История Уголовного Суда России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:03, реферат

Описание работы

Вопрос о степени прав и свобод граждан всегда являлся актуальным. Судебное устройство, в том числе и уголовное, как гарантия беспрепятственной реализации человеком своего права, занимает в этом вопросе далеко не последнее место. Именно уголовное судопроизводство наиболее тесно связано со свободой людей, поскольку криминальные тенденции всегда превалировали над любыми другими видами нарушения права. В силу этого интересно проследить становление и развитие уголовного суда в нашей стране. Таким образом, объектом данной работы является уголовное судопроизводство. Предметом – эволюция уголовного суда в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
УГОЛОВНЫЙ СУД В ДРЕВНЕЙ РУСИ 3
Уголовный суд по Русской правде 3
УГОЛОВНЫЙ СУД В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ РУСИ 7
Уголовный суд по судебнику 1497 г. 8
Уголовный суд по судебнику 1550 г. и Соборному Уложению 1649г. 9
УГОЛОВНЫЙ СУД В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА 11
Уголовный суд после Петра I 12
УГОЛОВНЫЙ СУД ПО УСТАВУ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1864 г. 14
УГОЛОВНЫЙ СУД В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 20

Файлы: 1 файл

Реферат СДС история Уг. суда.docx

— 76.74 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

УГОЛОВНЫЙ СУД  В ДРЕВНЕЙ РУСИ 3

Уголовный суд  по Русской правде 3

УГОЛОВНЫЙ СУД  В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ РУСИ 7

Уголовный суд  по судебнику 1497 г. 8

Уголовный суд  по судебнику 1550 г. и Соборному Уложению 1649г. 9

УГОЛОВНЫЙ СУД  В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА 11

Уголовный суд  после Петра I 12

УГОЛОВНЫЙ СУД  ПО УСТАВУ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1864 г. 14

УГОЛОВНЫЙ СУД  В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос о степени прав и свобод граждан всегда являлся  актуальным. Судебное устройство, в  том числе и уголовное, как  гарантия беспрепятственной реализации человеком своего права, занимает в  этом вопросе далеко не последнее  место. Именно уголовное судопроизводство наиболее тесно связано со свободой людей, поскольку криминальные тенденции  всегда превалировали над любыми другими видами нарушения права. В силу этого интересно проследить становление и развитие уголовного суда в нашей стране. Таким образом, объектом данной работы является уголовное  судопроизводство. Предметом – эволюция уголовного суда в России. Целью  моей работы является изучение становления  и развития уголовного суда. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить следующие задачи: проанализировать наиболее важные исторические этапы эволюции уголовного суда, выявить его исторические формы, показать, как положение суда влияет на правовое состояние общества и наоборот на конкретных исторических примерах. При составлении данной работы были изучены исторические нормативные документы, использованы труды различных ученых, как правоведов, так и историков: Н.М.Карамзина, С.М. Соловьева, В.О.Ключевского, И.Я.Фойницкого, В.П. Божьева, В.Н. Кудрявцева, И.Л. Петрухина, С.В. Бурмагина и других.

 

УГОЛОВНЫЙ СУД В ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

Впервые слово «суд» в  древнерусской истории встречается  в Уставе князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных»1. Историки – исследователи той эпохи, относят появление Устава к первым годам ХI века. Более древнего источника с упоминанием суда найдено не было, поэтому принято считать, что именно в связи с этим уставом произошло отделение суда от княжеской власти. Суд на Руси появился как самостоятельное учреждение правосудия. При Владимире Святославовиче состоялось крещение Руси, было принято христианство. Это однозначно способствовало развитию древнерусского права. Сначала - путем восприятия византийского права в виде церковных правил (канонов), затем, по мере расширения связей с западными и скандинавскими соседями, путем смешения культур, заимствования опыта, в том числе и правового. Таким образом, древнерусские князья начали создавать и собственные законы. Появление первых письменных законов - уставов на славянском языке под названием Правда Ярослава, связывают с именем князя Ярослава Мудрого.

Уголовный суд  по Русской правде

 

Русская правда Ярослава Мудрого – первый известный нам законодательный источник. Она возникла на базе многовекового опыта человеческого общежития славянских племён. Ею регулировались общественные отношения в Киевской Руси и Новгороде, но не затрагивались отношения церковные. Различают две редакции Русской Правды: краткую и пространную. Обе редакции в первоисточниках до нас не дошли, а сохранились лишь в виде нескольких вариантах списков, либо включённых в летописи. Пространную Правду большинство исследователей считают созданной для Киевской Руси, а Краткую Правду - дарованной Ярославом Новгороду. Эти редакции различают по объему и кругу решаемых в них вопросов. Самый древний список датирован 916г.

В уставах и грамотах Ярослава содержались нормы, устанавливающие порядок судопроизводства и систему наказаний за преступления.

Княжеский двор определялся местом суда, а сам князь - главным вершителем правосудия. Однако, он мог поручить ведение суда другим людям из своего окружения, так называемым вирникам, имевшим право взять себе в помощники писца. Упоминается и о возможности разрешить тяжбу с привлечением 12 граждан, которые разбирали дело, решали вопрос о виновности ответчика, оставляя за судьей право назначения наказания. Это явилось прообразом суда присяжных.

