Соучастие в преступлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2010 в 17:03, Не определен

Описание работы

Курсовая работа

Файлы: 1 файл

Курсовая по уголовному праву.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

      Некоторые авторы высказывают сомнение в целесообразности выделения этих разновидностей соисполнительства18.

      Соисполнительство означает, что два и более лица непосредственно выполняют объективную  сторону преступления.

 
    1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАТОРА В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 33 УК организатор – это  лицо, организовавшее

совершение  преступления или руководившее его  исполнителем, а равно лицо, создавшее  организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.

      Организатор преступления является самой опасной  фигурой среди соучастников. Как  правило, организатор является тем  инициирующим фактором, с которого начинается подготовка преступления, его планирование. Именно он подбирает  других соучастников, обеспечивает координацию и слаженность их действий в процессе реализации преступного намерения. Свои функции организатор может выполнять как в качестве самостоятельной фигуры совместно с другими соучастниками, так и выступая одновременно в качестве соисполнителя. Когда лицо выполняет только функции организатора, оно непосредственно не выполняет состава преступления, как это бывает, например, при найме другого лица на убийство за плату. Ответственность за такого рода организационные действия наступает на основании норм Общей части УК19 . Если же  лицо одновременно является и исполнителем, а также, если оно действует в составе организованной группы или преступного сообщества, предусматриваемых в качестве квалифицирующих обстоятельств

________________________________________

18 Козлов А.П. Новое уголовное законодательство по УК РФ 1996 г. Понятие преступления. Соучастие. Назначение наказания. Красноярск, 1997. С. 13-14.

19 Рарог А.И., Нерсенянц В.А. Неосторожное сопричинение и его уголовно-правовое значение / Законодательство. 1999. № 12. С. 71-77

 

совершения  преступления (п. «ж» ч. 2 ст. 105, п. «а»  ч. 3 ст. 158 и т.д) или обязательного  признака основного состава ( ст. 208-210), его ответственность определяется нормами Особенной части. Ссылаться  в этих случаях на ст. 33 УК РФ нет  необходимости.

      Законодатель  выделяет четыре вида организованной деятельности: а) организацию совершения преступления; б) руководство совершением  преступления; в) создание организованной группы или преступного сообщества (преступной организации); г) руководство организованной группой или  преступным сообществом.

 
    1. ПОНЯТИЕ ПОДСТРЕКАТЕЛЯ  В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
 

    Подстрекателем  признается лицо, склонившее другое лицо к совершению

преступления  путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 ст. 33 УК). Сущность подстрекательства проявляется в том, что он воздействует на сознание и волю исполнителя в целях склонения последнего к совершению преступления. Особенностью данного воздействия является то обстоятельство, что оно не парализует волю исполнителя, который по-прежнему остается свободным в выборе своего последующего поведения. Применяя различные способы и методы воздействия, подстрекатель стремиться не к тому, чтобы ввести в заблуждение подстрекаемого, а наоборот, вызвать в нем решимость сознательно принять решение о совершении преступления. Когда лицо внушает другому лицу какую-либо ложную информацию, под влиянием которой последний совершает преступление либо склоняет к совершению преступления несовершеннолетнего или невменяемого, то его действия не образуют подстрекательства, рассматриваются как посредственное причинение (см. 2 настоящей главы). Подстрекательство предполагает привлечение к совершению преступления других лиц в качестве соучастников, а не использование чужой невинной деятельности.

      По  форме выражения подстрекательство  может совершаться словами, жестами, письменными знаками, носить открытый или завуалированный характер, но обязательно должно быть конкретным. Нельзя склонить к совершению преступления вообще, а лишь к конкретному преступлению, например, к убийству, краже и т.д. Склонение как сущностную характеристику подстрекательства следует отличать от случаев вовлечения, призывов, агитации, которые иногда образуют объективную сторону отдельных преступлений, например, ст. 150, ч. 3 ст. 212, ч. 1 ст. 280 УК РФ. Отличие здесь состоит, во-первых, в том, что склонение всегда адресовано одному или несколькими, но конкретно определенным лицам. Во-вторых, оно направлено на возбуждение желания совершения индивидуально определенных общественно опасных действий (бездействия), причиняющих вред конкретному объекту, в то время, как, например, в призывах к массовым беспорядкам адресатом является неопределенно широкий круг лиц, а характер деяния не всегда четко определен.

      Действия  подстрекателя всегда носят умышленный характер. Его сознанием должно охватываться то, что он вовлекает подстрекаемого в совершении конкретного преступления и предвидит, что в результате его действий и действий исполнителя неизбежно или возможно наступят общественно опасные последствия. Волевой момент умысла подстрекателя характеризуется чаще всего желанием наступления в результате действий (бездействия) исполнителя общественно опасного последствия (прямой умысел), в отдельных случаях он сознательно допускает его наступление или безразлично относится к нему (косвенный умысел).

      Цели, преследуемые подстрекателем, могут  не совпадать с теми целями преступления, которые он внушает подстрекаемому. Точно так же могут не  совпадать  и мотивы преступления. Квалификация содеянного подстрекателем в таких  случаях будет зависеть, прежде всего, от целей и мотивов, которыми руководствовался исполнитель преступления20.

 

      2.4. ПОСОБНИК И ЕГО РОЛЬ В ПРЕСТУПЛЕНИИ  С СОУЧАСТИЕМ.

 

      Пособником  признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, преставлением  информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или совершения  преступления, следы преступника либо предметы, добытые преступным путем,  а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы (ч. 5 ст. 33 УК)21.

      От  исполнителя пособник отличается тем,  что он непосредственно не выполняет  объективной стороны преступления, а либо в процессе подготовки преступления, либо на стадии его совершения оказывает  помощь исполнителю путем создания реальной возможности завершения преступления.

