Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 00:51, шпаргалка
1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия.
Существуют два взаимосвязанных подхода к изучению социальных взаимодействий, в рамках которых протекает процесс правотворчества в сфере уголовного права. Можно сопоставить между собой объективные потребности общества, интересы социальных групп и проследить их влияние на содержание уголовного законодательства. Такой подход с достаточной степенью разработан в уголовно-правовой литературе.
25. Основания и пределы ответственности соучастников. Ответственность участников организационных преступных групп.
Соучастие не создает каких-либо особых оснований уголовной ответственности. На соучастников распространяются общие принципы ответственности по уголовному праву, согласно которым основанием уголовной
ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК (ст. 8). В статьях Особенной части УК составы преступлений, как правило, описываются исходя из совершения их одним лицом, в том числе и исполнителем (соисполнителем) (ч. 2 ст. 34 УК).
Вместе с тем ответственность соучастников должна быть самостоятельной и строго индивидуальной, а любое из совместно действующих лиц должно отвечать только за свои деяния и лишь в пределах личной виновности.
В соответствии с принципами личной ответственности основания ответственности иных соучастников определяются с учетом следующих обстоятельств. Во-первых, признаки состава преступления указываются не только в Особенной части, но и в Общей. В последней, в частности, дается характеристика субъекта, вины, признаки неоконченной преступной деятельности и т.д. Во-вторых, совместная преступная деятельность нескольких лиц регламентируется тесно взаимосвязанными и образующими единую систему нормами Общей и Особенной частей УК.
В Общую часть применительно к соучастию выносится характеристика «сложного субъекта» преступления и определяются правила его ответственности. При этом положения Общей части носят универсальный характер и имеют значение для правоприменителя во всех случаях, когда он сталкивается с конкретной общественно опасной совместной деятельностью, предусмотренной статьей Особенной части УК. В Особенной части описываются конкретные составы преступлений.
Поэтому, когда преступление совершается одним лицом, для обоснования его ответственности достаточно общих правил. Когда же преступление совершается несколькими лицами, то в действие вступают специальные нормы Общей части и для наличия состава преступления каждого из участников нужно устанавливать не только признаки Особенной части, но также и признаки, которые, согласна положениям ст. 32-36 УК, характеризуют деятельность нескольких лиц, совместно совершающих определенное преступление. Каждый из соучастников, какие бы действия в совместно совершенном преступлении он ни выполнял, подлежит уголовной ответственности на том основании, что он сам, действуя виновно, посягает на охраняемые уголовным законом общественные отношения, а его личный вклад носит характер общественно опасной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 34 УК, ответственность соучастников определяется характером и степенью участия каждого из них в совершенном преступлении. Следовательно, ответственность лица зависит, прежде всего, от того, какую функцию оно выполняло в совершенном преступлении. Если лицо полностью или частично, единолично или с кем-либо непосредственно выполняет объективную сторону преступления, то оно признается исполнителем (соисполнителем) и его действия квалифицируются только по статье Особенной части УК (ч. 2 ст. 34 УК). Когда же соучастник не принимает непосредственного участия в выполнении объективной стороны, но содействует исполнителю различным образом в качестве организатора, подстрекателя или пособника, его действия квалифицируются по статье, вменяемой исполнителю совместно совершенного преступления, со ссылкой на ст. 33 УК.
26. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
Под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ) понимается завладение чужим автомобилем или другим транспортным средством (угон) и поездку на нем без намерения присвоить его целиком или по частям.
Объектом угона являются отношения собственности.
Объективная сторона угона выражается в действии — неправомерном завладении транспортным средством.
Завладение транспортным средством следует считать неправомерным, если оно совершено вопреки воле хозяина (собственника, иного законного владельца, управомоченного лица).
Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.
Как покушение на угон транспортного средства без цели хищения следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным независящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел на использование транспортного средства в личных интересах без цели хищения.
27. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Существует несколько теорий, касающихся природы таких обстоятельств.
Согласно первой, наиболее известной и общепринятой теории, преступность деяния исключается ввиду того, что отсутствует материальный признак такой преступности: общественная опасность совершённого деяния[1]; при этом вред, который причиняется деянием рассматривается как «общественно нейтральный» или даже «общественно полезный»[2]. Данная концепция была разработана советской уголовно-правовой доктриной.
В последнее время учёными предпринимаются попытки создать новые объяснения юридической природы таких обстоятельств.
Интерес представляет,
например, теория «внешнего фактора»,
согласно которой исключается признак
не общественной опасности деяния, а его
противоправности: причинённый вред считается
допустимым при наличии предусмотренных законом основа
Например, Уголовный кодекс РФ предусматривает
шесть оснований допустимости вреда, которые
формально исключают его признание преступным, и, следовательно,
противоправным. Фактически закон предоставляет
неопределённому кругу лиц право причинить вред объектам уголовно-
Согласно ещё одному мнению, обстоятельства данной категории исключают ответственность в силу социальной полезности деяний, совершаемых в предусмотренных законом условиях.
Наконец, некоторые специалисты указывают, что основания исключения преступности деяния носят комплексный характер: отказ государства от уголовного преследования (исключение противоправности) в данной ситуации связан с отсутствием общественной опасности деяния, а также с возможным отсутствием винылица в его совершении.
