Возбуждение уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2016 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
В соответствии с этой целью сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику стадий возбуждения уголовного дела;
- проанализировать понятие и систему поводов к возбуждению уголовного дела;
- рассмотреть содержание поводов возбуждения уголовного дела ;
- выявить основания для возбуждения уголовного дела.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА 5
2. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПОВОДОВ К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА 9
3. СОДЕРЖАНИЕ ПОВОДОВ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА 19
4. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

уголовный процесс.docx

— 52.13 Кб (Скачать файл)

Первичная информация о преступлении может иметь разный характер — содержать сведения о преступлении, требование заинтересованных лиц о привлечении виновных к уголовной ответственности или свидетельствовать о раскаянии лица, заявившего о совершении им преступления. По этой причине уголовно-процессуальный закон предусматривает три повода для возбуждения уголовного дела: заявление о преступлении, явку с повинной и рапорт об обнаружении признаков преступления.

Заявление о преступлении. Заявление о преступлении предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 140 и ст. 141 УПК. Как повод к возбуждению уголовного дела оно представляет собой обращенное к пра-воохранительным органам или суду официальное сообщение о преступлении, удо¬стоверенное определенным лицом (физическим, юридическим или должностным). Важно подчеркнуть, что при этом заявитель, во-первых, сам не считает себя при¬частным к совершению этого преступления, а во-вторых, не является сотрудни¬ком правоохранительных органов, который действовал бы в порядке исполнения служебных полномочий. Иначе в первом случае сообщение будет не заявлением, а явкой с повинной (ст. 142), а во втором — полученным из так называемых иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140) и оформляться рапортом (ст. 143).

По делам публичного обвинения на органы расследования возлагается обязан¬ность установления события преступления и изобличения виновных. Поэтому' достаточно, чтобы в заявлении, помимо данных о личности заявителя, содержалась:

а) информация о признаках преступления в каком-либо событии или б) просьба о привлечении какого-либо лица к уголовной ответственности. Причем для начала стадии возбуждения уголовного дела достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков. Например, заявитель требует привлечь лицо к уголовной ответствен¬ности за совершение определенного деяния, однако из текста заявления в этом деянии еще не усматривается признаков какого-либо конкретного преступления. Тем не менее это заявление следует рассматривать как повод к возбуждению дела, ибо оно порождает обязанность компетентного органа принять его, в случае необ-ходимости проверить содержащиеся в нем данные и вынести соответствующее решение (о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом). Если письмен¬ное заявление не содержит достаточных сведений о признаках преступления, то от заявителя дополнительно могут быть получены объяснения или оформлено устное заявление в порядке ч. 3 ст. 141 УПК.

Граждане имеют право обратиться с заявлением о преступлении, но не обязаны это делать. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление являет¬ся исключительным поводом, и к нему предъявляются особые требования.

Особой разновидностью заявления является запрос иностранного государства о возбуждении дела (ст. 459).

Анонимные сообщения не регистрируются как заявления и не рассматривают¬ся в уголовно-процессуальном порядке (ч. 7 ст. 141). Анонимным признается та¬кое сообщение, в котором не содержится подпись автора или отсутствуют сведе¬ния об авторе (фамилия, имя, отчество, адрес). Если в анонимном сообщении содержится информация об общественно-опасном деянии, то оно может послу¬жить поводом для проверки средствами оперативно-розыскной деятельности. При установлении в результате такой проверки признаков преступления поводом к возбуждению дела послужит рапорт сотрудника правоохранительного органа (ст. 143).

Представляется, что заявление может являться поводом к возбуждению дела только при том условии, что в нем содержатся сведения об источнике информа¬ции, которым могут быть сам заявитель или другие названные им лица. По обще¬му смыслу ч. 1 ст. 140, наличие указания на источник сведений — обязательный признак любого повода для возбуждения уголовного дела. При этом под источни¬ком понимается лицо, которое либо само воспринимало событие преступления, либо узнало о нем от иного лица. По аналогии с показаниями заявления, основан¬ные на догадке, предположении, слухе или ином неизвестном источнике осведом-ленности, не могут рассматриваться как допустимые доказательства (п. 1 ч. 2 ст. 75). Следовательно, они не имеют юридической силы, а потому не могут слу¬жить и поводом для возбуждения уголовного дела. Например, заявитель сообща¬ет, что некое должностное лицо получает взятки, но в заявлении не указано, отку¬да ему об этом известно (не назван источник сведений). Такое заявление, подобно анонимному, не должно влечь за собой возникновения уголовно-процессуальных отношений, хотя может служить основанием для проведения оперативно-розыск¬ных мероприятий.

Процессуальный закон различает две формы заявления: письменную и уст¬ную. Письменное заявление должно быть удостоверено подписью заявителя. При этом удостоверение означает не только наличие собственно подписи (которая может быть неразборчивой), но и наличие необходимых сведений о лич¬ности заявителя: фамилии, имени, отчества (желательно также — места жи¬тельства и телефона). Отсутствие сведений о заявителе делает сообщение ано¬нимным.

Устное заявление фиксируется в специально предназначенном для этого протоколе принятия устного заявления (приложение 2 к ст. 476 УПК) или в протоколе следственного действия (судебного заседания). Обязанность при¬нять и зафиксировать устное заявление о преступлении вне зависимости от подследственности или подсудности возложена на органы и должностных лиц, которые уполномочены возбуждать уголовные дела, а также на суд во время судебного заседания. В протоколе указываются данные о заявителе и о доку¬ментах, удостоверяющих его личность. При отсутствии документов данные о лич-ности заявителя могут быть зафиксированы и с его слов. Заявитель предупрежда¬ется об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК. Лицам, не достигшим 16 лет, вместо предупреждения об уголовной ответствен¬ности разъясняется необходимость сообщить правду (по аналогии с допросом несовершеннолетнего свидетеля — ч. 2 ст, 191 УПК). Протокол принятия уст¬ного заявления удостоверяется подписями заявителя и лица, принявшего заяв¬ление. При отказе заявителя от подписи протокола поводом к возбуждению дела может быть рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143). При невозможности подписания заявителем протокола приглашаются поня¬тые, которые удостоверяют данный факт.

Сообщение без удостоверения подписью и указания данных о личности за¬явителя не является поводом к возбуждению дела — заявлением, но может быть оформлено рапортом по ст. 143 УПК. Данная норма распространяется на сооб¬щения, сделанные по телефону, телеграфу, радио, в Интернете и др. Указанные правила распространяются и на те случаи, когда устное заявление было сделано сотруднику компетентного органа, однако заявитель отказался его подписать (ч. 5 ст. 141).

Заявителю выдается документ о принятии и регистрации его заявления.  Он вправе обжаловать прокурору или в суд решение об отказе в принятии заявления.

 Явка с повинной. Явка  с повинной — это добровольное  сообщение лица о совершенном  им пре¬ступлении (ст. 142 УПК).

Явка с повинной в узком смысле слова — как повод для возбуждения дела — имеет значение только тогда, когда она является первичной информацией о пре¬ступлении. Если уже зарегистрирован другой повод для возбуждения дела (заяв¬ление о преступлении или рапорт) или, тем более, возбуждено уголовное дело, то явка с повинной собственно поводом не является.

В широком смысле слова явка с повинной — это не только повод для возбужде¬ния дела. Кроме того, она может рассматриваться как обстоятельство: а) смягчающее наказание (п. “и” ч. 1 ст. 61 УК РФ); б) освобождающее от уголовной ответ¬ственности в специально предусмотренных уголовным законом случаях (напри¬мер, явка с повинной взяткодателя — примечание к ст. 291 УК РФ); в) учитываемое в пользу избрания более легкой меры пресечения (ст. 99 УПК); г) свидетельствую¬щее о деятельном раскаянии как основании освобождения от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ; ст. 28 УПК); д) свидетельствующее о признании своей вины, т. е. обвинительное доказательство. В связи с большим (в том числе уголовно-правовым) значением явки с повинной она должна приниматься и после начала производства по уголовному делу. В отличие от заявления явка с повин-ной в широком смысле слова сохраняет свое значение и при отсутствии удостоверительной подписи явившегося с повинной. Значение смягчающего обстоятельства за явкой с повинной должно сохраниться и в том случае, если протокол или сообще¬ние не обладают необходимыми реквизитами. Например, гражданин по телефону сообщает о совершенном им преступлении. При этом называет полные данные о себе и о преступлении (например: «Я, такой-то, проживающий там-то, незаконно храню такое-то огнестрельное оружие и намерен его сдать властям»). Это сообще¬ние не является поводом к возбуждению дела в смысле ст. 140 УПК, однако долж¬но рассматриваться как явка с повинной в смысле ст. 61, 75 УК. При этом непо¬средственным поводом к возбуждению дела будет рапорт, составленный в порядке ст. 143 УПК.

Главное условие явки с повинной и в узком, и в широком смысле — это добро¬вольность. Данное условие означает, что сообщение о собственном преступлении сделано по инициативе самого лица и при отсутствии для него реальной угрозы уголовного преследования за совершение тех преступлений, о которых он сообща¬ет. Добровольность явки с повинной может иметь место и после возбуждения уго¬ловного дела, если лицо обоснованно предполагало о том, что органам уголовного преследования не известно об одном из следующих обстоятельств: а) о совершен¬ном им преступлении; б) о его участии в совершении преступления; в) о его месте нахождения.

