Принудительные меры медецинского характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Данному производству в Уголовно-Процессуальном кодексе РСФСР посвящен раздел VIII глава 33 статьи 403 - 413. В них рассмотрены вопросы оснований применения принудительных мер медицинского характера, порядок предварительного следствия, вопрос об участии защитника, подготовительные действия к судебному заседанию, непосредственно судебное разбирательство по уголовному делу, разрешение дела судом и определение суда, обжалование и опротестование определения суда, отмена или изменение принудительной меры медицинского характера, возобновление дела в отношении лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера. Порядок рассмотрения данного производства, изложенный в Кодексе кажется мне наиболее приемлемым, поэтому очередность постановки вопросов будет аналогична статьям УКП РСФСР. Для более наглядного изложения материала некоторые вопросы будут приведены в виде схем.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения. 4
2. Предварительное расследование 7
2.1 Порядок предварительного следствия 7
2.2 Участие защитника 11
2.3 Окончание предварительного следствия 11
3. Производство в суде первой инстанции 13
3.1 Подготовка к судебному разбирательству 13
3.2 Судебное разбирательство 14
3.3 Разрешение дела судом 15
3.4 Определение суда 16
4. Обжалование и опротестование определения суда. 19
5. Отмена или изменение принудительной меры медицинского характера 20
6. Возобновление дела в отношении лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера 21
Заключение 23
Список литературы: 24

Файлы: 1 файл

мерымедхарактера.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

      Если  вопрос о невменяемости впервые  возник в ходе судебного разбирательства, например, по делу частного обвинения  или по делу, расследованному в  форме дознания, суд должен направить его прокурору для производства предварительного следствия.

      Согласно  ст. 404 УПК РСФСР при производстве предварительного следствия должны быть выяснены следующие обстоятельства:

    1. время, место, способ и другие обстоятельства совершения общественно опасного деяния;
    2. совершение общественно опасного деяния данным лицом;
    3. наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, душевных заболеваний в прошлом, степень и характер душевного заболевания в момент совершения общественно опасного деяния и ко времени расследования дела;
    4. поведения лица, совершившего общественно опасное деяние, как до его совершения, так и после;
    5. характер и размер ущерба, причиненного общественно опасным деянием.

      Лицо, совершившее общественно опасное  деяние в состоянии невменяемости, не может быть привлечено к уголовной ответственности. Поэтому в отношении него не ставится вопрос о доказывании его виновности в совершении преступления, мотивов преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер его ответственности. В этом случае необходимо лишь достоверно выяснить, что общественно опасное деяние совершено данным лицом.

      В отношении лица, у которого психическое  расстройство наступило после совершения преступления, подлежат доказыванию  все обстоятельства, указанные как  в ст. 404 УПК РСФСР, так и в ст. 68:

    1. событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
    2. виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;
    3. обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указанные в статьях 61 и 63 Уголовного кодекса РФ (смягчающие и отягчающие обстоятельства), а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
    4. характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

      Для большей наглядности предметы доказывания при производстве по применению принудительных мер медицинского характера приведены на схеме 1. 

        
 
 
 
 

      

        
 

        

        

      

        

        
 
 

Схема 1. 

      Их  выяснение необходимо, поскольку  после выздоровления такое лицо может быть привлечено к уголовной  ответственности.

      В число обстоятельств, подлежащих установлению по делам данной категории, должны быть включены причины и условия, способствовавшие совершению общественно опасного деяния.

      По  этим делам обязательно проведение судебно-психиатрической экспертизы.

      Согласно ч. 3 ст. 404 УПК РСФСР направление лица на судебно-психиатрическую экспертизу допускается лишь при наличии достаточных данных, указывающих, что именно это лицо совершило общественно опасное деяние, по поводу которого возбуждено уголовное дело и ведется расследование.

      Для решения вопроса о степени  расстройства волевой сферы лица, непосредственно влияющей на его  психическое состояние, в состав экспертной комиссии следует включать эксперта-психолога. Недостаточная  исследованность психического состояния  лица в момент совершения общественно опасного деяния является основанием для отмены судебного решения по делу.

      Назначать производство судебно-психиатрической  экспертизы по названным делам целесообразно, как правило, после установления факта совершения общественно опасного деяния данным лицом.

      Помещение в лечебно-психиатрическое учреждение для проведения стационарной экспертизы лица, которое не находится под  стражей, возможно только с санкции  прокурора (ст. 188 УПК РСФСР).

      Проведение  амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы при отсутствии у суда сомнений в правильности вывода о вменяемости лица, совершившего тяжкое преступление, не может служить основанием для отмены приговора.

      Если  в силу психического состояния производство следственных действий с участием лица, совершившего общественно опасное деяние, является невозможным, следователь составляет об этом протокол (ч. 4 ст. 404 УПК РСФСР). Невозможность участия такого лица в производстве следственных действий должна быть подтверждена заключением эксперта или официальной справкой соответствующего медицинского учреждения.

      Вместе  с тем полностью исключать  данное лицо из процесса расследования  нельзя. Оно может быть привлечено (с учетом состояния здоровья) к  участию в проведении отдельных  следственных действий, не требующих от него личной активной деятельности (например, при предъявлении для опознания, освидетельствования, при изъятии образцов для сравнительного исследования и т.п.). производство следственных действий с участием душевнобольного лица возможно с учетом заключения врача-специалиста по этому поводу. При производстве следственных действий, к которым привлекается данное лицо, обязательно участие защитника.

