Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью данной работы ставится комплексное изучение преступлений, совершенных в состоянии аффекта в современной России, выявление проблем в правовом регулировании данных отношений и выработка рекомендаций по совершенствованию данного института.
Задачами работы является:
Изучение исторического аспекта формирования законодательства об ответственности за преступления, совершенные в состоянии аффекта.
Сравнительно-правовой анализ сущности аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения. Изучение аффекта как правового, психологического и судебно-экспертного понятия.
Введение 3
Глава 1. Исторические аспекты формирования законодательства об ответственности за преступления, совершенные в состоянии аффекта. 5
Глава 2. Аффект и внезапно возникшее сильное душевное волнение. Анализ аффекта как правового, психологического и судебно-экспертного понятия. 10
Заключение 19
Библиографический список 21
Основным изменением, повлекшим трудности практической квалификации ст. ст. 107 и 113 УК РФ является введение в 1996 г. в текст данных составов преступлений термина "аффект" наряду с сохранением и традиционного понятия "внезапно возникшее сильное душевное волнение". Несмотря на то, что некоторые авторы считают, что новая редакция указанных статей говорит о том, что понятие аффекта в уголовном праве должно использоваться точно в том смысле и значении, которые приняты в самой психологии,23 судебная практика свидетельствует об обратном. Характерным примером может служить "дело Климовой", рассмотренное Президиумом Верховного Суда РФ:24 несмотря на то, что эксперты-психологи в своем заключении отметили, что эмоциональное состояние Климовой в момент совершения правонарушения "не носило характера аффекта", Президиум Верховного Суда РФ определил, что ее преступление должно быть квалифицировано как "убийство, совершенное в состоянии аффекта", аргументируя это тем, что Климова была в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательством со стороны потерпевшего, а также длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным и аморальным поведением потерпевшего, вкупе с чертами ее характера.
Основной проблемой, которую исследователи обозначили после принятия нового уголовного закона, является вопрос о том, считать ли "аффект", который в УК РФ приравнивается к "внезапно возникшему сильному душевному волнению", понятием правовым или общепсихологическим.25 Если принять позицию, что "аффект" как конструктивный признак состава преступления является психологическим понятием, то это означает, что либо каждый судья должен обладать специальными психологическими познаниями (что невозможно), либо по каждому делу, где вероятна квалификация ст. ст. 107 или 110 УК РФ, необходимо назначать судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу (между тем экспертиза аффекта в число "обязательных" не входит).
Представляется, что выходом
из сложившейся ситуации является четкое
разграничение аффекта как
Аффект как правовое понятие
является конструктивным признаком
составов преступлений по ст. ст. 107 и 113
УК РФ, и его должен определять только
суд. При наличии других признаков:
объективная сторона
Аффект как психологическое понятие достаточно сильно отличается по своему смыслу от правового понимания его как внезапно возникшего сильного душевного волнения. Не вдаваясь в подробности,26 можно отметить следующие значимые отличия.
Во-первых, в общей психологии
аффект дифференцируется с собственно
эмоциями не столько по глубине переживания,
сколько по способу и функциям
регуляции психической
Во-вторых, аффекты в общей психологии имеют разнообразную модальность (радость, страх и т.п.), тогда как уголовное право интересует только эмоции, связанные с гневом и яростью.
В-третьих, аффекты (в общепсихологическом
смысле) могут возникать как реакция
на очень широкий круг психотравмирующих
воздействий, в том числе и
не связанных с действием человека
(например, пожар, землетрясение), а
для уголовного права имеют значение
только те эмоциональные реакции
и состояния, которые обусловлены
противоправными или
В-четвертых, в общей психологии
доминирует представление, что, несмотря
на возникновение состояния
Что же в таком случае
определяет судебный эксперт-психолог?
Ясно, что он не имеет права говорить
об аффекте в уголовно-правовом значении.
В то же время диагностика им аффекта
только в его общепсихологическом
смысле тоже создаст для суда немалые
трудности по выделению уголовно-
С позиций судебной экспертологии28 оправданно выделение аффекта уже в третьем значении - как судебно-психологического экспертного понятия. Экспертные понятия являются трансформацией общепсихологических категорий и занимают промежуточное положение между общепсихологическими представлениями и юридическими терминами. Они не могут быть заимствованы прямо из теории психологии: общепсихологические понятия не содержат никакой информации об их юридической значимости, о том, какие правовые последствия могут проистекать из их диагностики.
Анализ уголовного законодательства показывает, что из закона вытекают несколько психологически значимых признака эмоциональных реакций или состояний, которые могут быть признаны "внезапно возникшим сильным душевным волнением":
Это означает, что аффект возникает неожиданно, как для окружающих, так и для самого субъекта, т.е. субъект не думал, что он будет в этом состоянии, потому что это происходит против его воли, эмоции овладевают им.
За небольшой промежуток
времени человек достигает
При других условия человек возможно никогда не совершил бы таких действий, но в данном случае он поступил именно так, поддавшись импульсу. Это происходит только один раз, и только в определенный момент.
Противоправность
и аморальность поведения
Однако
на практике существует еще
одна проблема, связанная с использованием
понятия "аффект" в уголовном
законе. До принятия нового УК
РФ, в заключениях судебно-
В этом и состоит проблема
взаимодействия суда с судебно-психологическим
экспертам. Эксперт достоверно и
точно определяет момент когда возникло
сильное эмоциональное
Из этого следуют выводы, при проведении судебно-психологической экспертизы, специалисты должны определять "аффект" не только с точки зрения общей психологии, а с точки зрения четко установленных критериев диагностики аффекта, которые были основаны на юридически значимых психологических признаках "внезапно возникшего сильного душевного волнения". Это позволит суду эффективнее использовать заключение эксперта для определения "состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)" как конструктивного признака ст. ст. 107 или 113 УК РФ.
Этот подход позволит проводить
тщательную дифференциальную диагностику
между физиологическим аффектом
и патологическим аффектом; выявлять
аффект на фоне алкогольного опьянения;
учесть особенность аффекта у
лиц с психическими расстройствами,
не исключающими вменяемость; определить
эмоциональные реакции и
Полные и точные заключения
психологов-экспертов
Проявления агрессии часто приводят в замешательство даже близких людей, потому что они не могут объяснить ту степень жестокости и садизма, которая неожиданно проявилась в поступках человека, который до преступления был тихим и порядочным. Иногда агрессию можно объяснить влиянием СМИ на психику человека, но тяжелые формы агрессии, как под увеличительным стеклом, демонстрируют аффективную основу данного расстройства. Чаще всего это прослеживается у подростков.
После психотравмирующего воздействия
устанавливается высокая
При физиологическом аффекте
агрессия формируется в ответ
на экстремальные
Таким образом, в конце XIX
- начале XX в. понятие "аффект" употреблялось
в психологии для обозначения
любого волнения и наиболее близко
принятому в настоящее время
термину "эмоция". Позже термин
"аффект" приобрел более узкое
значение. Понятие "сильное душевное
волнение" отражает количественную
характеристику эмоциональной реакции.
Действительно, волнение может характеризоваться
различной интенсивностью, быть более
или менее сильным. Аффект же в
современной психологической