Специальный субъект преступления: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Свидетельством данного положения может служить отсутствие до настоящего времени фундаментальных комплексных исследований и работ в этом направлении, а анализ юридической, философской, медицинской, психологической и другой литературы показывает, что теоретическим проблемам в изучении субъекта преступления в уголовном праве со стороны ученых и практиков придается недостаточное значение. Поэтому отсутствие до настоящего времени теоретико-методологического и системного анализа основных аспектов учения о субъекте преступления не позволило иметь комплексное представление о данном учении и определить наиболее правильные подходы в его совершенствовании как у нас в стране, так и за рубежом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и признаки субъекта преступления…………………………………4
2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность…………………8
3. Вменяемость. Понятие невменяемости и ее критерии: медицинский и юридический……………………………………………………………………..12
4. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости…………………………………………………….21
5.Специальный субъект преступления: понятие и виды……….……………..25
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Уп. 2 вариант.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Действующее уголовное  законодательство, установив общие  условия привлечения к уголовной  ответственности, предусматривает  и определенные исключения из общих  правил. Так, в ч. 3 ст. 20 УК сказано, что, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Установление возрастных границ ответственности за свое поведение  предполагает, что по достижении определенного возраста несовершеннолетние уже понимают, что хорошо и что плохо, что делать нельзя, в каких случаях их действия могут причинить вред.

Эта новелла уголовного закона была предопределена следующим  обстоятельством. Статистика неумолимо и безжалостно констатирует негативный факт, что в России среди несовершеннолетних стабильно растет удельный вес лиц с отставанием в психофизическом развитии. Это обусловлено экономическими, экологическими и иными причинами. И было бы несправедливо и негуманно в полной мере распространять на эту категорию лиц действие УК.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что уголовно-правовое значение имеет не только физический возраст человека, но и уровень  его психического развития, соответствующий этому возрасту. Поэтому ч. 3 ст. 20 УК РФ предусмотрено положение, согласно которому, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего, в силу ст. 195 и 196, ч. 2 ст. 421 УПК РФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии.

"Возрастная невменяемость" - это обстоятельство, исключающее  уголовную ответственность вследствие  отсутствия субъекта преступления.

 

3. Вменяемость. Понятие невменяемости  и ее критерии: медицинский и  юридический.

 

Следующий обязательный признак субъекта преступления — вменяемость, которая определяется как способность лица во время совершения общественно опасного действия или бездействия осознавать их фактический характер и общественную опасность и руководить ими. Уголовный закон не дает понятия вменяемости. Поэтому изложенное выше определение формулируют исходя из законодательного определения невменяемости.

Понятие невменяемости есть производным  от понятия вменяемости, так как  оно выступает как его антипод. Лицо, которое находится в состоянии  невменяемости, не подлежит уголовной ответственности и наказанию за совершенное общественно опасное действие, поскольку она не является субъектом преступления.

В части 2 ст. 19 дается законодательное  определение понятия невменяемости, из которого вытекает, что неподсудной признается такое лицо, которое во время совершения общественно опасного действия, предусмотренное УК, "не могла сознавать свои действия (бездеятельность) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного разлада психической деятельности, слабоумия или другого болезненного состояния психики".

Приведенную в законе совокупность признаков, которые характеризуют  невменяемость, называют формулой невменяемости. Причем к этой формуле включенные как медицинские, так и юридические признаки (критерии). В науке криминального права такая формула достала название смешанной формулы невменяемости. Соединив в этой формуле медицинский и юридический признаки, законодатель таким образом ввел понятие невменяемости в четкие, сурово очерченные законом рамки. Закрепленные в законе признака есть одинаково обязательными как для экспертов, так и для юристов при решении вопроса о невменяемости конкретного лица.

Согласно ст. 19 невменяемость (как, кстати, и вменяемость) определяется только относительно времени совершения лицом общественно опасного действия и только в связи с ним. Недопустимо за пределами такого действия ставить вопросы о невменяемости или вменяемости лица.

Как уже отмечалось, в УК понятие  невменяемости трактуется с помощью  двух критериев: медицинского (биологического) и юридического (психологического).

Медицинский критерий очерчивает все  возможные психические заболевания, которые существенным образом влияют на сознание и волю человека. В части 2 ст. 19 указанные четыре вида психических заболеваний: а) хроническая психическая болезнь; б) временный разлад психической деятельности; в) слабоумие; г) другое болезненное состояние психики.

Хроническая психическая болезнь - довольно распространенный вид заболевания  психики. К этим заболеваниям принадлежат: шизофрения, эпилепсия, паранойя, прогрессивный паралич, маниакально-депрессивный психоз и др. Все эти болезни являются прогрессирующими или вообще неизлечимыми. Хотя и при этих заболеваниях возможные так называемые светлые промежутки.

Временным разладом психической деятельности признается острое, непродолжительное психическое заболевание, которое происходит в виде нападений. Это заболевание внезапно возникает (часто как следствие тяжелых душевных травм) и при благоприятных обстоятельствах внезапно минует. К таким заболеваниям принадлежат разного рода патологические аффекты, алкогольные психозы, белая горячка и др.

Слабоумие (олигофрения) - тягчайшее  психическое заболевание (психическое  увечье). Оно являеться постоянным, прирожденным видом нарушения психики, которая поражает умственные способности человека. Существуют три формы слабоумия: идиотия (наиболее глубокая степень умственного недоразвития), имбецильность (менее глубокий), дебильность (легчайший форма). Таким образом, эти заболевания различаются между собой разной тяжестью выражения болезни.

Под другим болезненным состоянием психики понимают такие болезненные  разлады психики, которая их не охватывают раньше названные три вида психических  заболеваний. К ним принадлежат трудные формы психостении явления абстиненции при наркомании (наркотическое голодание) и др. Это не психические заболевания в чистом виде, но за своими психопатическими нарушениями они могут быть приравнены к ним.

Для наличия медицинского критерия невменяемости довольно установить, что на время совершения общественно опасного действия лицо страдало хотя бы на одно из указанных заболеваний. Другие возможные психические состояния, которые отрицательно влияют на поведение лица, например физиологический аффект, не исключают вменяемости. В определенных случаях они могут рассматриваться лишь как обстоятельства, которые смягчают ответственность (например, состояние сильного душевного волнения при умышленном убийстве - ст. 116).

Установление медицинского критерия еще не дает оснований для вывода о невменяемости лица на время совершения общественно опасного действия, предусмотренное криминальным законом. Наличие медицинского критерия является лишь основанием для установления критерия юридического, который окончательно определяет состояние невменяемости.

Юридический критерий невменяемости  выражается в неспособности лица во время совершения общественно  опасного действия сознавать свои действия (бездеятельность) или руководить ими  именно вследствие наличия психического заболевания, т.е. критерия медицинского.

В части 2 ст. 19 юридический критерий невменяемости выражен двумя  признаками: 1) интеллектуальной - лицо не могло сознавать свои действия (бездеятельность); 2) волевой - лицо не могло руководить ими. Под "своими действиями" (бездеятельностью) имеют на внимании не любое поведение психически больного, а только те его общественно опасные действия (бездеятельность), что предусмотренные определенной статьей УК.

Интеллектуальный признак критерия невменяемости находит свое проявление, во-первых, в том, что лицо не способно сознавать фактическую сторону, т.е. не понимает настоящего содержания своего поведения (не понимает, что совершает убийство, производит поджог дом и т.ін.), а потому не может понимать и его общественную опасность. Так, душевнобольной иметь во время купания своего малолетнего ребенка вводила ей в тело обычные швейные иглы, думая, что таким образом она вылечит ее от тяжелого недуга. В конце концов это привело к смерти ребенка, а в ее теле было найдено свыше сорока игл.

Во-вторых, интеллектуальный признак находит свое проявление еще и в том, что лицо не способно сознавать того, что ее действие имеет общественно опасный характер. В ряде случаев это не исключает того, что лицо при этом понимает фактическую сторону своего поведения. Так, больной, который страдает на олигофрению, произвел поджог в вечернее время сарай соседа для того, чтобы просветить улицу, где развлекалась молодежь. Здесь он понимал фактическую сторону своих действий, однако вследствие психического заболевания не сознавал их общественной опасности.

Волевой признак критерия невменяемости  свидетельствует о такой степени  разрушения психической болезнью волевой  сферы человека, когда она не может  руководить своими действиями (бездеятельностью).

Известно, что волевая сфера  человека всегда органически связана со сферой сознания. Поэтому во всех случаях, когда лицо не сознает своих действий (бездеятельности), она не может и руководить ими.

Однако возможные и другие ситуации, когда лицо сознает фактическую  сторону своего действия, может сознавать общественную опасность своих действий и их следствий, тем не менее не может руководить своим поведением. Такое состояние наблюдается у клептоманов, наркоманов в состоянии абстиненции и др. Эти больные могут целиком сохранять способность сознавать фактическую сторону действия, которое совершается, и даже понимать его общественную опасность, однако они теряют способность руководить своими поступками. Пироман, например, во время поджога жилого дома понимает фактическую сторону своего поведения, правильно оценивает общественную опасность действия и его следствий, однако он не может руководить своими действиями. Также не может удержать себя и клептоман, когда случается возможность, от соблазна совершить кражу чужого имущества.

Указанные особенности интеллектуального и волевого признаков обусловили то, что в криминальном законе (ч. 2 ст. 19) они разделены между собой союзом "или". Таким образом законодатель подчеркнул не только их относительную самостоятельность, но, главное, он закрепил их равное значение при определении невменяемости лица.

Итак, юридический критерий содержит в себе признака, которые определяют тяжесть заболевания, глубину впечатления  психики, степень влияния психического заболевания на способность сознавать  характер совершенного действия, его следствия и руководить своими поступками. Это свидетельствует о неразрывной связи медицинского и юридического критериев, что и обусловило необходимость в ч. 2 ст. 19 закрепить смешанную формулу невменяемости.

В литературе отмечается, что юридический критерий невменяемости играет двойную роль: 1) определяет настоящее содержание невменяемости, так как только он разрешает определить, или сознавало лицо в момент совершения общественно опасного действия свои действия (бездеятельность) и или могла она в этот момент руководить ими; 2) устанавливает границе действия медицинских критериев и таким образом проводит границу между вменяемостью и невменяемостью.

Итак, лицо может быть признано неподсудной  только тогда, когда установленная  одна из признаков юридического критерия на основании хотя бы одной из признаков медицинского критерия.

Согласно закону лицо, которое признано неподсудным, не подлежит уголовной  ответственности независимо от тяжести  содеянного ею общественно опасного действия. К такому лицу, на основании ч. 2 ст. 19, могут быть применены меры принуждения медицинского характера, предусмотренные ст. 94. Такие мероприятия не являются криминальным наказанием, однако, в отличие от обычного психиатрического лечения, являются принудительными и направленные как на лечение больного, так и на охрану общества и государства от возможного повторения им новых общественно опасных действий.

Как уже было сказано, невменяемость  лица характеризует ее психическое  состояние на время совершения общественно  опасного действия, предусмотренное криминальным законом.

Однако на практике имеют место  случаи, когда лицо во время совершения преступления была осуждающей, но после  его совершения к постановлению  приговора заболела на психическую  болезнь, которая лишает ее возможности сознавать свои действия (бездеятельность) или руководить ими.

Применение наказания к такому лицу, во-первых, противоречило бы принципу гуманизма, а во-вторых, не могло  бы обеспечить достижения цели наказания.

Часть 3 ст. 19 именно и предусматривает такую ситуацию. В ней сказаниный, что не подлежит наказанию лицо, которое совершило преступление в состоянии вменяемости, но к постановлению приговора заболела на психическую болезнь, которая лишает ее возможности сознавать свои действия (бездеятельность) или руководить ими.

Согласно закону (ч. 3 СТ. 19) к такому лицу по решению суда могут быть применены меры принуждения медицинского характера, а после выздоровления  она (в отличие от лица, признанного  неподсудной) может подлежать наказанию  на общих началах (ч. 4 ст. 95).

Законодатель впервые  в российском уголовном праве  предусмотрел в УК РФ 1996 г. норму, регламентирующую ответственность лиц с психическим  расстройством, не исключающим вменяемости (так называемая уменьшенная, или  ограниченная, вменяемость). Эта проблема давно обсуждалась в теории российского уголовного права. Были и сторонники, и противники законодательного закрепления понятия «уменьшенной» вменяемости. Следует отметить, что в уголовных кодексах ряда зарубежных стран подобная норма существует давно.

Статья 22 УК устанавливает, что вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в  силу психического расстройства не могло  в полной мере осознавать фактический  характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности (ч. 1). Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ч. 2).

Информация о работе Специальный субъект преступления: понятие и виды