Объективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2010 в 08:19, Не определен

Описание работы

В такой ситуации особенно пристальное внимание необходимо уделить разработке законодательной базы, обеспечивающей охрану детства. С точки зрения законодательной техники состав преступления, предусматривающего ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, несовершенен: при создании нарушались правила использования терминологии, построения конструкций состава. В результате действующая норма оказалась непонятна, сложна в применении, в результате чего на практике возникают проблемы.
Одна из многочисленных социальных бед современной России - неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. Значительное число детей, учитываемых в соответствии со ст. 122 СК РФ в качестве оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами. Они приобретают этот правовой статус при живых родителях, которые пренебрегают своими обязанностями - не обеспечивают детей необходимым питанием, одеждой, не обеспечивают получение ребенком образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая для сдачи.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

      Глава XIV Уложения «О нарушении уставов  фабричной, заводской и ремесленной промышленности» включала ст. 1378, согласно которой следовала ответственность для мастера и подмастерья, если они будут уличены в «злоупотреблении дозволенных им законом мер домашнего исправления учеников своих или в том, что они дают им недовольно успокоения и пищи»; в ст. 1380 предусматривалось наказание за то, если мастер «вместе с собою напоит в работный день подмастерья или ученика или пойдет с ним в зазорный дом, или, усмотрев развратное их поведение, за оное не накажет их»; а в ст. 1384 - за отсутствие со стороны мастера заботы об обучении и хорошем поведении своих подмастерьев и учеников (гл. «О произвольном оставлении человека в опасности и неоказание помощи погибающему»). Была определена и дифференцированная ответственность за оставление ребенка в опасности (ст. 1986-1991)6.

      Многие  из перечисленных положений нашли  свое отражение и в  Уголовном  уложении 1903 г.

      Уголовное уложение предусматривало ответственность  родителей (опекунов и попечителей) за такие деяния, как жестокое обращение  с детьми; вовлечение несовершеннолетнего (не достигшего 17 лет) в нищенство или иное безнравственное занятие или за отдачу его для этой цели; принуждение к вступлению в брак; оставление несовершеннолетнего без надзора, если результатом явилось совершение им преступления (ст. 420).

      Иные  составы преступлений, ранее уже  известные уголовному праву России, оставаясь за пределами главы  «О преступных деяниях против прав семейственных», в Уголовном уложении 1903 г. были представлены в новой редакции. Так, Признавалось преступлением незаявление полиции или родителям об оставленном у себя покинутом или заблудившемся ребенке в течение двух недель (ст. 505); оставление в опасности признавалось преступлением не только в отношении ребенка в возрасте до 3 лет, но и любого лица, не имевшего возможности по малолетству или иным причинам принять меры к самосохранению, если это деяние было совершено лицом, обязанным по закону, по принятой на себя обязанности или по семейным отношениям иметь в нем попечение, в случаях, когда жизнь оставленного подвергалась опасности (ст. 589) или без таковой (ст. 490). Отдельной нормой предусматривалась ответственность за похищение несовершеннолетней девицы с ее согласия для непотребства (ст. 505).

      Среди других преступлений, имевших в качестве дополнительного объекта посягательства общественные отношения, затрагивающие интересы несовершеннолетнего, следует назвать: жестокое обращение мастера с учеником или подмастерьем, находящимся у него в обучении (ст. 282); непредоставление малолетним рабочим возможности посещать школу в случаях и в течение времени, установленных законом (ст. 365); а также неисполнение правил о работах малолетних, подростков, ограждающих их здоровье или безопасность (ст. 366)7.

      В Уложении 1903 г. были сохранены принципиальные подходы к правовой оценке половых преступлений, но предусмотрена повышенная охрана детей и несовершеннолетних от преступлений, совершаемых на сексуальной почве, относительно лиц обоих полов. В круг преступных посягательств были включены любострастные действия, любодеяние, потворство, притоносодержание. Дифференциация ответственности виновных проводилась в зависимости от возраста потерпевшего, его согласия на «любодеяние», его зависимого положения от виновного, а в ряде случаев и от имевшего место обольщения девицы в возрасте от четырнадцати до двадцати одного года.

      В целом можно отметить, что, несмотря на господствующий в сознании общества принцип авторитарно-патриархальной модели внутрисемейных от ношений, тем  не менее процесс демократизации последних к началу XX в., несомненно, был. Значительную роль в этом процессе сыграло уголовное законодательство.

      После Октябрьской революции наряду с  декретами, направленными на борьбу с детской беспризорностью и  безнадзорностью, на ограничение уголовной  ответственности несовершеннолетних, были приняты меры, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против несовершеннолетних. Так, 4 марта 1920 г. СНК принял декрет "О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях", на основании которого в том же году была издана Инструкция комиссиям по делам несовершеннолетних, обязывающая комиссии привлекать к судебной ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и соучастие с ними, за сводничество, склонение к проституции и половым извращениям, за эксплуатацию труда несовершеннолетних и жестокое с ними обращение.

      Первые  уголовные кодексы РСФСР отказались от подробного регламентирования ответственности  за преступления против семьи и несовершеннолетних. Так, Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. содержал единственную статью, предусматривавшую ответственность родителей за неплатеж алиментов на содержание детей и за оставление несовершеннолетних детей без надлежащей поддержки (ст. 165а).

      Несколько подробнее, но не в специальной главе, регламентировал ответственность за указанные преступления Уголовный кодекс 1926 г. Так, ст. 88 предусматривала ответственность за сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, а равно сообщение ложных сведений органам, ведущим регистрацию актов гражданского состояния. Впервые была введена уголовная ответственность за похищение, сокрытие или подмену чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных побуждений (ст. 149). Сохранялась ответственность за неплатеж алиментов на содержание детей (ст. 158). В 1935 г. была введена уголовная ответственность за подстрекательство несовершеннолетних или привлечение их к участию в различных преступлениях, а также за понуждение несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т.п. (ст. 732) и за использование опеки в корыстных целях и оставление опекаемых детей без надзора и необходимой материальной помощи (ст. 1581).