Добровольность сообщения отсутствует, если оно сделано после задержания или заключения под стражу и предъявления доказательств подозрения или обвинения по тому же преступлению, в котором лицо сознается. «Недобровольное» сообщение о своем преступлении не может быть ни явкой с повинной, ни заявлением и оформля¬ется рапортом сотрудника правоохранительного органа (п. 3 ч. 1 ст. 140 и ст. 143 УПК).

В то же время условие добровольности соблюдается, если содержащийся под стражей подозреваемый или обвиняемый заявляет о своей явке с повинной по другим преступлениям, когда он обоснованно предполагает о том, что органам уголовного преследования еще не известно его участие в совершении этих пре¬ступлений. Добровольность явки с повинной прежде всего обеспечивается реали¬зацией права на защиту, в том числе помощью защитника, разъяснением права не свидетельствовать против себя. Признание задержанного в совершении других преступлений может быть явкой с повинной, только если оно дано не вследствие незаконных мер принуждения. При этом разъяснения уголовно-правовых обязан¬ностей и юридических последствий признания сами по себе не являются незакон¬ными мерами принуждения.

Явка с повинной является уголовно-процессуальным доказательством в виде иного документа (ст. 84) или протокола (ст. 83, 166). Одним из требований к со¬держанию явки с повинной является указание на конкретное преступление (вре¬мя, место, определенное деяние, потерпевшие и др.). Уголовно-правовое и про¬цессуальное значение явки с повинной не утрачивается при последующем отказе от нее подозреваемого или обвиняемого.

Действующий процессуальный закон (ч. 2 ст. 142 УПК РФ) предусматривает две формы явки с повинной: письменную и устную. Явка с повинной в письменном виде должна отвечать тем же требованиям, что и письменное заявление о преступлении (ст. 141). Она может быть отправлена по почте, передана нарочным или лично.

Явка с повинной в устном виде оформляется протоколом по правилам ч. 3 ст. 141 УПК (приложение 3 к ст. 476 УПК). Особое внимание уделяется установ¬лению личности лица, явившегося с повинной.

Лицо, явившееся с повинной, имеет такие же процессуальные права, как и заяви¬тель.

Рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт как повод к возбуждению дела — это официальное письменное сообще¬ние должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им призна¬ков преступления (ст. 143 УПК).

Рапорт как повод к возбуждению дела возникает тогда, когда нет ни заявления, ни явки с повинной, а признаки преступления все же попали в поле зрения правоох¬ранительных органов, которые обязаны выявлять преступления и изобличать ви¬новных. Поэтому рапорт является универсальным поводом для возбуждения дела, оформляющим сообщения из так называемых иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140).

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляют сотрудники пра¬воохранительных органов, в том числе сотрудники оперативно-розыскных под¬разделений, иных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. При этом составление рапорта при обнаружении признаков преступления явля¬ется обязанностью не только лиц, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и иных сотрудников правоохранительных органов (иногда вне зависимости от выполнения в данный момент служебных обязанностей). Так, сотрудник мили¬ции независимо от занимаемой должности, места нахождения на территории Российской Федерации и времени суток обязан принять меры к предотвращению и пресечению преступления и сообщить об этом в ближайшее подразделение ми¬лиции (ст. 18 Закона РФ «О милиции»). Рапорт адресуется начальнику след¬ственного отдела или органа дознания (приложение 1 к ст. 476 УПК). Однако ад¬ресация его иному должностному лицу органов уголовного преследования не исключает процессуального значения рапорта. В отличие от заявления в содержа¬нии рапорта нет требования о привлечении к уголовной ответственности, в нем лишь содержится информация о признаках преступления. Если же сотрудник правоохранительного органа лично заинтересован в деле (например, сам является пострадавшим), то его требование о привлечении кого-то к уголовной ответствен¬ности должно быть оформлено в виде заявления в порядке ст. 141 УПК.

Чтобы рапорт мог служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84), он должен отвечать следующим условиям: быть удостоверенным подпи¬сью сотрудника правоохранительного органа, содержать необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, — об ис¬точнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника ин¬формации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75). Вместе с тем, если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциаль¬ной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведыва¬тельную и оперативно-розыскную деятельность, то при отсутствии их письмен¬ного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.93 г.; ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 г.). Когда источник оператив¬но-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассмат¬риваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140), но не может быть доказательством.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела