Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2010 в 00:02, Не определен
Курсовая работа
Дальнейшее
развитие исследуемых норм было связано
с разработкой Проекта
Периоды социальных потрясений в обществе 1917-1920 г. характеризуются резким повышением уровня антиобщественного, результатом чего стал неудержимым рост преступности. Высокая смертность взрослого населения страны явилась одной из причин быстрого увеличения числа безнадзорных детей и подростков. Многие из них, попадая в поле зрения преступных элементов, привлекались к совершению преступлений, занятию проституцией, попрошайничеством, приобщались к ведению преступного образа жизни. В целом такая ситуация свидетельствовала о перспективах роста преступности несовершеннолетних в ближайшие годы.
Данные обстоятельства активизировали деятельность законодателя по разработке соответствующих норм об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или других антиобщественных действий. Так, 4 марта 1920 г. был принят декрет СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях», в соответствии с которым была разработана и утверждена постановлением НКЮ «Инструкция комиссиям по делам несовершеннолетних». Ст. 14 Инструкции возлагала на комиссии обязанность привлекать к судебной ответственности взрослых лиц с немедленной передачей дел о них в народный суд:
а) за подстрекательство и склонение несовершеннолетних и малолетних к совершению общественно опасных деяний;
б) за соучастие с ними в преступлении или за попустительство такового;
в) за склонение несовершеннолетнего или малолетнего к проституции и половым извращениям, за сводничество и т.п.
г) за эксплуатацию труда несовершеннолетних и малолетних;
д)
за жестокое обращение с
Данная норма, по сути, является попыткой законодателя систематизировать преступления, посягающие на процесс нормального физического и нравственного развития несовершеннолетних. Но признаки указанных преступлений описываются им весьма неточно. Во-первых, в ст. 14 Инструкции комиссиям по делам несовершеннолетних не используется понятие вовлечения, хотя оно наиболее точно отражает сущность рассматриваемых нами преступлений. Вместо него встречается понятие подстрекательства и склонения, которые в контексте этой статьи несут одинаковую смысловую нагрузку и, кроме того, не пригодны для описания преступных действий взрослых лиц, связанных с приобщением несовершеннолетних к конкретным видам преступной деятельности. Во-вторых, перечень преступных действий действий исчерпывается указанием на «общественно опасные деяния».
Положения ст. 14 Инструкции комиссиям по делам несовершеннолетних нуждались в дальнейшей законодательной доработке. Вышеуказанные недостатки могли бы быть устранены при разработке проекта первого Уголовного кодекса России послереволюционного периода. Однако этого не произошло, первый УК РСФСР 1922 г., а в последующем УК 1926 г. самостоятельной статьи, устанавливающей уголовную ответственность взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественную деятельность, не имел.
Такая ситуация существовала до середины 30-х гг. и кардинально изменилась с принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». В ст. 2 постановления указывалось: «Лиц, уличенных в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т.п., - карать тюремным заключением не ниже 5 лет»6. Постановление стало серьезным шагом в развитии норм, предусматривающих уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность хотя, конечно, оно не было лишено недостатков. Фактически постановление установило ответственность за два самостоятельных преступления, объединенных законодателем в одну норму. При описании их объективных признаков термин «вовлечение», как и в вышеупомянутой Инструкции комиссиям по делам несовершеннолетних, не используется. Преступные действия, согласно п.2 постановления, заключались в подстрекательстве или привлечении к участию в совершении преступления, либо понуждении к совершению антиобщественных действий.
Последующее существование нормы было связано с фактом включения ее в уголовный закон. Постановлением ВЦИК и СНК от 25 ноября 1935 г. «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью»7 УК РСФСР 1926 г. был дополнен ст. 732, дословно воспроизводившей текст ст. 2 постановления от 7 апреля 1935 г. Таким образом, в уголовном законодательстве России появилась специальная норма, непосредственно предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.
Дальнейшее развитие норм об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность связано с принятием 27 октября 1960 г. Уголовного кодекса РСФСР8. В процессе его разработки учеными было высказано мнение о необходимости объединить все преступления, направленные против несовершеннолетних, в самостоятельную главу – о преступлениях против семьи и молодежи9. Это должно было, во-первых, способствовать повышению эффективности борьбы с преступлениями против несовершеннолетних и, во-вторых, стать одним из средств предупреждения преступности несовершеннолетних. Однако такая позиция не получила законодательного закрепления и преступления против несовершеннолетних были рассредоточены по разным главам Особенной части УК.
Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность была предусмотрена ст. 210 УК РСФСР 1960 г. При этом наименование «Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность» – не совпадало с содержанием статьи, поскольку диспозиция указывала на признаки двух составов преступлений: а) вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; б) вовлечение несовершеннолетних в пьянство, в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, а равно использование несовершеннолетних для паразитического существования (что охватывается общим понятием антиобщественной деятельности).
