Аристотель и его логика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Логика как наука зародилась в древней Греции. Самое раннее упоминание логической проблематике можно найти в сочинениях Парменида Элейского, родившегося около 540г. До н.э. и Гераклита Эфесского, жившего приблизительно между 530 и 470 гг. до н.э. О логике в смысле науки можно говорить лишь со времен Аристотеля (IV в. До н.э.). Влияние Аристотеля заметно в очень многих областях, но особенно в логике. Во время поздней античности. Аристотель был признанным авторитетом в логике, кем и оставался до конца средневековья. Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Жизнь Аристотеля…………………………………………………………3

Современное определение логики………………………………………..4

Логика Аристотеля……………………………………………………...…5

Логические произведения Аристотеля…………………………………..9

Заключение………………………………………………………………..13

Используемая литература………………………………………………..

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

         Сократ  – человек (вторичная предпосылка).

         Поэтому: Сократ смертен (Заключение).

         Или: Все люди смертны. Все греки – люди. Поэтому все греки смертны. Другими формами являются следующие силлогизмы: Ни одна рыба не разумна. Все акулы – рыбы. Поэтому ни одна акула не разумна. («Селарент»). Все люди разумны, некоторые животные – люди, поэтому некоторые животные разумны («Дарий»). Ни один грек не черные, некоторые люди – греки, поэтому некоторые люди не черные. Эти четыре силлогизма создают первую фигуру. Аристотель открыл вторую и третью, а позже была выведена и четвертая. Было доказано, что все эти фигуры, так или иначе сводятся к первой. Из первой предпосылки можно сделать некоторые выводы. Из фразы «некоторые люди смертны» мы можем заключить то, что некоторые смертные люди. По Аристотелю, это же можно вывести из предпосылки «Все люди смертны». Из фразы «Ни один бог не смертен» мы можем заключить, что «ни один смертные не бог», но из фразы «некоторые люди не греки» вовсе не следует то, что некоторые греки - не люди. Кроме упомянутых выше выводов Аристотель и его последователи считали, что все дедуктивные выводы, в том случае, когда они ясно определены, являются силлогизмами. Установление действительных видов силлогизмов должно, по их мнению, помочь избежать многих ошибок. Эта система стала началом формальной логики. Как таковая она является как крайне важной, так и просто красивой, хотя Аристотелю и не удалось избежать некоторых ошибок.

         Проблема  «диалектического» метода поставлена Аристотелем в «Топике», -  произведении, где он анализирует «топы» (topos, множественного числа от topoi), т.е. общие приемы мышления, используемые в диалоге, способствующем достижению истины. В «Топике» рассматривается свыше трехсот «топов», и потому ей доводилась роль как бы склада вспомогательных средств аргументации, которые следует иметь под рукою для использования в споре. На деле же Стагирит, анализируя структуру платоновских диалогов и формулируя «топы», разрабатывает метод движения познания к истине, причем с использованием не только необходимых, но и вероятных (только правдоподобных) положений. «Топика» учит восходить от «правдоподобного» к  «истинным и первым» положениям, которые «достоверны не через другие [положения], а через самих себя». Этому и служит использование «топов» различного вида. Так, «топы, касающиеся многозначности слов», ведут к истине, если слова совместимы, к заблуждению – если они не совместимы, а именно медицину, например, можно определить и как знание о здоровье (соответственно ее цели), и как знание о надлежащем образе жизни (соответственно средствам, применяемым для этой цели). Использование же слова «лук» одновременно в значении «овощ» и «оружие» приведет к заблуждению.

         Логика  Аристотеля завершается анализом логических ошибок, сознательно и бессознательно совершаемых людьми. В своем последнем  логическом трактате «О софистических опровержениях», который иногда рассматривается как последняя (девятая) книга «Топики», он показывает, что все логические ошибки суть не что иное, как погрешности в силлогизме. Они, в свою очередь, разделяются на языковые ошибки (двусмысленность слов – омонимия или выражений – амфиболия; неправильность соединения или разделения мыслей, ошибки в ударениях и подстановка одной грамматической формы вместо другой) и ошибки внеязыковые (собственно логические: подмена сущности случайным признаком, смещение абсолютного и относительного, незнание сущности доказательства, предвосхищение основания, предположение причины в том, что не может ею быть, и соединение многих вопросов в один).

         Такова  классическая система аристотелевской логики. Она оправдана, поскольку логике в течение двух тысячелетий отводилась главным образом роль учебной дисциплины. Последние исследования по истории логики подводят к выводу, что путь исследования логических вопросов был противоположен пути изложения. Исследование начинается с реальной практики диалогического мышления, с платоновского диалога («Топика»), отсюда переход к абстрактным формам умозаключения («Аналитики»), и лишь затем идет теория суждения или высказывания («ОБ истолковании») и учение о терминах или понятиях («Категории»). С этой точки зрения становиться понятно, почему «Категории» могут рассматриваться и рассматривались как последний трактат логики и первый – «метафизики».  

         Заключение.

         Подводя итог можно сказать, что «логика Аристотеля – это органическая часть его системно-рационализаторского, философского мировоззрения». Она помогает понять многое из его философии, даже его теологию.

         Великая заслуга Аристотеля состоит в  том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных  изысканий, именно приемы рассуждения  как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения.

         Благодаря философии Аристотеля многие науки  получили свое логическое переосмысление. Возможно, что создание подобной науки  – это был первый шаг в попытке  конкретизации мира, желание сделать  его более логическим, более рациональным и упорядоченным, а, следовательно, более понятным. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА 

    1. П.В.Алексеев, А.В.Панин, Философия. Учебник. М., 2000
    2. Кант И. Соч.,т.3 М.,1964
    3. А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи «Аристотель»
    4. А.Н.Чанышев «Аристотель»
    5. Аристотель. Категории
    6. Аристотель. Первая Аналитика
    7. Аристотель. Вторая Аналитика
    8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Информация о работе Аристотель и его логика