Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 17:35, Не определен
Целью данной работы является исследование преступлений, связанных с уклонением от прохождения военной службы, а именно: ст. 337 УК РФ «Самовольное оставление части или места службы»; ст. 338 УК РФ «Дезертирство»; ст. 339 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами». Так же целью данной работы является изучение проблем, связанных с применением этих норм уголовного законодательства.
Преступления против военной службы отличаются от дисциплинарных проступков характером общественной опасности и противоправности6. Определение большей или меньшей общественной опасности содеянного, лежащее в основе разграничения преступлений и дисциплинарных проступков, определяется совокупностью объективных и субъективных признаков деяния, т.е. наступлением вредных последствий, неоднократность совершения определенных действий или бездействия, временным фактором продолжительности поведения лица, видом вины, мотивами и целями содеянного, длительностью прохождения военной службы, отношением лица к ней и т.п. При этом характер и степень общественной опасности содеянного зависит и от различных условий прохождения военной службы, например, при участии в боевых действиях, во время несения боевого дежурства и др.
Таким образом, ст. 331 УК РФ в качестве объекта преступлений против военной службы определяет порядок прохождения военной службы, т.е. правопорядок7, под которым понимается совокупность военно-служебных отношений8.
Понятие состава преступления против военной службы включает в себя единые для всех преступлений элементы: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. И отсутствие хотя бы одного из необходимых признаков означает и отсутствие состава рассматриваемого преступления.
Исходя из этого, объектом рассматриваемых преступлений является установленный в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), охраняемый статьями главы 33 УК РФ. Порядок прохождения военной службы устанавливается Конституцией РФ, законами об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, воинскими уставами.9
В качестве непосредственного объекта конкретного преступления против военной службы выступает сфера военной безопасности, которой непосредственно причиняется или создается угроза причинения вреда военнослужащим либо лицом, проходящим военные сборы. В некоторых составах преступлений против военной службы могут быть основной и дополнительный непосредственные объекты. Это обусловлено тем, что лицо, посягая на порядок прохождения военной службы, одновременно причиняет ущерб иным благам и ценностям, также охраняемым уголовным законом.
Хотя в теории военно-уголовного права объектом преступления признается порядок прохождения военной службы (воинский порядок), большинство авторов, говоря об общественной опасности рассматриваемых преступлений, выделяют боевую готовность войск в качестве основного материального признака объекта преступления10.
Объективная сторона преступлений против военной службы характеризуется различными действиями, например, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ), дезертирство (ст. 338 УК РФ), умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ) и др., а также и путем бездействия, например, неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ).
Большинство составов преступлений против военной службы носят материальный характер, т.е. предусматривают в качестве обязательного признака те или иные вредные последствия.
В отдельных составах преступлений в качестве обязательного признака объективной стороны определены место совершения преступления, например, оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК РФ), обстановка совершения преступления, например, оставление военного корабля в обстановке его гибели (ст. 345 УК РФ), время совершения преступления, например, нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК РФ).
Отдельные составы преступлений против военной службы содержат признаки предмета преступления, в качестве которых могут выступать оружие, боеприпасы, предметы военной техники (ст.ст. 346, 347, 348 УК РФ), боевые, специальные или транспортные машины (ст. 350 УК РФ), военные летательные аппараты (ст. 351 УК РФ), военные корабли (ст. 352 УК РФ), радиоактивные материалы, взрывчатые и иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ). Установление признаков данных предметов служит необходимым условием точной квалификации содеянного.
В некоторых преступлениях против военной службы важное значение приобретают признаки потерпевшего, например, согласно ч. 2 ст. 336 УК РФ потерпевшим может быть начальник или подчиненный.
Субъективная сторона большинства из рассматриваемых преступлений совершается с прямым умыслом, но возможна вина и неосторожная, например, уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347 УК). Цель и мотивы содеянного при этом, как правило, влияние на квалификацию не оказывают. Однако в некоторых составах преступлений против военной службы в качестве обязательного признака субъективной стороны выступают цель и мотивы. При этом в одних случаях они непосредственно указаны в статьях УК, например, ст.ст. 334, 336, 338, 339 УК РФ, а в других подразумеваются, например, ст.ст. 332, 333, 340, 341, 346 УК РФ.
Мотив
и цель выполняют важную роль для
разграничения различных
Субъектом преступлений против военной службы могут быть:
В теории и правоприменительной практике неоднозначно решается вопрос о признании субъектами преступлений против военной службы лиц, которые были призваны на военную службу в нарушение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», например, не годные к прохождению военной службы по болезни, призванные на нее лица с не снятой или не погашенной судимостью и т.п. Нам представляется, что таких лиц признавать субъектами преступлений против военной службы нельзя.
Субъектом преступлений против военной службы не могут быть признаны гражданский персонал (рабочие и служащие) военных частей и учреждений, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в силу их правового статуса. Однако указанные лица могут быть соучастниками рассматриваемых преступлений.
Однако вопрос об уголовной ответственности курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования остается дискуссионным. Согласно ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 10 ноября 2004 г.) ст. 2 (Извлечение): Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих
1.
Военнослужащие проходят
К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту)...
Граждане в возрасте от 16 до 22 лет, добровольно поступившие в военно-учебное заведение, с момента зачисления их в это заведение становятся военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, до заключения с ними контракта и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, с момента заключения этого контракта.11
Но положения ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» противоречат ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в котором в ст. 22 сказано: 1. Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);
б)
граждане мужского пола в возрасте
от 18 до 27 лет, окончившие государственные,
муниципальные или имеющие
Я
придерживаюсь мнения, что курсанты
военных образовательных
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации военную службу могут нести только граждане Российской Федерации. Данное конституционное положение закреплено и в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». Однако в соответствии с отдельными международными договорами, в некоторых российских частях проходят службу и иностранные граждане12. Поэтому в случае совершения ими преступлений против военной службы они должны подлежать ответственности по УК РФ. Хотя такое, положение и противоречит уголовному законодательству Российской Федерации.
По статьям гл. 33 УК РФ могут нести ответственность и лица, хотя и не являющиеся военнослужащими, но которые выступают в роли подстрекателей, пособников, организаторов и руководителей совершения преступлений, что вытекает из требований ч. 4 ст. 34 УК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 331 УК РФ, уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяются законодательством Российской Федерации военного времени. К сожалению, такого законодательства до настоящего времени еще не разработано, хотя необходимость в нем возникает уже сегодня.
Порядок прохождения военной службы (военная безопасность) является родовым объектом для всех преступлений против военной службы. В свою очередь, он подразделяется на виды, непосредственно связанные с составляющими боевой готовности. И каждый такой элемент боевой готовности обеспечивается определенной стороной порядка прохождения военной службы. Исходя из этого, в соответствии с видовыми объектами уголовно-правовой охраны формируется следующая система составов преступлений против военной службы.
3. Преступления против порядка несения специальных служб: нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК РФ), нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341 УК РФ), нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ), нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (ст. 343 УК РФ), нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ), оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК РФ).
Информация о работе Преступления против порядка прохождения военной службы