То
обстоятельство, что ст. 210 УК РСФСР
включала в себя два самостоятельных
состава преступления (вовлечение несовершеннолетнего
в преступление и вовлечение несовершеннолетнего
в совершение антиобщественных действий)
объясняется традициями советского
нормотворчества, пренебрегающим во многом
смысловым значением
После распада СССР еще некоторое время действовал старый УК 1960 года, однако уже в 1996 году появился новый УК. Его принятие было неизбежно, так как новое время и новая страна этого требовала, некоторые положения просто изжили себя. Разрабатывая нормы права предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления законодатель учел правоприменительный опыт прошлого. Новый уголовный кодекс выделил в отдельную главу преступления против семьи и несовершеннолетних, кроме того в отличие от УК РСФСР 1960 года в нем были разделены и выделены в отдельные статьи составы преступлений предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Это позволило более детально и точно определить субъективные и объективные признаки этих составов преступлений однако же данное обстоятельство не исключило возможность появления новых изъянов относительно рассматриваемых составов преступления.
В
добавок к вышесказанному следует
также заметить что новый УК поместил
в главу 20 еще ряд статей ставящих
под уголовно-правовую охрану семейные
отношения. Это позволяет дополнительно
защитить один из важнейших социальных
институтов как современности, так
и прошлого – институт семьи и
общественные отношения между
1.2.Ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления в уголовном законодательстве зарубежных стран.
С исследовательской точки зрения в зарубежном законодательстве интересен период новой и новейшей истории, так как в этот период происходят коренные изменения в вопросе правового регулирования преступлений, затрагивающие интересы несовершеннолетних.
Вместе с тем необходимо рассматривать период средневековья как эпоху возникновения, развития и упадка феодального государства и права во всемирном масштабе. Средневековое право стоит на защите интересов несовершеннолетних, однако назвать или выделить группу преступлений против несовершеннолетних не представляется возможным. Выделяются следующие часто упоминаемые правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних: 1) закрепляется их право о наследовании; 2) рассматривается момент вступления в брак (указан возраст); 3) упоминается возраст, с которого начинается уголовная ответственность. Права несовершеннолетних рассматриваются только с точки зрения семейного и гражданского законодательства, точнее, главами правовых сводов, в которых они прописаны.
Современная уголовно-правовая система имеет более сложный вид, чем исследуемый период средневековья, совершенно по-другому законодатель стал относиться к преступлениям против несовершеннолетних. Охрана интересов несовершеннолетних занимает важное место в правовых системах зарубежных государств, что находит свое отражение в уголовном законодательстве. Следует отметить, что уголовные кодексы зарубежных стран по-разному решают проблему институционализации норм о защите интересов и прав несовершеннолетних: часть их (УК Испании, Польши, ФРГ, Швейцарии) содержит отдельную главу о посягательствах против семьи и несовершеннолетних, в других же (УК Голландии, Китая) такая глава отсутствует. Несмотря на это, основной комплекс прав несовершеннолетнего в любом случае находится под уголовно-правовой охраной.
Проанализировав законодательства стран СНГ, можно сделать вывод о единстве в правовых нормах, связанных с преступлением против несовершеннолетних и семьи. Это связанно с принятием Модельного кодекса 17 февраля 1996 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств.
Изучение законодательства иностранных государств позволило с учетом встречающихся вариантов общественно-опасных посягательств на интересы несовершеннолетних с уверенностью сказать, что проблема жестокого обращения и ненадлежащего воспитания, а также вовлечения в совершение преступления несовершеннолетних остается актуальной для каждой зарубежной страны. Модернизация законов, реформирование уголовного права позволяют сделать вывод о заинтересованности общества и внимании государственных органов к проблеме преступлений против несовершеннолетних.
Изучение зарубежного права в его нормативно-правовом, теоретическом, доктринальном выражении во многих случаях помогает лучше понять российские правовые институты, их природу; уяснить, с чем связаны трудности их функционирования или, наоборот, выявить преимущества через сопоставление одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм; раскрыть общие закономерности правового развития, его направления, этапы и перспективы.
Первые серьезные шаги в сторону установления уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или иных антиобщественных действий, также за неисполнение обязанностей по их воспитанию были сделаны только в ХIХ-ХХ столетиях.
Можно выделить некоторые правовые нормы зарубежных стран, которые могут быть использованы для совершенствования главы 20 УК РФ. Так, в ст. 253 УК Голландии предусмотрено наказание законного представителя ребенка, если он отдает другому лицу или оставляет под контроль другого лица ребенка младше двенадцати лет, зная, что он будет использован в целях попрошайничества или работы, опасной или вредной для здоровья. § 171 УК ФРГ грозит тюремным заключением, либо штрафом тому, кто грубо нарушает свою обязанность по попечению и воспитанию лица моложе шестнадцати лет, и тем самым создает опасность для физического или психического развития опекаемого, приводит к преступному образу жизни или к занятию проституцией. УК Австрии в § 74 раскрывает понятия: малолетнего как лица, не достигшего 14 лет и несовершеннолетнего как лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста. Спецификой Таджикского УК является примечание к рассматриваемым нормам, «под понятием несовершеннолетний понимаются малолетние и несовершеннолетние лица».