Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2009 в 19:30, Не определен
работа основана на рассмотрении основных концепций принципа разделения властей в РФ
Однако, как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.
В особенности это касается законодательной и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, неизменно доминирует президентская, а, точнее, исполнительная власть.
Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что Президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.
Согласно Конституции РФ законодательная власть имеет определенные рычаги обратного воздействия ("сдерживания") на исполнительную власть. Среди них наиболее действенными считаются, например, такие, как полномочия Государственной Думы на решение вопроса о доверии Правительству России, право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента на решение вопроса об отстранении его от должности, и др.
Данные и другие подобные им полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния законодательной власти на исполнительную власть и оказывают определенное "сдерживающее" по отношению к ней воздействие. Однако по своей силе они заметно уступают средствам воздействия исполнительной власти на законодательную.
Кроме того, некоторые средства сдерживания исполнительной власти со стороны законодательной в значительной мере нейтрализуются потенциальной возможностью применения обратных, более сильных мер.
В качестве примера можно сослаться на ст. 103 Конституции РФ, которая предоставляет Государственной Думе в качестве одного из средств влияния законодательной власти на исполнительную власть право давать (или не давать) согласие Президенту на назначение Председателя Правительства России, а также право решать вопрос о доверии Правительству. Это право, помимо того, что является относительным, имеет еще одну, негативную по отношению к законодательной власти, грань.
А именно в связи с выражением недоверия Правительству или с связи с отказом Государственной Думы утвердить предлагаемую президентом кандидатуру Председателя Правительства может возникнуть вопрос вообще о дальнейшем существовании в данном составе самой Думы.
Так, в соответствии с Конституцией в случае выражения Думой недоверия Правительству и несогласия с этим решением Президента Дума вправе повторно выразить в течение трех месяцев свое прежнее мнение о Правительстве. Однако в данном случае она рискует быть распущенной Президентом, если он сочтет невозможным объявить отставку Правительства.
Государственная Дума может быть распущена президентом и в другом случае. А именно, если она трижды отклонит представляемые ей на рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ. В этом случае президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы.
Таким образом, право законодательной власти в лице Государственной Думы давать или не давать согласие на назначение Председателя Правительства, так же, как и право на выражение недоверия Правительству как средство влияния на исполнительную власть, является весьма относительным и довольно легко нейтрализуемым со стороны исполнительной власти.
Это, равно как и многое другое из "суперпрезидентских" прерогатив, в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной власти над остальными ветвями государственной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Власть в государстве может осуществлять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась, будь-то революция, гражданская война, переворот и т.п.. Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.
Таким
образом, разграничение единой государственной
власти на три относительно самостоятельные
и независимые отрасли
Каждая
из этих властей занимает свое место
в общей системе
Тематика
принципа разделения властей показывает,
насколько важна теоретическая правовая
база как подготовительная ступень для
реального осуществления на практике
– в государственно-правовом строительстве.
Правильно выведенное содержание, анализ
и четко определенный круг необходимых
критериев объективных и субъективных
факторов, предложение различных вариантов
с сохранением основной конструкции в
теории помогут избежать болезненных
«опытов» на практике, ломающих порой
судьбы поколений и отдельных людей. Естественно
при создании правового государства, в
котором принцип разделения властей занимает
важнейшее место, «творцам» надо учитывать
как богатый теоретический, так и практический
опыт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая литература
1.Конституция РФ, 1993 г.
2.Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (с изменениями от 1, 11 октября, 24 декабря 1993 г., 10 января 2003 г.)
3.Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1612 "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 27 июня 1994 г.)
4.Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. № 1617"О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 16 августа 1996 г.)
Литература
1. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1996.
2. Ковачев Д.А. Принцип разделения властей в конституциях государств Восточной Европы // Конституционные реформы в государствах содружества / Под ред. Ю.А. Тихомирова. M., 1993.
3. Бестужев-Лада И. Что такое "разделение властей"? Почему оно необходимо? // Горизонт. 1989. N 3. С. 9-20; Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М., 1990.
4. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.
5. Лазарев Б.М. "Разделение властей" и опыт Советского государства // Коммунист. 1988. N 16.
6. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984. С. 4.
7. Энгель Е. Основы советской Конституции. М., 1923. С. 167-169; Трайнин И. Разделение властей // Советское строительство. 1937. N 7-8.
8. Локк Дж. Сочинения. В 3-х томах. М., 1987.
9. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.