Развитие уголовного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - провести анализ уголовного законодательства рассматриваемого периода, рассмотреть коснувшиеся его изменения, а такж выявить истинные причины и цели, повлиявшие на развитие уголовного права Беларуси.
Исходя из цели можно определить следующие задачи:
- отразить важнейшие пути становления и развития уголовного права народов, проживавших на территории Беларуси
- проследить процесс развития и изменения понятия преступления;
- показать как изменялась и усложнялась система преступлений;
- установить как в соответствии с этим изменялась и усложнялась система наказаний;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 НОРМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ ВКЛ……………………...………………………………………………5
ГЛАВА 2 УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ К РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ…………………………………………………………………….....9
ГЛАВА 3 УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД……………………………………………………..…13
ГЛАВА 4 УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУВЕРЕННОЙ БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………..…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...……………………………………………….…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………....…………….….27

Файлы: 1 файл

курсач 3к.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

Проведение коллективизации сельского хозяйства повлекло включение в 1930 году в Уголовный кодекс статьи 94-1, которая предусматривала ответственность за «злостное невыполнение постановлений и правил, обеспечивающих успешную коллективизацию сельского хозяйства». Этой статье была придана обратная сила.

Политика индустриализации потребовала введения уголовной ответственности за выпуск предприятиями недоброкачественной продукции и несоблюдение стандартов, которая была установлена в 1930 году. Политическая необходимость, связанная с проведением коллективизации и индустриализации, обусловила введение уголовной ответственности за спекуляцию (1932 год), а также значительное усиление ответственности за хищения государственного имущества. 07 августа 1932 года ЦИК и СНК СССР был принят закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». Этот закон вошел в историю как «закон о колосках», так как предусматривал смертную казнь за малозначительные хищения государственного имущества [12].

В этот период были приняты правовые акты, предусматривающие объективное вменение уголовной ответственности. Так, по постановлению ЦИК СССР от 1 июня 1934 года подлежали наказанию члены семьи военнослужащего, совершившего побег или перелет за границу. В практике рассмотрения уголовных дел в массовом порядке допускалось осуждение «за настроения», «ведение дневника контрреволюционного содержания», за анекдоты, воспоминания о дореволюционной жизни, которые расценивались как государственные преступления (антисоветская агитация и пропаганда).

Институт соучастия был подменен на практике установлением причастности к преступлению и осуждением причастных, т.е. лиц, не имевших умысла с другими на достижение единого результата. Это позволяло расценивать любое общение людей как создание преступной организации [5,c.350].

Как приготовление или покушение на террористический акт рассматривались беседы о будущем страны или действия в отношении портретов советских вождей. Происходило повторное осуждение за одни и те же деяния. Кроме этого в 30-40-е годы практиковалась задержка в тюрьмах и лагерях осужденных, отбывших наказание, без вынесения нового приговора, только на основании директив НКВД и прокуратуры [12].

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. за ряд преступлений введена уголовная ответственность с 12-летнего возраста, что нашло отражение в ст.14 УК БССР.

С началом войны законодательство было переведено на условия военного времени. Самовольный уход с работы был приравнен к дезертирству, влекущему тюремное заключение от 5 до 8 лет. Введение военного положения на железных дорогах и речном транспорте повлекло квалификацию преступлений, совершенных работниками транспорта, по статьям о воинских преступлениях. Была введена уголовная ответственность за распространение ложных слухов, за разглашение государственной тайны. Во время войны широко применялась отсрочка исполнения наказания до окончания военных действий с направлением осужденного в действующую армию [12].

На территории Беларуси советское законодательство действовало в партизанских зонах, в партизанских отрядах. Оно распространялось на бойцов партизанских отрядов и диверсионных групп, а также на местное население контролируемых советскими партизанами населенных пунктов. Приговоры выносились немецким оккупантам и их пособникам. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года установил ответственность за злодеяния фашистских преступников в виде смертной казни через повешение или каторжных работ от 15 до 20 лет [12].