      Пособничество возможно на любой стадии преступления, но до его фактического завершения. Действия, совершенные после окончания  преступления, не находятся в причинной  связи с совершенным преступлением и, соответственно, не могут образовывать соучастие. Российское уголовное право, в отличие от английского и американского, не признает «соучастие после факта», т.е. после окончания преступления. Этим пособничество отличается от укрывательства преступления.

      Иногда  пособничество выражается в действиях, которые образуют признаки самостоятельного состава преступления, предусмотренного особенной частью, например, приобретение и передача исполнителю оружия для  совершения убийства (ст. 222 УК).  В  таких случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности как самостоятельное преступление и соучастие в другом преступлении.

      В специальной литературе пособничество  традиционно делят на интеллектуальное и физическое.  Интеллектуальное пособничество характеризуется психическим влиянием пособника на сознание и волю исполнителя в целях укрепления в нем решимости совершить преступление. Физическое пособничество характеризуется оказанием физической помощи исполнителю при подготовке или в процессе совершения преступления

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОУЧАСТНИКОВ.

 

      Соучастие в преступления является особой формой преступной деятельности, в которой  находит свое отражение объединение  усилий нескольких лиц в целях  достижения единого для соучастников преступного  результата. Данная форма деятельности является при прочих равных условиях более опасной по сравнению с индивидуальными действиями отдельных лиц.

      Такой вывод логически вытекает из того обстоятельства, что любое объединение  людей является более производительным  и эффективным, чем усилия одного человека. Кроме того, следует учитывать и психологический фактор – это не просто объединение действий, но и взаимная поддержка соучастников и объединенное давление на потерпевшего.

      Вместе  с тем соучастие не создает каких-либо особых оснований уголовной ответственности. На соучастников распространяются общие принципы ответственности по уголовному праву, согласно которым  основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК (ст. 8 УК).

      Данное  положение имеет принципиальное значение как при установлении  уголовной ответственности за единоличные  действия, так и при установлении уголовной ответственности за совершение преступления в соучастии. В статьях Особенной части составы преступлений, как правило, описываются исходя из совершения их одним лицом. Вместе с тем по прямому указанию ч.2 ст. 34 УК диспозиция статьи Особенной части, определяющей конкретное преступление, одновременно описывает исчерпывающим образом и действия исполнителя (соисполнителя).

 
 

      3.1 ХАРАКТЕР И СТЕПАНЬ ФАКТИЧЕСКОГО  УЧАСТИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УГОЛОВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

 

      Ответственность соучастников должна быть самостоятельной  и строго индивидуальной. Любое из совместно действующих лиц должно отвечать только за свои деяния и лишь в пределах личной виновности. При описании института соучастия законодатель не указывает на обязательность ответственности соучастников лишь в пределах умысла. Однако это непреложное обстоятельство вытекает из основополагающего принципа уголовного права – принцип вины.

      Основания ответственности иных соучастников определяется с учетом следующих  обстоятельств. Во-первых, признаки состава  преступления указываются не только в Особенной части, но и в Общей (характеристика субъекта, вины, признаки преступной неоконченной деятельности и т.д.). Во-вторых, как отмечалось ранее, преступная совместная деятельность нескольких лиц регламентируется тесно взаимосвязанными и образующими единую систему нормами Общей и Особенной частей УК РФ. В Общую часть применительно к соучастию выноситься характеристика «сложного субъекта» преступления и определяются правила его ответственности. Причем положения Общей части носят универсальный характер и имеют значение для конкретной общественно опасной совместной деятельностью, предусмотренной статьей Особенной части УК. В Особенной части описываются конкретные составы преступлений. Поэтому когда преступление совершается одним лицом для обоснования его ответственности, достаточно общих правил. Когда же преступления совершается несколькими лицами, то в действие вступают специальные нормы Общей части, и для наличия состава преступления каждого из участников нужно устанавливать не только признаки особенной части, но также и признаки, которые согласно положениям ст. 32-36 УК характеризуют деятельность нескольких лиц, совместно совершающих определенное преступление. Каждый из соучастников, какие бы действия в совместно совершенном преступлении он ни выполнял, подлежит уголовной ответственности на том основании, что он сам, действуя виновно, посягает на охраняемые уголовным законом общественные отношения, а его  личный вклад носит характер общественно опасной деятельсности22 .

      Ответственность соучастников определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления (ч. 1 ст. 34  УК). Следовательно, ответственность лица зависит прежде всего от того. Какую функцию оно выполняло в совершении преступления. Если лицо полностью или частично, единолично или с кем-либо непосредственно выполняет объективную сторону преступления, то оно признается исполнителем (соисполнителем) и его действия квалифицируются  только по статье Особенной части УК (ч. 2 ст. 34 УК).

      Когда же соучастник не принимает непосредственного участия в выполнении объективной стороны, но содействует исполнителю различным образом в качестве организатора, подстрекателя или пособника, его действия квалифицируются по статье, вменяемой исполнителю совместно совершенного преступления со ссылкой на ст. 33 УК. Такая ссылка необходима по той причине, что иные соучастники сами непосредственно конкретного состава преступления не выполняют, а описание объективной стороны конкретных преступлений рассчитано на индивидуальные действия субъекта. Состав преступления организатора, подстрекателя и пособника, как отмечалось выше, слагается из признаков, указанных в ст. 33 и статье, охватывающей деяние исполнителя. Если лицо одновременно выполняет функции исполнителя и подстрекателя (пособника, организатора), квалификация осуществляется по правилам ч. 2 ст. 34 Ук (ч. 3 ст.  34).

Информация о работе Соучастие в преступлении