Стала разграничиваться подсудность дел. Дела разделялись на греховные - без элемента преступности и греховно-преступные. В связи с расширением владений, усложнением управления вотчиной и развитием товарно-денежных отношений князья стали отходить от непосредственного участия в судебных разбирательствах. Они стали больше заниматься разрешением государственных, военных и прочих важных дел. Судебные полномочия отошли к специально назначенным для этой цели княжеским судьям, церковным епископам, в том числе как совместно, так и раздельно в зависимости от категории дел и их подсудности. Процедура судопроизводства, как правило, сводилась к выслушиванию объяснений сторон, опросу свидетелей, по результатам чего и разрешалось дело.

Процесс судопроизводства в  Русской Правде именуется «тяжба». Он начинался по обращению к феодалу заинтересованного лица в связи с нанесением последнему имущественного или морального вреда, так называемой, "обиды", задержанием вора или иного нарушителя на месте совершения преступления либо его явкой с повинной.

В Правдах Ярослава ограничивалась, но все же еще упоминалась кровная месть как форма возмездия обидчику за совершенное убийство: "кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну...". Размеры таких взысканий зависели от знатности и социального положения убитого: самый большой штраф - за голову боярина княжеского. Ограничение кровной мести в Русской Правде заключалось в ограничении круга лиц, которым позволено ее осуществить. Теперь это было позволено только близким родственникам: сын мстил за отца, отец за сына, брат за брата и только с разрешения суда.

При отсутствии кровной мести  родственников, когда мстить было некому, за убийство князь взимал виру 40 гривен в пользу казны. Во всех других случаях, например при причинении увечья, совершении кражи, нанесении иной обиды, кровная  месть отменялась и заменялась денежным взысканием. Постепенно суд князя  стал его главной обязанностью в  мирное время. Суд старался уладить  дело миром, если виновный соглашался возместить ущерб и заплатить  виру. В более поздних источниках кровная месть полностью вытесняется вирой в пользу семьи погибшего.

При наследниках Ярослава кровную месть престали применять  и по суду. Вводится, так называемая, «головщина» за убийство в виде денежного выкупа. Постепенно выкуп стали применять и за другие преступления и гражданские правонарушения. Только убийство преследовалось судом независимо от заявленного иска, все иные преступления и правонарушения - только после предъявленного иска. Преступлением считалось всякое вредное действие - «неправда», причем неправда уголовная не отличалась от неправды гражданской. Уголовный и гражданский процессы четко не разграничивались, любой иск рассматривался как обвинение, поскольку форма обращения была одна.

При Ярославичах к органам, осуществляющим правосудие, относились:

а) Князь, которому и принадлежала судебная власть;

б) Вирник, обязанный провести расследование и собирать при необходимости виру;

в) 12 мужей, решавших вопрос о долге в тех случаях, когда  ответчик «запирается», отрицая получение  чего-либо в долг;

г) Метельник (мечник), который решал спор о тяжбах путём испытания раскалённым железом. Он же делил наследство между братьями в случаях спора между ними;

д) Отрок - помощник вирника, исполняющий его поручения. В  одном из списков Русской Правды упомянутые лица называются обобщенно  «судьями» - как лица, обладающие судебной властью.

Процесс разбирательства  преступления, которое именовалось  "татьба", производился в несколько стадий: "гонение следа" - преследование подозреваемого или разыскиваемого злоумышленника, "заклич" - объявление в людном месте о совершенном преступлении, "свод" - допрос и очная ставка, завершавшихся принятием решения в отношении преступника.

Человек, у которого обнаруживали пропавшую вещь, обязан был объяснить  ее происхождение, иначе он объявлялся "татем", то есть вором.

В Древнерусском государстве  появляется и целая система формальных доказательств:

  • Присяга или «рота»2. Человек давал слово, обещал, что сказанное им – правда. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие. В некоторых случаях имели доказательное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для достаточности доказательства избиения: «когда на двор княжеский придет истец, окровавленный или в синих пятнах, то ему не нужно представлять иного свидетельства; а ежели нет знаков, то представляет очевидцев драки, ежели истец будет окровавлен, а свидетели покажут, что он сам начал драку, то ему нет удовлетворения».
  • Собственное признание, как безусловное доказательство вины;
  • Свидетельские показания. Различались две категории свидетелей — «видоки» и «послухи»3. Видоки — это свидетели, в современном смысле этого слова. Это очевидцы факта. Что касается послухов, то это свидетели более сомнительные. Послухи могли слышать о случившемся от кого-либо, иметь сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Такие свидетели должны были показать, что ответчик или истец — люди, заслуживающие доверия. Они ничего не знали по существу дела, и просто давали характеристику той или иной стороне в процессе.
  • Ордалии. Жестокие и членовредительские способы выяснения виновности лица. Применялись, когда не хватало других доказательств. На Руси использовалось испытание водой, в серьезных случаях - испытание огнем и железом 4. Русская Правда не раскрывает техники проведения этих испытаний, но согласно более поздним источникам, испытание водой, к примеру, проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело.
  • Поле. Судебный поединок.

Исследуя результаты испытания, суд учитывал степень и распространённость ожога, последствия кратковременного погружения в воду или судебного  поединка и с учётом других доказательств принимал решения. Таким образом, суд не стремился установить истину, считалось, что она установится сама по себе, в процессе испытаний. Судья был лишь наблюдателем и регистрировал результаты испытаний5.

Строгие требования предъявлялись  при обращении к правосудию: «всякий уголовный донос требует свидетельства и присяги семи человек; но варяг и чужестранец обязывается представить только двух». Свидетелями могли быть свободные граждане, на граждан несвободных, слуг можно было ссылаться «только по нужде и в малом иске».

Преступления, которые не были раскрыты в процессе «свода» и «гонения следа», передавались на рассмотрение суда 12 мужей, который на основе собранных доказательств, обычаев и здравого смысла разрешал дело.

Поскольку специальных мест для отбывания наказаний еще не существовало, виновные чаще всего несли имущественную ответственность. Однако, человек, совершивший тяжкое преступление, мог поплатиться за содеянное и жизнью.

Известны следующие наказания, регламентированные Русской Правдой:

  • «Поток и разграбление». Это высшая мера наказания за убийство в разбое, поджог и конокрадство 6. Оно предусматривало конфискацию имущества и выдачу в рабство всей семьи виновного потерпевшей стороне. Данное наказание применялось независимо от сословия и социального положения виновного.
  • «Вира». Штраф в пользу родственников убитого, если таковых не было - князю.). Вира могла быть одинарная (40 гривен), за убийство простого свободного человека или двойная (80 гривен), за убийство привилегированного человека. Особый вид виры — «дикая» или «повальная» вира. Она налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, не разбойным, и чтобы община не выдавала члена, подозреваемого в убийстве. Однако, община платит за своего члена, только если он также участвовал в вирных платежах за своих соседей ранее.
  • Головничество - денежное взыскание в пользу родственников убитого.
  • Урок (дань) - денежное возмещение за причиненный ущерб потерпевшему.
  • Продажа - штраф в пользу князя за остальные преступления.

Использовались также  повешение, отрубание головы, сажание  на кол, вырывание ноздрей, утопление, сожжение, закапывание в яму, удар жердью, мечом в ножнах, вырывание  усов, бороды, нанесение увечий, отсечение  руки или ноги.

Принятие и распространение  христианства на Руси повлекло создание церковных судов, к юрисдикции которых  относились, прежде всего, дела духовные. Со временем в их подсудность перешли дела об изнасиловании, похищении женщин, о кровосмешении, распутстве (самовольном прекращении брака), о кражах из церкви, а также дела, возникшие во владениях церкви. Церковные суды имели право рассматривать дела о преступлениях священнослужителей и спорах между ними. Судьями церковного суда были митрополиты, епископы и настоятели монастырей, и рассматривали дела в зависимости от того, где они возникали. Деятельность церковных судов и их подсудность регламентировались Церковными уставами великих князей Владимира Святого (около 996 г.), Ярослава Мудрого (1051 г.). Во времена татаро-монгольского ига церковь на Руси в лице Киевского митрополита неоднократно получала ярлыки от ханов Золотой Орды на право судить прихожан церковным судом7.

В дальнейшем содержание Русской  Правды дополнялось новыми источниками  права, уставами и различными княжескими установлениями. Считается, что суд и расследование по правилам Русской правды продолжались до конца XV в.

 
УГОЛОВНЫЙ СУД В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ РУСИ

 

К XV и XVI вв. многие русские земли были объединены под властью Москвы, образовалось централизованное Русское государство. Противостояние с западными соседями, однако, продолжалось, в связи с чем было необходимо усиление княжеской и церковной власти.

Уголовный суд  по судебнику 1497 г.

К моменту принятия Судебника 1497 года на Руси сложилась определенная судебная территориальная система. В пределах вотчины феодала-боярина действовали боярские суды, в пределах городов – городские. Если проецировать их сущность на современный манер, то это были суды первой инстанции. Во все московские владения князь рассылал законы и осуществлял в них судебную власть через своих наместников и дворян. Наместники, в свою очередь, назначали дворских, которые судили холопов и сотников, которые судили поселян. Тяжбы между подданными двух разных княжеств разрешались боярами, избираемыми с обеих сторон, а когда они не могли договориться между собой, назначался посредник, или третейский суд, выносивший решение, обязательное для исполнения. Высшей инстанцией считался Суд Великого князя.

Среди преступных деяний выделялись душегубство, разбой, ябедничество, крамола и поджог. Более строгим мерам наказании подвергались так называемые «лихие люди» - "государский убойца", "коромолник", "церковный татю", "зажигалник". К ним применялась смертная казнь: "живота не дати, казнити смертною казнью".

Информация о работе История Уголовного Суда России