Немецкая оккупационная власть использовала специальное немецкое законодательство военного времени в прифронтовых территориях и в округе Беларусь, а на белорусских территориях, переданных в состав Восточной Пруссии, действовали законы германского Рейха, допускавшие использование советского законодательства постольку, поскольку это не противоречит интересам Рейха. Командир немецкого военного подразделения имел право расстрела любого местного жителя, заподозренного в борьбе с Германией. Дислоцированные на территории Беларуси отряды польской Армии Крайовой руководствовались польскими законами военного времени. Армия Крайова распространяла свою юрисдикцию на своих бойцов и на подконтрольные территории [11,c.69].

После смерти И.В.Сталина советский тоталитарный режим стал смягчаться. Реабилитация незаконно осужденных продолжалась вплоть до распада СССР. Реабилитации, однако, не подлежали каратели периода войны, нацистские преступники, участники националистических бандформирований и их пособники, другие лица, «обоснованно осужденные за совершение преступлений против Родины» судами или несудебными органами[5, c.367].

В 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, а в 1960 г. Верховный Совет БССР принял и ввёл в действие с 1 апреля 1961 г. новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы БССР. В целом уголовное законодательство развивалось по двум основным направлениям: заметно усиливалась борьба с наиболее тяжкими и распространёнными преступлениями, повышалась уголовная ответственность за их совершение; несколько смягчалась уголовная ответственность за преступления, не представлявшие большой общественной опасности. Впоследствии в кодекс вносились изменения, связанными с введением общесоюзными законами ответственности за некоторые новые составы преступлений против собственности, личности, хозяйственные, должностные и др. преступления.

Наказание не только являлось карой за совершенное преступление, 
но и имело целью исправление и перевоспитание осужденных в духе 
точного исполнения законов, а также предупреждение совершения новых 
преступлений, как осужденными, так и иными лицами [13].

Минимальный возраст наступления уголовной ответственности был повышен с 12 до 14 лет. Была отменена аналогия уголовного закона. Максимальный срок лишения свободы был снижен до 15 лет. Был введен институт передачи виновного на поруки общественности с освобождением его от уголовной ответственности.

Термин «контрреволюционные преступления» был заменен термином «особо опасные государственные преступления». 

Имущественные преступления были разделены на преступления против государственной (общественной) и против личной собственности, причем первые наказывались значительно строже [13].

Последующие изменения кодекса расширили применение смертной казни. Она могла быть назначено за такие, например, преступления, как хищения в особо крупном размере, фальшивомонетничество в виде промысла, получение взятки, валютную спекуляцию и некоторые другие. В 1970 году было введено наказание, которое именуется в ныне действующем кодексе ограничением свободы.

За продолжительный период своего действия УК 1960 г. многократно и основательно изменялся и дополнялся. Содержание кодекса во второй половине 90-х годов существенно отличалось от первоначального варианта закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

 УГОЛОВНОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУВЕРЕННОЙ БЕЛАРУСИ

 

После распада СССР советские уголовные законы действовали на территории Беларуси лишь в случае их признания источниками национального права.

Принятие Уголовного кодекса суверенного государства, несмотря на острую необходимость, затянулось. 2 июня 1999 г. новый УК Беларуси был принят Палатой представителей, а 24 июня 1999 г. одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. 9 июля 1999 г. Уголовный кодекс Республики Беларусь подписывается Президентом республики Александром Лукашенко, однако, введен в действие новый УК только с 1 января 2001 года [7].

Кодекс состоит из и Особенной частей.  В Общей части рассматриваются основные понятия уголовного законодательства, устанавливаются основания и условия уголовной ответственности, общие положения об уголовном наказании, иных мерах уголовной ответственности, безопасности и лечения, а также особенности применения уголовного наказания к несовершеннолетним. Особенная часть включает в себя статьи, описывающие составы конкретных преступлений. Структура Особенной части отражает иерархию ценностей, охраняемых уголовным законом: на первом месте стоят преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления, далее преступления против человека, и лишь затем преступления против собственности, общественных и государственных интересов [14].

Можно уверенно характеризовать новый УК  как крупное достижение белорусской уголовно-правовой науки. Кодекс подчеркивает охранительные, предупредительные и воспитательные задачи уголовного закона (ст. 2), причем объекты уголовно-правовой охраны перечисляются в такой последовательности: мир и безопасность человечества, человек, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, природная среда, общественные и государственные интересы, конституционный строй, установленный правопорядок. Наряду с принципами законности, равенства граждан перед законом, личной виновной ответственности, справедливости и гуманизма в УК РБ сформулирован принцип неотвратимости ответственности (ч. 4 ст. 3): «Каждое лицо, признанное виновным в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности или наказания допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом». В целях единообразного и точного применения терминов, используемых в УК, в ст. 4 дается разъяснение таких терминов, как близкие родственники, члены семьи, близкие; должностное лицо; должностное лицо, занимающее ответственное положение; несовершеннолетний, малолетний и престарелый; корыстные и хулиганские побуждения; группа лиц; общеопасный способ; систематичность и др. Для УК Республики Беларусь характерно стремление дать как можно больше имеющих силу закона указаний и разъяснений, касающихся применения соответствующих уголовно-правовых норм. Они оформлены в виде примечаний к отдельным статьям и даже к некоторым главам Особенной части Кодекса, что является отличительной и в целом положительной особенностью ныне действующего УК [1,c.140]

Исключительно важной в условиях интернационализации преступности является ст. 8 УК Республики Беларусь, определившая преюдициальное значение совершения преступления на территории иностранного государства: «Судимость и иные уголовно-правовые последствия совершения лицом преступления на территории иностранного государства имеют уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь» [1,c.148].

Преступление определяется как общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания (ст. 11). Основанием уголовной ответственности является совершение виновного, запрещенного УК РБ деяния в виде: 1) оконченного преступления; 2) приготовления к совершению преступления; 3) покушения на совершение преступления; 4) соучастия в совершении преступления (ст. 10).

Уголовный кодекс РБ выделяет четыре категории преступлений: 1) не представляющие большой общественной опасности, 2) менее тяжкие, 3) тяжкие, 4) особо тяжкие (ст. 12).

В Законе определены также следующие формы соучастия: совершение преступления группой (в том числе по предварительному сговору), организованной группой и преступной организацией.

Наряду с основанием уголовной ответственности Кодекс устанавливает и условия уголовной ответственности, к числу которых отнесены возраст, с которого наступает уголовная ответственность, вменяемость, административная или дисциплинарная преюдиция, усмотрение потерпевшего.

Согласно УК  условием уголовной ответственности за ряд преступлений, не представляющих большой общественной опасности, является совершение такого деяния в течение года после наложения административного или дисциплинарного взыскания за аналогичное нарушение [1,c.150]. Это такие преступления, как клевета, оскорбление, ряд преступлений против порядка осуществления экономической деятельности, экологической безопасности и природной среды, здоровья населения, порядка управления и другие.   

Уголовная ответственность реализуется в осуждении: 1) с применением наказания; 2) с отсрочкой исполнения назначенного наказания; 3) с условием неприменения назначенного наказания; 4) без назначения наказания; 5) с применением в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера (ст. 46). Уголовная ответственность имеет целью исправление лица, совершившего преступление, предупреждение совершения новых преступлений, как осужденным, так и другими лицами, и призвана способствовать восстановлению социальной справедливости (ч. 2 п. 3 ст. 44).

Применение смертной казни допускается за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах (ст. 53). Сохраняя смертную казнь, законодатель учел мнение большинства граждан Республики Беларусь, высказанное ими на республиканском референдуме в ноябре 1996 года [1,c.146].  Наряду с этим Кодекс предусматривает ряд оснований освобождения от уголовной ответственности: в связи с истечением сроков давности; привлечением лица к административной ответственности; в силу утраты деянием общественной опасности; в связи с деятельным раскаянием; примирением с потерпевшим.

В отличие от УК 1960 г. в новом законе дано определение внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта). Уголовная ответственность за деяние, совершенное в состоянии аффекта, вызванного насилием, издевательством, тяжким оскорблением или иными противозаконными или грубыми аморальными действиями потерпевшего либо длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, когда лицо не могло в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими, наступает лишь в случае умышленного причинения смерти, тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения [14,ст.141].

Информация о работе Развитие уголовного законодательства