Античная философия мифологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Мифологическое глубоко заложено в природе человека. Это усиливает действенность мифа как культурного фактора. Миф и мифопоэтические структуры сознания – это мощное духовное оружие. С его помощью можно облагородить человека, воспитывая его на облаченных в формы мифологической образности лучших образцах Добра и Красоты. Но возможно и духовное закабаление человека, изощренное манипулирование им, например, с помощью социальных утопий и политико-идеологического мифотворчества.

Содержание работы

I Философия мифологии………………………………………………………2.
II Философия мифологии как отрасль духовной деятельности…………4.
1)Лики мифотворчества……………………………………………………….4.
2)Миф как тайна………………………………………………………………..5.
3)Предмет философии мифологии …………………………………………...5.

4)Историзм философии мифологии ………………………………………….6.

III Античная философия мифологии………………………………………... 7.

1)Цивилизация и рациональность………………………………………….....7.
2)Античная рационализация мифа………………………………………....….8.

IV Философия мифологии в эпоху древнегреческой классики …………..10.

V Концепции мифотворчества эпохи эллинизма…………………………... 12.

VI Философия мифологии в эпоху средневековья………………………… 14.

VII Мифология в культуре возрождения …………………………………….15.

VIII Философия мифологии эпохи Просвещения …………………………...17.

IX Романтические и рационалистические трактовки мифологии………... 20.

X Становление философии мифологии в России……………………………. 23.

XI Мифотворчество тайны и тайна мифотворчества ……………………….25.

Заключение ………………………………………………………………………...27.

Список использованной литературы …………………………………………..29.

Файлы: 1 файл

Философия мифологии.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Философия мифологии  находится в одном ряду с такими отраслями философского познания, как  философия религии, философия морали, философия истории и другими, которые возникают на границе между философией и нефилософскими формами духовного освоения мира.

В силу единства и целостности человеческой культуры каждая отрасль духовной деятельности неизбежно ориентирована не только на освоение своего специфического предмета, но и на то, чтобы быть рационально вписанной в единый компонент духовной культуры, т.е. осознанно занять в нем определенное место, ясно понимать свои функции в культуре, быть ценностно сопряженной с другими компонентами духовной культуры. Сопряжение достигается же в сфере оснований форм деятельности. Ни одна отрасль духовной культуры не может собственными силами выполнить эту задачу. Сделать это можно только в теснейшем союзе с философией. Философия способна взять на себя миссию рационально-теоретического анализа оснований форм духовного освоения мира, выявления специфики их содержаний и структуры, создания почвы для их познавательного и ценностного сопряжения, согласования, для установления между ними понятийных, образных, символических и других каналов взаимодействия.

В полной мере все  это относится и к мифотворческой деятельности.

4)Историзм философии мифологии

«Первые значимые попытки осмыслить своеобразие  и природу мифопоэтической образности, разработать концепции мифа можно обнаружить еще в древнегреческой культуре, в эпоху ее ранней классики»5. В течение многих столетий развитие философии мифологии было тесно связано с философией искусства и философией религии. На этом тысячелетнем пути не раз изменялись не только философские концепции мифа, но и цели и задачи философии мифологии.

Исторические  судьбы философии мифологии на протяжении ее развития насыщены чередованием периодов бурного расцвета с периодами  упадка и забвения. Периоды упадка совпадают с историческими эпохами демифологизации общественного сознания, укрепления идеалов рационализма в духовной культуре. Начинаясь в античности, развитие философии мифологии проходит несколько важных рубежей. Один из наиболее значимых из них – отпочковывание от философии мифологии качественного нового, конкретно-научного способа изучения мифа, с возникновением мифологии как науки. Такое отделение комплекса конкретно-научных дисциплин, изучающих мифологию, от философии мифологии началось в эпоху романтизма, на рубеже XVIII – XIX вв. Как следствие такого разделения в середине XIX в. Зарождается история изучения теорий и концепций мифотворчества. Все это позволяет выделить историю философии мифологии от античности до эпохи романтизма как отдельный важный самостоятельный период, в ходе которого удалось накопить значительный опыт постижения сущности мифа, во многом определивший пути развития и принципы учений о мифе в XIX и XX вв.

 

III Античная философия мифологии

1)Цивилизация и рациональность

Среди культурных форм, из которой «соткано» сознание человека, миф занимает исключительное место, т.к. «исторически первой формой человеческого познания был миф»6. Для первобытного общества миф являлся способом мировосприятия, мировоззрения.