28. Необходимая оборона. Превышение пределов необходимой обороны. Отграничение необходимой обороны от крайней необходимости.
Необходимая оборона (ст. 37 УК
РФ) и крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) относятся к обстоятельствам,
исключающим преступность деяния, а, следовательно,
действия, совершенные в состоянии необходимой
обороны или крайней необходимости не
влекут уголовной ответственности и наказания.
Тем не менее, существует достаточно тонкая
грань между необходимой обороной и действиями,
рассматриваемыми как превышение ее пределов,
между крайней необходимостью и превышением
пределов крайней необходимости. Кратко
рассмотрим основные моменты: что такое
необходимая оборона, каковы ее пределы,
что такое крайняя необходимость и ее
отличие от необходимой обороны. В соответствии с ч.1 ст. 37 УК
РФ, не является преступлением причинение
вреда посягающему лицу в состоянии необходимой
обороны, то есть при защите личности и
прав обороняющегося или других лиц, охраняемых
законом интересов общества или государства
от общественно опасного посягательства,
если это посягательство было сопряжено
с насилием, опасным для жизни обороняющегося
или другого лица, либо с непосредственной
угрозой применения такого насилия. Для оценки того, являются ли
определенные действия необходимой обороной
или нет, как правило необходимо установить
наличие определенных обстоятельств,
которые можно объединить в две группы:
обстоятельства, относящиеся к посягательству
и обстоятельства, относящиеся к защите. Посягательство должно быть
наличным, т.е. иметь место в действительности.
Кроме того, посягательство должно быть
общественно опасным. Например, некий
человек, угрожая ножом, требует от вас
отдать деньги. Состояние необходимой
обороны начинается с момента начала посягательства
и заканчивается в момент его окончания,
т.е. когда посягающее лицо явно отказалось
от своих намерений, обратилось в бегство,
перестало осуществлять свои преступные
намерения, обезоружено и т.д.
29. Задержание преступника
и обоснованный риск как обстоятельства,
исключающие преступность деяния.
Под обстоятельствами, исключающими преступность деяния, понимаются такие обстоятельства, наличие которых превращает внешне сходные с преступлениями деяния в правомерные, а некоторые - даже в общественно полезные. Например, необходимая оборона и причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.
В теории уголовного права 50-70-х гг. велась оживленная дискуссия относительно рассматриваемого института.
Итоги этой дискуссии в определенной мере были подведены в Теоретической модели Уголовного кодекса, в которой впервые была выделена самостоятельная глава, посвященная рассматриваемым обстоятельствам. Вслед за Теоретической моделью Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. также включили самостоятельную главу об обстоятельствах, исключающих преступности деяния, дополнив перечень таким обстоятельством, как причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.
Природа рассматриваемых обстоятельств в теории уголовного права оценивалась по-разному: как обстоятельства, исключающие общественную опасность), исключающие уголовную ответственность и наказуемость исключающие противоправность деяния) и др.
Уголовный кодекс 1996 г., выделив рассматриваемые обстоятельства в самостоятельную главу, вполне обоснованно озаглавил ее: "Обстоятельства, исключающие преступность деяния" (гл. 8), так как наличие любого из этих обстоятельств исключает не какие-то отдельные признаки преступления, а означает отсутствие всего состава преступления в целом.
В систему таких обстоятельств действующий УК РФ включил шесть обстоятельств, исключающих преступность деяния: необходимая оборона (ст. 37); причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38); крайняя необходимость (ст. 39); физическое или психическое принуждение (ст. 40); обоснованный риск (ст. 41); исполнение приказа или распоряжения (ст. 42). Таким образом, УК РФ втрое увеличил количество обстоятельств по сравнению с УК РСФСР, чем значительно усилил как профилактическую функцию действующего УК, так и его эффективность.
В теории уголовного права наряду с такими обстоятельствами, как исполнение приказа и производственный риск, предлагалось дополнить перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния, следующими обстоятельствами: согласие потерпевшего, осуществление общественно полезных профессиональных функций, осуществление своего права, принуждение к повиновению). И в настоящее время к числу рассматриваемых обстоятельств предлагается относить осуществление профессиональных обязанностей, согласие потерпевшего на причинение вреда, исполнение предписаний закона
30. Наказание: понятие, цели. Система наказаний.
Уголовное наказание представляет собой одну из форм уголовно-правового воздействия, в которой наиболее остро проявляется реакция государства на совершение преступления. Сущность уголовного наказания — кара, но понимаемая не как намеренное причинение страданий, а как справедливое воздаяние виновному за совершенное им преступление, которое заключается в осуждении совершенного преступления и порицании лица, его совершившего.
В статье 43 УК дана законодательная дефиниция наказания. Оно определяется путем указания на следующие его характерные признаки:
В своей совокупности эти признаки определяют юридическую природу наказания, его роль и место в системе воздействия на преступность и позволяют отличать уголовное наказание от других мер уголовно-правового воздействия, а также от всех иных мер принуждения (как материально-правовых, так и процессуальных), применяемых государством.
Определяя уголовное наказание как меру государственного принуждения, законодатель одновременно подчеркивает, что:
В силу ст. 49, 118 Конституции уголовное наказание носит строго личный характер и может быть назначено только лицу, признанному виновным в совершении преступления. Не может быть подвергнуто наказанию лицо, вина которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке.