Необходимая оборона и крайняя необходимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятие необходимой обороны и крайней необходимости, выявить их сходства и различия.

Файлы: 1 файл

необходимая оборона и крайняя необходимость.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

……………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Исключающими  преступность деяния могут быть признаны лишь деяния, прямо предусмотренные  в качестве таковых уголовным законодательством. Уголовный кодекс РФ1 (далее – УК РФ) предусматривает шесть таких обстоятельств: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения. В данной работе будут рассмотрены только два таких обстоятельства – необходимая оборона и крайняя необходимость.  Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, важнейшими функциями необходимой обороны и крайней необходимости. Законодатель дает возможность человеку самостоятельно защищать свою жизнь и имущество, а также жизнь и имущество других лиц от неправомерного посягательства и при этом не нести ответственности за причинение вреда посягающему, и устранять опасность, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества и государства. В процессе пресечения общественно опасных деяний, при устранении опасности, создаваемой другими источниками, возможно причинение физического и материального вреда лицу, создавая опасность общественным отношениям. Такие действия подпадают под признаки отдельных преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ. Однако при определённых условиях они не признаются преступлением, ибо не содержат материального его признака - общественной опасности. Без этого, действия, направленные на устранение опасности общественным отношениям, являются общественно-полезными или благообразными, так как препятствуют причинению им вреда.

     Целью данной работы является рассмотрение понятие необходимой обороны и крайней необходимости, выявить их сходства и различия.

     Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

     охарактеризовать  понятие необходимой обороны;

     проанализировать понятие крайней необходимости;

     определить  сходства и различия указанных понятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ

 

    Согласно ст. 37 УК не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии  необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

    Необходимую оборону  имеют право осуществлять все  без исключения граждане. В ч. 3 ст. 37 УК говорится: «Положения настоящей  статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти».

    Для определенной категории  лиц (например, сотрудников органов внутренних дел и др.) необходимая оборона является правовой обязанностью, невыполнение которой влечет дисциплинарную или уголовную ответственность.

    Как явствует из законодательного определения, необходимая оборона  состоит в причинении вреда посягающему. В связи с этим в уголовном праве выделяются условия ее правомерности. Они подразделяются на две группы: а) относящиеся к посягательству; б) относящиеся к защите.

    Условиями правомерности, относящимися к посягательству, являются: общественная опасность, действительность и наличность посягательства.

    Общественная опасность  посягательства предполагает, что действия посягающего были направлены на причинение такого вреда личности, обществу или  государству, который характерен для  преступлений. Однако это не означает, что оно обязательно должно быть преступным. В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. «О применении судами законодательства, обеспечивающего права на необходимую оборону от общественно опасных посягательств»2 указывается, что под общественно опасными посягательствами следует понимать не только преступления, но и деяния малолетних и невменяемых, предусмотренные Особенной частью УК. Другими словами, осуществление необходимой обороны допустимо против действий лиц, не признаваемых субъектом преступления (невменяемых и малолетних).

    Не может признаваться находившимся в состоянии необходимой  обороны лицо, причинившее вред другому  лицу в связи с совершением  последним действий, хотя формально  и содержащих признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законодательством, но заведомо для причинившего вред не представлявших в силу малозначительности общественной опасности. В таком случае лицо, причинившее вред, подлежит ответственности на общих основаниях3.

    Необходимая оборона  возможна и против неправомерных  действий должностных лиц (например, против явно незаконного задержания, применения насилия при производстве следственных действий и т.д.). Правомерные  действия, хотя и сопряженные с  причинением вреда, не образуют состояние необходимой обороны.

    Общественно опасное  посягательство должно выполняться  путем действия. Кроме того, оно  должно быть способным немедленно причинить  вред общественным отношениям, охраняемым уголовным правом.

    Не может быть признано находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое намеренно вызвало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (развязывание драки, учинение расправы, совершение акта мести и т.п.). Содеянное в таких случаях должно квалифицироваться на общих основаниях4.

    Состояние необходимой обороны возникает  в момент начала преступного нападения  или при реальной угрозе такого нападения, а заканчивается, когда преступное посягательство отражено и нападение  прекратилось (преступник обезврежен, обратился в бегство, окончательно прекратил преступные действия).

    Если  насильственные действия обороняющегося продолжаются после прекращения  посягательства, состояние необходимой  обороны отсутствует. Однако надо иметь  в виду, что субъект не всегда может правильно оценить ситуацию и определить наличие объективных признаков состояния необходимой обороны. Это обстоятельство влияет на определение формы его вины.

    Оценка  продолжения «оборонительных» действий после окончания преступного  нападения должна производиться с учетом субъективного отношения лица к своим действиям, с установлением факта, сознавал ли обороняющийся, что посягательство окончилось.

    Так, по делу К. суд, признав ее виновной в совершении убийства при превышении пределов необходимой обороны, в приговоре констатировал, что она, увидев в руках С. нож, могла реально опасаться за свою жизнь, однако, вырвав из его рук нож, т.е. завладев им, К. не попыталась покинуть квартиру или предотвратить конфликт иным путем, менее опасным для жизни С., а со значительной силой нанесла ему удар ножом в жизненно важную часть тела - грудь, причинив повреждение сердца, от чего он скончался на месте преступления.

    Президиум Московского городского суда дело прекратил  за отсутствием в деянии К. состава  преступления, указав следующее: «Как видно из материалов дела, К. находилась наедине с С. в запертой комнате, в отсутствие соседей по коммунальной квартире. Он в этот вечер был в состоянии алкогольного опьянения, вел себя агрессивно, подошел к К., держа нож на уровне ее груди. Она, понимая, что для ее жизни существует реальная угроза, защищаясь, вырвала нож и нанесла им удар С. в грудь.

    Следовательно, действия К. соответствовали характеру  и степени общественной опасности  посягательства. Поэтому осуждение  ее за убийство при превышении пределов необходимой обороны нельзя признать обоснованным»5.

    В данном случае хотя К., обезоружив нападавшего, и приобрела преимущество, но, полагая, что посягательство на нее не окончилось, продолжала защищаться, используя вырванный у нападавшего нож.

    В тех случаях, когда лицо, подвергшееся преступному нападению, отразило посягательство и продолжило насильственные действия, осознавая, что угроза миновала (например, нападавший обратился в бегство  или упал и потерял сознание), деяние должно расцениваться как расправа, самосуд6.

    Необходимая оборона допускается против общественно  опасного посягательства в момент его  совершения; поэтому не допускается  установка автоматически действующих  устройств, способных причинить  вред здоровью человека или повлечь его смерть. Применение автоматически действующих устройств в случае причинения ими вреда кому-либо должно рассматриваться как умышленное или неосторожное причинение смерти или вреда здоровью в зависимости от обстоятельств дела7.

    Действительность как признак общественно опасного посягательства означает, что оно существует в реальности, а не в воображении защищающегося лица. В противном случае возникает ситуация так называемой мнимой обороны (точнее, защита против мнимого посягательства).

    Мнимая оборона - это оборона против воображаемого, кажущегося, но фактически не существующего посягательства. Ее юридические последствия определяются по правилам о фактической ошибке.

    Если же лицо причиняет  вред, не осознавая мнимости посягательства, но по обстоятельствам дела должно было и могло это осознавать, действия такого лица подлежат квалификации по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за причинение вреда по неосторожности8.

    Наличным признается уже начавшееся, но еще не закончившееся общественно опасное посягательство. Однако надо иметь в виду, что состояние необходимой обороны возникает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения. Неконкретная угроза (абстрактная), а также обнаружение умысла без совершения действий не создают реальной опасности нападения, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии наличности посягательства и, соответственно, исключает необходимую оборону.

    Состояние необходимой  обороны имеет место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для оборонявшегося не был ясен момент его окончания. Переход оружия или других предметов, использованных при нападении, от посягавшего к оборонявшемуся сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства. Посягательство окончено, если: а) выполнена объективная сторона соответствующего состава преступления полностью; б) произошел добровольный отказ; в) действия пресечены обороняющимся или другим лицом; г) нападение прекращено по иным обстоятельствам.

    Условия правомерности, относящиеся к защите, необходимо определять в зависимости от вида необходимой обороны. Для необходимой  обороны, предусмотренной ч. 1 ст. 37 УК, они таковы: 1) защищаться может широкий круг правоохраняемых интересов, в число которых обязательно входит жизнь обороняющегося или другого лица; 2) вред причиняется посягающему; 3) защита должна быть своевременной.

    Для необходимой  обороны, предусмотренной ч. 2 ст. 37 УК, условия таковы: 1) защищаться может широкий круг правоохраняемых интересов, в число которых не входит жизнь обороняющегося или другого лица; 2) вред причиняется посягающему; 3) защита должна быть своевременной; 4) при защите не должно быть допущено превышения пределов необходимой обороны.

    Таким образом, превышение пределов необходимой обороны возможно только при втором ее виде, первый же ее вид исключает превышение.

    Заместитель Генерального прокурора в надзорном представлении  поставил вопрос о переквалификации действий И., осужденного Воркутинским городским судом Республики Коми по ч. 4 ст. 111 УК, на ч. 1 ст. 114 УК. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ дело вообще прекратило за отсутствием состава преступления, указав в Определении, что «все удары нанесены в короткий промежуток человеку, чьи действия представляли опасность для жизни оборонявшегося»9.

    Отсутствие хотя бы одного из условий, относящихся к  защите при необходимой обороне, предусмотренной ч. 1 ст. 37 УК, фактически означает и отсутствие самого состояния необходимой обороны. Ответственность защищающегося при таких обстоятельствах наступает на общих основаниях.

    Защите могут быть подвергнуты правоохраняемые интересы как обороняющегося, так и других лиц, общества и государства. В их число по ч. 1 ст. 37 УК входит жизнь лица.

Информация о работе Необходимая оборона и крайняя необходимость