Первобытный уровень  требует развитие классификации и схематизации предметов природного и социального миров. Следствием этого явилось возникновение тотемизма – представление о сверхъестественном родстве между людьми и животных, растений или неодушевленными предметами; погребальных и религиозных обрядов, культурной дифференциации, и др.

Высшим слоем  архаичного сознания являлась мифология  как особый до(вне)теоретический  способ обобщения, систематизации знаний. В качестве оснований, связывающих  наглядные образы, выступали аналогии с самим человеком. Человек переносил на окружающую действительность собственные черты. В его сознании мир мыслился как одушевленное существо.

Своеобразие мифологии  в том, что она не нацелена на выявления  объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию связи человека с природой. Неразделенность реальности и сверхъестественного позволяет достраивать реальные родовые отношения в общине идеальными мифологическими образами, заполняя «пропасть» человеком и природой.

В то же время  миф есть и некоторое особое объяснение мира. Миф – это некое далекое прошлое, которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем – это некая модель, образец современных событий. Мифологическое пространство – это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь – животное, растение или даже неорганический предмет.

Миф не был застывшей  совокупностью образов, а предполагал  опреде-ленный динамизм, который проявлялся в постоянном взаимодействии образов. Ранние мифы – краткие, примитивные. Первобытная мифология развивалась в сторону усложнения сюжетов, а также постепенной заменой образов животных образами людей. Древнейшие мифологические сюжеты были обычно о тотемных предках, их странствиях, а сопровождающая повествование обрядовая пляска изображала странствие тотема. Через эту пляску люди выражали свое отношение к миру, жизни и смерти; они как бы приобщались к созиданию мира богами, становились соучастниками творение Космоса из Хаоса. Для первобытного человека происхождение Космоса – это не только теоретическая проблема, это проблема всей жизнедеятельности рода. Хаос есть Небытие. А перед Небытием первобытного человека охватывал ужас. Небытие полно Тайн. Раскрытая Тайна – это великая сила, с которой нужно обращаться осторожно. Тайну нельзя раскрывать всем. Если знанием Тайны рода овладеют «они» (иноплеменники, враги, и т.д.), то роду (племени) грозит смертельная угроза.

Вместе с тем  первобытное сознание включало в себя и представления о пограничности Тайны. Тайна относилась к границе священного и мирского. Символическое преодоление такой границы и служит мировоззренческой основой обрядов перехода (вступление в брак, рождение ребенка, посвящение в шаманы и др.). Преодоление границы Тайны предполагало целый комплекс ритуальных действий: изоляция от коллектива нагнетание чувства страха, лишение сна, изнурение плоти и др. Люди, перешедшие такую границу, считались озаренными Тайной.

В первобытной культуре Тайна и миф связаны непосредственным образом. Тайна закодирована в мифологии и ритуально воспроизводится в обрядах. Миф – это код Тайны. Обрядовые праздники – способ постижения Тайны. Тайна – неисчерпаемый миф, а любой миф – тайна.

В эпоху неолита происходит смена матриархата на патриархат. Изменяется сознание людей, а вместе с ним и мифотворчество. Ядро мифологического мира эпохи матриархата составляли образы Богини Птицы, Богини Плодородия и др. На смену им формируется образ патриархальной общины богов, имеющую иерархическую системную организацию. Это отражает зарождающуюся социальную дифференциацию (у древних греков – жители Олимпа во главе с Зевсом). Женские божества отходят на второй план и получают новые роли: покровительство брака и семьи (Гера), честной войны (Афина) и др. Кроме того, боги «очеловечиваются», но в них по-прежнему присутствуют элементы животных. Появляются смешанные образы: Медуза Горгона, сирены и др.

Появляется героическая  мифология, центральным образом  ее является герой (бог или полубог-получеловек), который расправляется чудовищами, ранее пугавшими воображение человека (Тезей убивает Минотавра и др.).

Дальнейшее развитие практической мощи человека, рациональности сознания приводит к появлению в  мифах людей – героев, которые борются против богов и побеждают их. Человек осознает свою власть над природой.

Следующий необходимый  и закономерный шаг – превращение  мифа в объект рационального познания, возникновение философии мифологии.

Рационализация  мифов приводит к их трансформации в частности, в формы фольклора. Одним из жанров фольклорной деятельности являются былины – устные народные рассказы. В них рассказывается о героических столкновениях простых людей со сверхъестественными существами. Одной из форм проявления единства рационального и мифологического становится религия, которая закрепляется с появлением письменности.

Таким образом, «становление цивилизации есть одновременно и разложение мифологии»7.

2)Античная рационализация мифа

В истории Древней  Греции XI – IX вв. до н.э. – это, так называемый, гомеровский период, поскольку поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются главными источниками информации об этом времени. Гомеровский эпос становится эстетически переработанной древнегреческой мифологией героического века, раннеклассового общества. На этом историческом этапе уже не миф, но еще и не рациональное познание, а пока лишь поэзия объясняет мир, однако она не способна объяснить миф.

Через поэмы  Гомера можно достаточно полно ознакомиться с моральными нормами, стилем жизни, нравственными принципами, требованиями древнегреческого общества. В основе этой культуры по произведениям Гомера лежали такие мировоззренческие принципы, как традиционализм, представления о бренности человеческого существования, представления о предопределенности человеческой судьбы.

«Мотив о бренности  человеческого существования –  один из центральных в архаической  моральной культуре. Нет ничего более  трагического, чем существование  человека (Илиада, XVII, 446-447):

…Из тварей, которые  дышат и ползают в прахе,

Истинно в целой  вселенной несчастнее нет человека.

Боги ревнивы  к попыткам людей обрести личное счастье»8. Доходит до того, что люди боятся быть счастливыми, т.к. боги могут отомстить за это человеку.

«Вместе с тем  у Гомера герои в некоторых  случаях уже позволяют себе отказываться от подчинения богам и выбирают свой собственный путь вопреки воле богам»9. Это свидетельствует о зарождении индивидуальных моральных оценок. Начался перелом в эволюции ценностного аспекта сознания.

В гомеровскую  эпоху миф все больше приобретал черты эпоса, эстетического произведения. А природа воспринималась как поэтическое явление. Сложились предпосылки для превращения мифа в особый предмет познания.

Творчество Гомера было энциклопедией древнегреческой  культуры. Для древних греков Гомер – не просто поэт, он родоначальник всей античной духовной культуры. Древние греки были уверены в том, что в его творчестве сконцентрированы основы всей философской мудрости. Гомер сформулировал свод нравственных ценностей.

Но время шло. И постепенно для древних греков Гомер стал историей. Чем дальше уходило древнегреческое общество от гомеровской эпохи, тем сильнее отличались ее новые моральные нормы с нравственными ценностями, образом жизни и поведением гомеровских героев. И как всегда бывает в таких случаях в истории, среди исследователей по данному вопросу сложились две противоположные нравственно-философские позиции – «почитателей» и «порицателей» Гомера.  

 

IV Философия мифологии в эпоху древнегреческой классики

Первые античные концепции мифа складывались в русле традиции «почитателей» Гомера.

Миф есть аллегория. Такое толкование представляет мифологические образы персонификациями некоторых  общих понятий физических стихий или нравственных, духовных явлений: персонификация мудрости – богиня Афина, персонификация воды – бог Посейдон и т.д.

В аллегорической теории миф выступает как некоторая  протофилософия. Аллегорическая концепция  мифа верно отражает три важные характерные  черты любого мифотворчества:

во-первых, то, что  мифология это некоторый способ обобщения бытия;

во-вторых, то, что  любое обобщение предполагает замещение  некоторого множества явлений определенным единым символом;

в-третьих, такой  символический образ может в  некоторых случаях содержать  в себе и смысловой компонент. Такой смысл несет в себе некую тайну, которую нужно разгадать.

Свидетельством  неадекватности аллегорической теории мифа является то, что применение аллегории  к мифу его разрушает. Аллегорическое толкование выделяет отдельные образы из произведения и наделяет их определенными внешними смыслами. В таком случае поэтика мифа нарушается. Тогда и автор эпоса, будто бы закладывавший в него свои потаенные смыслы, предстает не поэтом, художником слова, а рационализирующим творцом символов, преследовавшим не художественно-эстетические, а идеологические, религиозные и прочие цели.

К весьма раннему  этапу древнегреческой культуры относится и возник-новение критической  традиции порицания Гомера. Критическое  отношение к мифологии вызвано  исторической сменой моральных норм. Теперь миф рассматривается как бессмыслица, ничем не обоснованное пустое воображение, порожденное неправильным толкованием событий или слов, ничего общего не имеющий с действительностью полет фантазии, скорее вредный, чем полезный. Тем не менее, основы бытия все еще мифологизированы, мироощущение и мировосприятие по-прежнему пронизаны мифологическо-мистическими переживаниями.

Сократ, один из величайших философов античности, к  мифологии относился как к  поэзии, далекой от логического рассуждения  и недостойной философа, как к пережитку, непростительному для мыслящего человека, чуть ли не как проявлению слабоумия там, где постижение сущности вещей требует от человека полного напряжения рациональной, логической активности его сознания.

Информация о работе Античная философия мифологии