Понятие и признаки соучастия в преступлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – системно, со всех сторон показать сущность данного научно – правового явления. Более конкретные задачи вытекают из цели: отобразить мнения различных авторов по поводу определения понятия «соучастие», раскрыть его сущность, исследовать объективные и субъективные признаки.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Понятие соучастия в преступлении 6

Глава 2. Признаки соучастия в преступлении 11

§1. Объективные признаки соучастия в преступлении 11

§2. Субъективные признаки соучастия в преступлении 19

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Соучастие.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

     Споры о соучастии с ненадлежащим субъектом  присутствуют не только на практике деятельности органов власти, но продолжаются и во мнениях разных авторов. Например, Д.В.Савельев считает, что «преступление  может быть совершено группой лиц без признаков соучастия. Например, случаи совершения групповых деликтов надлежащим субъектом с участием малолетних, подростков не так уж редки. Российское уголовное право в понятие «преступление» включает материальный признак – общественную опасность. Очевидно, что само по себе совершение деликта группой лиц повышает его общественную опасность»20. Другой автор, С.Д.Макаров, считает, что возможна корректировка уголовного закона путем развития положений ч.1 и 2 ст.35 УК РФ: «Преступление признается совершенным группой лиц, группой лиц по предварительному сговору и в тех случаях, когда привлекаемое к уголовной ответственности лицо совершило преступление с непосредственным участием в качестве соисполнителей данного общественно опасного деяния лиц, не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста уголовной ответственности или ввиду невменяемости»21. То есть данные авторы признают возможность существования двух понятий - «соучастие» и «группа», последнее отличается от первого тем, что в группе совершается преступление с участием малолетних или невменяемых.

     По  соотношению понятий группа и  соучастие высказал свое мнение Н.Иванов: «Группа лиц и соучастие обладают совершенно одинаковыми признаками как с точки зрения социальной психологии, так и с позиций юриспруденции. Для группы, как и для соучастия, характерны наличие двух или более субъектов, совместность участия в преступлении (каждый вносит свою лепту в достижение общей цели), умышленность деятельности и участие в умышленном преступлении. Значит, группа - это разновидность соучастия и, таким образом, любое соучастие есть одновременно группа лиц»22.

     Таким образом, так как группа является разновидностью соучастия, а в совершении преступления в соучастии могут действовать лишь субъекты преступления, то говорить о возможности совершения преступления группой с ненадлежащим субъектом (ненадлежащими субъектами) не имеет смысла.

     Второй  объективный признак – совместность деятельности соучастников – качественный признак. Он означает, что каждый из лиц,  участвующих в совершении преступления, внес свой вклад в достижение общественно опасного результата. При этом, как отмечает А.И.Рарог, соучастники могут быть как соисполнителями, то есть когда каждый из них частично или полностью выполняет объективную сторону состава преступления, так и с распределением ролей, когда объективную сторону выполняет исполнитель, а другие соучастники выполняют роль организатора, пособника, подстрекателя.23

     Совместность  деятельности включает в себя следующие  элементы:24

  1. Взаимообусловленность деяний двух или более лиц. Она представляет собой деяние одного соучастника, создающее условия для деяния другого.
  2. Единый для соучастников преступный результат. То есть лица, участвующие в совершении  преступления, своими действиями желают одного общественно опасного результата.
  3. Причинную связь между деянием каждого из соучастников и наступившим преступным последствием.

      Как отмечает В.Н.Кудрявцев, «для того, чтобы  быть причиной совершенного преступления, действия каждого соучастника должны во времени предшествовать преступлению, совершенному исполнителем».25 Автор назвал причинную связь опосредованной, так как общий результат достигается лишь действиями исполнителя.26