      В отношении лица, совершившего общественно  опасное деяние в состоянии невменяемости, постановление о привлечении в качестве обвиняемого не выносится, мера пресечения не избирается, оно не знакомится с материалами дела, по делу не составляется обвинительное заключение.

      Наличие психического расстройства у лица после  совершения им преступления не исключает возможности предъявления ему обвинения и избрания меры пресечения.

      Признание лица невменяемым или заболевшим психическим расстройством после  совершения преступления отражается на реализации прав и обязанностей другими  участниками процесса. Например, заявленный гражданский иск о возмещении материального ущерба, причиненного действиями душевнобольного, не может быть рассмотрен в данном деле, а подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

      Заинтересованные  лица лишь уведомляются о результатах предварительного расследования, с материалами дела не знакомятся.

      Особенности производства процессуальных действий при производстве по применению принудительных мер медицинского характера приведены  на схеме 2. 
 
 
 

        
 
 
 

        

        

      

        

        
 

        

      

      

        

        
 

Схема 2. 
 
 

2.2 Участие защитника

 

      Согласно  ст. 405 УПК РСФСР по делам лиц, совершивших  общественно опасные деяния в  состоянии невменяемости, а также  лиц, заболевших душевной болезнью после  совершения преступления, участие защитника  является обязательным.

      Защитник  допускается к участию в деле с момента установления факта  душевного заболевания лица, совершившего общественно опасное деяние.

      Если  для решения вопроса о вменяемости  необходимо заключение экспертов-психиатров, то наличие психического расстройства у лица может быть установлено с помощью других официальных медицинских документов (истории болезни, заключения ВТЭК и др.). Наличие такого документа создает предпосылки для вступления (допуска) в дело защитника.

      Отказ защитника по этим делам не может  быть принят судом, равно как и следователем, прокурором. В случае окончания предварительного следствия без участия защитника дело должно быть возвращено на дополнительное расследование ввиду существенного нарушения уголовно-процессуального закона.

      Защитник  с момента допуска к участию в деле должен иметь возможность ознакомиться с протоколами следственных действий, которые были проведены с подзащитным без его участия. В дальнейшем он участвует во всех процессуальных действиях, которые производятся с участием лица, интересы которого он защищает.

      Обязанности и права защитника изложены в  ст. 47, 51, 249 УПК РСФСР и представляют собой достаточно обширный перечень, изложение которого заняло бы значительную часть данной работы, поэтому они  приведены не будут. 
 

2.3 Окончание предварительного следствия

 

      Согласно  ст. 406 УПК РСФСР по окончании предварительного следствия следователь выносит  постановление:

  1. о прекращении дела производством – в случаях, предусмотренных стр. 208 УПК РСФСР, или в случаях, когда по характеру совершенного общественно опасного деяния и своему психическому состоянию лицо, совершившее это деяние, не представляет опасности для общества;
  2. о направлении дела в суд при установлении оснований для применения к лицу, совершившему общественно опасное деяние, принудительных мер медицинского характера.

      Постановление следователя о прекращении дела производством, как и постановление  о направлении дела в суд для  рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера  в лицу, совершившему общественно опасное деяние, должно быть мотивированным. В нем следует изложить обстоятельства дела, установленные следствием, дать анализ собранных доказательств и обоснование принятого решения. Как и любое иное постановление, оно должно состоять из трех частей – вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

      К постановлению о направлении  дела в суд прилагаются:

  • ) список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, в которые включаются не только свидетели, потерпевшие, но и законный представитель душевнобольного, эксперты-психиатры (с указанием их адресов, номеров листов дела, имеющих отношение к этим лицам);
  • ) справка о движении дела с указанием времени: возбуждения дела, предъявления обвинения, избрании меры пресечения (если это имело место), назначения судебно-психиатрической экспертизы;
  • ) справки о вещественных доказательствах, о гражданском иске, о судебных издержках, о месте нахождения душевнобольного, о времени окончания предварительного следствия.

      Перед принятием решения о направлении  дела в суд следователь должен ознакомить с его материалами защитника душевнобольного, о чем составляется протокол. В случае заявления ходатайств, они должны быть рассмотрены и по ним приняты соответствующие решения.

      Постановление вместе с делом направляется прокурору, который при согласии с постановлением передает дело в суд, а при несогласии возвращает дело для производства дополнительного расследования. При отсутствии оснований для применения принудительных мер медицинского характера прокурор прекращает дело (ч. 3 ст. 406 УПК РСФСР). Прокурор вправе прекратить уголовное дело, если в материалах его усмотрит основания, предусмотренные ст. 5 (обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу) и 208 УПК (основания к прекращению уголовного дела).

      Уголовное дело в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, нельзя прекратить по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным ст. 7 – 9 УПК РСФСР: в связи с деятельным раскаянием; в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия; в связи с применением с потерпевшим.

      Прекращение уголовного дела по этим же основаниям в отношении лица, у которого наступило  психическое расстройство после  совершения преступления, допустимо, если оно выздоровило и может нести уголовную ответственность за содеянное.

      При прекращении дела, когда по характеру  совершенного общественно опасного деяния и своему психическому состоянию  лицо, совершившее это деяние, не представляет опасности для обществе, но является душевнобольным, следователь или прокурор сообщают о нем местным органам здравоохранения (ч. 4 ст. 406 УПК РСФСР).

Информация о работе Принудительные меры медецинского характера