. Он явно против религиозных представлений  и обрядов: "Но напрасно они, запятнанные  кровью, жертвоприношениями хотят очиститься, как если бы кто - либо, вступив в  грязь, грязью пожелал бы обмыться... И этим статуям они молятся, как  если бы кто-либо захотел разговаривать  с домами..."; "ведь не священным  образом совершаются посвящения, принятые у людей мистерии"; "Дионис же, ради которого они неистовствуют  в вакханалиях, тождественен Аиду", т.е. небытию.

    У Гераклита имеются тенденции  к естественной трактовке разума и пробудившийся интерес к  человеческому познанию. Как бы ни решал Гераклит вопрос об отношении мышления к чувствам или ощущениям, бесспорны попытки Гераклита возвести душу в целом, к её материальной основе. Такую основу он видел в сухом огненном естестве. Физике огня в психологии Гераклита содействует учение об огненной "психее". В связи с этим Гераклит утверждает, будто мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется "сухим блеском", и наоборот, наихудшая душа у пьяниц: "Пьяный шатается, и его ведёт незрелый юноша. Он не замечает, куда вдет, так как душа его влияния".

    Одна  из заслуг Гераклита состоит в  постановке гносеологической проблемы и в попытке адекватно выразить связь субъективного логоса, требующего непротиворечивости, с объективным "логосом" бытия, глубоко противоречивым по своей сути. На пути согласования субъективного логоса с объективным  древний мыслитель столкнулся с  трудностями, результатом которых  и явились его оригинальный стиль, его парадоксы и всё его "метафизическое" учение о логосе. Полемика вокруг вопроса  об отношении непротиворечивого  мышления к противоречивому бытию  не прекратилась и по сей день. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Первое, что мы узнаем от Гераклита, это то, что первоначалом мира является вечно  живой Огонь, мерами возгорающийся  и мерами потухающий. Чтобы понять это нововведение Гераклита, зададимся  вопросом о том, чем собственно определяется внутреннее устройстве вещи, благодаря  которому она, даже изменив свой внешний  вид, остается сама собой.

    За  счет чего сохраняется определенность вещи в потоке постоянных изменений? Почему, к примеру, старясь и умирая, мужчина все-таки не становится женщиной? И почему, несмотря на то, что многое вокруг нас обращается в один и тот же прах и тлен, в целом известный нам мир так многообразен? Знающий азы науки современник легко ответит, что постоянство в жизнедеятельности организма определяется генотипом, а в других случаях оно определяется химической формулой и т. п. Однако в те далекие времена, когда жил и творил Гераклит, указать на какую-то грань между текучим и постоянным в окружающем мире было по силам лишь незаурядному мыслителю. И такой гранью, согласно Гераклиту, должна быть собственная мера вещи. Именно она становится у Гераклита той внутренней естественной границей, за которую вещь уже не может выйти в ходе своего существования.

    С Гераклитовой «меры» в философии начинается серьезный разговор о внутренней природе вещи, которую Гераклит называл ее «судьбой». А определяет судьбу каждой вещи вечно живой Огонь. Но способ, каким Огонь как первоначало мира созидает вещи у Гераклита, отличен от того, что говорил на этот счет Анаксимен. Дело в том, что Огонь у Гераклита - это не столько субстрат, сколько субстанция мира, хотя сами понятия «субстрат» и «субстанция» будут введены в философию значительно позднее, во времена Аристотеля. Вещи, согласно Гераклиту, не просто состоят из Огня или неких огненных частиц. Огонь у Гераклита, по сути, воплощается в вещи, и вещи - это различные состояния Огня. Причем каждое из таких состояний имеет свою собственную меру.

    Истина, или мудрость, по Гераклиту, совпадает  с Логосом. Надо сказать, что «логос»  в обыденной речи означал «слово», «рассказ», а в математике имел другие значения, в том числе означал  отношение двух величин. Принято  считать, что уже у Гераклита  Логос совпадает с вселенским порядком, в соответствии с которым Огонь как раз и осуществляет свою великую миссию. Но нужно иметь в виду, что эта трактовка взглядов Гераклита была предложена стоиками, жившими значительно позже, чем он сам. Что касается сохранившихся фрагментов из произведений Гераклита, то из них следует, что Логос - это, прежде всего слово, причем слово самого Гераклита, посредством которого как бы вещает сама истина об устройстве мира. Не человек открывает истину усилиями своего ума, считает Гераклит, а, наоборот, истина открывается, или, точнее, овладевает человеком, если он имеет соответствующую душу.

Информация о работе Диалектика Гераклита