        Ф.Г.Бурчак рассматривает два вида причинной связи: двухстороннюю и одностороннюю. 27Двухсторонняя причинная связь имеется в том случае, когда не только организатор, подстрекатель и пособник знают о преступной деятельности исполнителя и желают действовать совместно с ним, но и исполнитель знает о преступной деятельности каждого из соучастников и стремится действовать совместно с ними. Односторонняя причинная связь отражает то, что исполнитель в ряде случаев может и не знать о присоединившейся деятельности подстрекателя и пособника. Ф.Г.Бурчак отмечает, что «об односторонней связи при соучастии речь может идти только тогда, когда подстрекатель знает, что склоняет исполнителя к совершению преступления, а пособник знает, что он помогает исполнителю осуществлять его преступный замысел. Именно эта осведомленность подстрекателя и пособника о преступной деятельности исполнителя и своей роли в ней свидетельствуют о совместимости их действий, а значит, позволяет говорить о соучастии».28 Но тогда получается, что исполнитель не согласует свои действия с действиями этих соучастников, умышленная совместность при этом отсутствует, а, следовательно, и соучастие. Также некоторые авторы полагают, что односторонняя связь может быть лишь в преступлениях, совершаемых, например, организованной группой или преступным сообществом: «…преступления, совершаемые организованной группой или преступным сообществом, могут быть результатом разобщенной, конспиративной деятельности, которая в значительной степени ограничивает осведомленность исполнителей и пособников…»29. Я считаю это положение неверным, так как в выше указанной форме соучастия субъектный состав является сплоченным, что означает как умышленность, так и согласованность, осознание каждым соучастником о присоединившейся деятельности других соучастников. Таким образом, причинная связь может быть лишь двухсторонней.

      Большой вклад в изучение причинной связи  внес М.И.Ковалев. Он изучал вопрос о  характере причинной связи: она  должна быть необходимой или же она  может быть и случайной. М.И.Ковалев признавал только необходимую причинную связь. «…Причинная связь – это  связь между действием и последствием, при которой первое с необходимостью вызывает второе… необходимость нельзя отождествлять с неизбежностью, особенно в уголовном праве, имеющем дело с конкретными явлениями и фактами. Наряду с необходимостью существует и случайность. Случайность не есть необходимость. Случайные связи поэтому не есть связи причины и следствия – это суть внешние сцепления двух событий между собой».30

      Данная  позиция считается верной, так  как причинная связь представляет собой совместные умышленные деяния соучастников, приведших к преступному результату, то есть в основе ее лежат цели и намерения, что уже говорит о необходимости причинной связи, но никак не о случайности.

      О природе совместности существует много  споров. Некоторые авторы относят ее не только к объективному признаку, но одновременно и субъективному, например, Ф.Г.Бурчак, В.Н.Кудрявцев, А.В.Наумов.31 В частности, В.Н.Кудрявцев говорит, что «субъективное содержание признака совместности выражается в умышленной вине соучастников».32 Ф.Г.Бурчак объясняет отнесение совместности к субъективному признаку тем, что «совместная преступная деятельность предполагает наличие некоторой психической общности, психической связи между совместно действующими лицами».33 А эта психическая общность в свою очередь говорит о «знании о присоединившейся деятельности других лиц и стремлении достигнуть определенного результата путем объединения усилий».34

      Полностью опровергает эти теории Б.В.Здравомыслов, считая, что совместность «как сумма деяний, как минимум , двух лиц целиком остается в плоскости объективной и представляет собой прежде всего объективный признак соучастия в преступлении, несмотря на своеобразие образа преступного поведения того или иного вида соучастника и факт соединения их деяний».35 Доказывает автор свое мнение тем, что участие лица в преступлении выражается в «объективирующихся вовне» формах – действии и бездействии. Помимо этого он говорит, что совместность представляет собой «причиняющий фактор (причину негативных изменений в объекте, охраняемом законом)», который носит объективный характер.36 Правда теорий, отражающих субъективную природу совместности, по мнению Б.В.Здравомыслова, состоит лишь в том, что они отражают особенности сознания и воли в деянии соучастника.37 С данной точкой зрения согласен и А.П.Козлов, считая, что можно «выделить в самостоятельный только объективный признак – совместность, а в качестве субъективных признаков – психическое отношение к совместности и субъективные связи при совместности»38.

      По  моему мнению, совместность является объективно-субъективным признаком, поскольку она отражает не только деятельность одного соучастника, дополняющего деятельность другого (объективный фактор), но и их психическую общность, общность интересов соучастников, то есть единое умышленное стремление к определенному результату (субъективный фактор). Общность в таком случае есть не что иное как совместность.

      В теории уголовного права еще выделяют третий объективный признак соучастия – участие двух или более лиц в совершении «одного и того же преступления». В частности, Б.В.Здравомыслов выделяет «параметры единства преступления: единство объекта преступления, единство формы вины, единство посягательства в его первооснове».39

      Таким образом, к объективным признакам  соучастия в преступлении относятся два признака, вытекающие из формулы понятия «соучастие», данной в законе, - это участие двух или более лиц в совершении преступления и совместность их деятельности; один признак из теории уголовного права – участие двух или более лиц в совершении одного и того же преступления. 

§2. Субъективные признаки соучастия в преступлении

     Лишь  через объективные признаки сущность соучастия в преступлении понять нельзя. Поэтому в данном параграфе будут рассмотрены субъективные признаки соучастия в преступлении.

     Так как соучастием признается умышленное совместное участие двух или более  лиц в совершении умышленного  преступления, то из данной дефиниции  следует, что соучастники могут действовать лишь с умыслом в умышленных преступлениях. Данный субъективный признак соучастия можно подразделить на два элемента.

     Первый  составляет единство умысла соучастников.40 Умысел в соответствии с законодательным определением – форма вины, предполагающая определенное психическое отношение лица к деянию и его последствиям. Здесь появляется новая проблема – соучастие может быть  только с прямым умыслом или возможно и с косвенным?

     Преступление  в соучастии считается совершенным  с прямым умыслом, когда лица осознавали общественную опасность своих деяний, предвидели возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий и желали их наступления (ч.1 ст.25 УК РФ). Другая ситуация при косвенном умысле, когда лица осознают общественно опасных характер своих действий (бездействий) и предвидят возможность наступления вредных последствий, но не желают их, а лишь сознательно допускают или относятся к ним безразлично (ч.2 ст.25 УК РФ).

     Некоторые авторы считают, что соучастные преступления могут быть совершены с косвенным умыслом.41 Например, М.И.Ковалев писал, что он «допустим лишь по отношению к возможному результату деятельности исполнителя преступления».42 Опровергает данную точку зрения А.П.Козлов, отмечая, что «общий результат, являющийся для соучастников, действующих с прямым умыслом, и общей единой целью (конечной или промежуточной, но единой), представляет собой побочный нецеленаправленный результат для соучастника, действующего с косвенным умыслом. Такого быть не должно применительно к существующей доктрине соучастия, которая связывает соучастие с целеполагаемым общим результатом, на который направлено поведение всех соучастников»43. В данном случае А.П.Козлов прав, поскольку осуществление преступления с косвенным умыслом будет противоречить элементу совместности – единому результату, а это, в свою очередь, не соответствует сущности соучастия.

     Интеллектуальный  момент прямого умысла соучастников характеризуется «осознанием не только обстоятельств, относящихся  к объективной стороне деяния исполнителя, но и тех, которые относятся  к объекту преступления и субъекту, - исполнителю преступления. Совместность деятельности двух или более лиц в совершении одного преступления обуславливает посягательство всех соучастников на один, общий для них объект преступления, который должен охватываться сознанием каждого соучастника»44. В теории уголовного права и практике применения норм о соучастии, как отмечает Б.В.Здравомыслов, интеллектуальный момент умысла получил название взаимной осведомленности соучастников о преступном характере их поведения.45

     Таким образом, взаимная осведомленность, соответствующая интеллектуальному моменту умысла соучастников, характеризуется тем, что каждый из них осознает:

  1. факт совместного совершения преступления, а не в одиночку;
  2. совершение определенного, а не любого преступления;
  3. общественно опасный характер не только своего деяния, но и деяний других соучастников.

     Волевой элемент прямого умысла получил наименование согласованности волеизъявлений соучастников в отношении общего для них преступного результата.46 Она состоит во взаимном выражении намерения и желания лица участвовать в совершении преступления вместе с другим лицом.

     Единый  умысел соучастников может возникнуть как внезапно на месте совершения преступления, так и может быть обдуман заранее, что чаще встречается.

Информация о работе Понятие и признаки соучастия в преступлении