      В 1928 г. Уголовный кодекс был дополнен гл. 10 "Преступления, составляющие пережитки  родового быта". Нормы главы регулировали ответственность за такие преступления, как уплата выкупа за невесту (калыма) (ст. 196), принуждение женщины ко вступлению в брак или к продолжению брачного сожительства, а равно похищение ее для вступления в брак (ст. 197), вступление в брак с лицом, не достигшим половой зрелости, или понуждение к заключению такого брака (ст. 198), двоеженство или многоженство (ст. 199). Действие этой главы распространялось лишь на те автономные республики, где указанные действия являлись пережитками родового быта.

      Уголовный кодекс 1960 г., сохранив с незначительными  изменениями ответственность за содержавшиеся в Кодексе 1926 г. преступления против семьи и несовершеннолетних, включая преступления, составляющие пережитки местных обычаев (родового быта - ст. 122, 124, 125, 201, 210, 232-235), в дальнейшем предусмотрел ответственность за разглашение тайны усыновления (1970 г. - ст. 124.1), доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (1972 г. - ст. 210.1), вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание (1987 г. - ст. 210.2) и торговлю несовершеннолетними (1995 г. - ст. 125.2).

      На  базе опыта прежних уголовных  кодексов законодательство об ответственности  за преступления против семьи и несовершеннолетних получило дальнейшее развитие в Уголовном кодексе 1996 г. В частности, основные составы преступлений этой категории были предусмотрены в отдельной главе (20-й), впервые была введена ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156).

 

  1. Уголовно-правовая характеристика объективных признаков неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
 
    1.   Объект преступления
 

      Каждое  преступление посягает на какой-либо объект. Поэтому объект преступления является одним из четырех обязательных элементов состава преступления.

      Будучи  самостоятельным элементом состава  преступления, объект в значительной мере влияет на содержание его иных объективных, а также субъективных признаков. Специфика объекта преступления лежит в основе характера общественной опасности деяния8. Данный вывод был закреплен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40, которое хотя и утратило силу в связи с принятием нового Постановления от 11 января 2007 г. № 2, но указанное разъяснение сохраняет свою актуальность до настоящего времени.

      В российском уголовном праве относительно определения понятия объекта  сложился однозначный подход. Еще  в 1925 г. известный отечественный  теоретик А.А. Пионтковский писал, что  объектом всякого преступления являются общественные отношения, охраняемые аппаратом уголовно-правового принуждения9. При этом, объектом преступления становятся только жизненно важные, обладающие высокой степенью социальной ценности общественные отношения.

      Учение  об объекте преступления позволило выделить в отдельную группу общественные отношения, одним из участников которых является несовершеннолетний - представитель подрастающего поколения, который требует особой заботы со стороны общества и государства. Принцип 2 Декларации прав ребенка 1959 г. гласит, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства. Эти цели конкретизированы в ст.ст. 6 и 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в ряде других нормативных правовых актах.

      За  неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей родители могут  быть привлечены к различным видам  ответственности: административной, гражданско-правовой, семейно-правовой. Однако наиболее юридически значимой, несомненно, остается уголовная ответственность.

      Действующий Уголовный кодекс РФ, в соответствии с требованиями общепризнанных международных принципов и норм, вводит отдельную главу 20, где сосредоточены нормы, устанавливающие ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних. Однако в силу того, что потерпевший от общественно опасных посягательств находится в урегулированных семейным законодательством отношениях родства, точнее было бы говорить о преступлениях против личности несовершеннолетних, совершаемых в сфере семейно-правовых отношений10.

      На  обеспечение выполнения родителями конституционной обязанности воспитывать  своих детей и заботиться о  них (ст. 38 Конституции РФ) в частности  направлена статья 156 УК РФ.

      Диспозиция  данного деяния определяет его как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за совершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

      Объектом  указанного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие право ребенка на воспитание. Под воспитанием понимается внедрение определенного мировоззрения, нравственности и правил человеческого общежития, выработку определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развитие определенных физических свойств и т. п. в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни11.

      Вопросы воспитания детей в Российской Федерации  регламентируются, помимо названных  актов, Семейным кодексом РФ. Согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенок  имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В ст. 63 СК РФ раскрыты права и обязанности родителей по воспитанию детей: родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества.

      Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично  воспитывать своих детей. При  этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся "с развивающимися способностями  ребенка" (п.2 ст.14 Конвенции ООН  о правах ребенка)12. Однако в ст. 65 СК РФ закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Более того, согласно ст. 65 СК РФ родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке, в том числе и уголовную, предусмотренную ст.156 УК РФ.

      Помимо  основного объекта под угрозу нарушения ставятся здоровье, жизнь, свобода и достоинство несовершеннолетнего, страдающего от жестокого обращения  с ним, которые выступают в качестве факультативных объектов13.

      Конституция РФ охраняет жизнь любого человека независимо от возраста и состояния  здоровья, а также гарантирует  право каждого на свободу и  личную неприкосновенность, охрану чести  и достоинства, которые являются естественными и неотъемлемыми. Содержание конституционных установлений соответствует Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., в которых провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, никто не может содержаться в рабстве или подневольном состоянии, подвергаться принудительному задержанию. А так как в данном случае идет речь о несовершеннолетнем – особом субъекте общественных отношений – государство берет на себя обеспечение его благополучия дополнительными гарантиями, устанавливаемыми в рамках различных отраслей российского права и первую очередь в уголовном праве

Информация о работе Объективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего