Организация преступного сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования являются:
- изучение организованной преступности и форм ее проявления;
- предположение возможных путей восполнения законодательных и правоприменительных недостатков.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть историческое развитие понятия организованной преступности и организованных групп в российском законодательстве;
- определить признаки преступления предусмотренного ст. 210 УК РФ как непосредственной нормы направленной на борьбу с организованной преступностью;
- проанализировать проблемы борьбы с организованной преступностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА 4
Понятие, содержание и общественная опасность преступного сообщества 4
Объективные признаки организации преступного сообщества 14
Субъективные признаки организации преступного сообщества 17
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА 19
2.1. Уголовная ответственность организаторов и участников преступного сообщества 19
2.2. Отличие организации преступного сообщества от смежных составов преступлений 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Файлы: 1 файл

Ведерникова.Т Б571-1 Организация преступного сообщества.docx

— 60.82 Кб (Скачать файл)

Объективная неготовность к  совершению преступления заключается  в несоответствии орудий, средств, технической  оснащенности, информационного обеспечения, специальной подготовки поставленным задачам, в неспособности в сложившихся условиях совершить намеченное преступление. Внешними факторами, препятствующими его совершению, могут стать, во-первых, вмешательство правоохранительных органов, разоблачивших и пресекших деятельность организации, а во-вторых, противодействие со стороны иных преступных организаций, которые недовольны появлением конкурирующего субъекта, и другие обстоятельства. В обоих случаях уголовная ответственность для организаторов и участников такой организации наступает не только по ст. 210 УК РФ, но и за приготовление к тому преступлению (преступлениям), для совершения которого (которых) создано сообщество.10 Это вытекает из положений ч. 1 ст. 30 УК РФ о том, что сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления является формой уголовно наказуемого приготовления. Однако такая ответственность возможна лишь в указанных выше вариантах "а" и "б", то есть когда организация создается для совершения определенного, конкретного преступления (преступлений).

Основания уголовной ответственности  организатора сформулированы в ч. 5 ст. 35 УК РФ, говорящей о том, что  лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими  в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за все совершенные  организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом.

Правило ответственности  простых участников преступной организации  установлено в той же ч. 5 ст. 35 УК РФ: другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную  ответственность за участие в  них в случаях, предусмотренных  соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.11Санкцией ч. 2 ст. 210 УК РФ установлено наказание за участие в преступной организации в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Границы индивидуализации наказания определены сроком, равным семи годам лишения свободы, а также возможностью применения конфискации имущества. Представляется, что дифференциация ответственности участников преступной организации должна зависеть от двух обстоятельств: во-первых, от степени влияния участника на деятельность всей организации, а во-вторых, от участия в совершаемых организацией преступлениях.

Именно эти обстоятельства определяют опасность того или иного  участника преступной организации  и должны влиять на размер назначаемого ему наказания.

Представляется не лишним дополнить нормы российского  УК положениями, по крайней мере в той части, которая касается ответственности организатора преступной организации, целесообразно ввести запрет на применение к организаторам преступных организаций таких мер, как назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ), условное осуждение (ст. 73 УК РФ), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ), амнистия (ст. 84 УК РФ), помилование (ст. 85 УК РФ). Именно эти меры в условиях высокого уровня коррумпированности судебной системы и органов исполнения наказаний зачастую позволяют наиболее опасным и одиозным представителям преступных организаций фактически уходить от ответственности.

2.2. Отличие организации преступного сообщества от смежных составов преступлений

Уголовная ответственность  организаторов и участников преступной организации сопряжена с вопросом о конкуренции норм и об отграничении ст. 210 УК РФ от смежных составов преступлений.

Организация преступного сообщества отличается от организации незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ) тремя признаками. Первый состоит в том, что под формированием как разновидностью преступного объединения законодатель понимает объединение, отряд, дружину или иную группу, то есть уровень организованности определен им достаточно нечетко, в то время как под преступной организацией понимаются две строго определенные формы: сплоченная организованная группа или объединение организованных групп. Второй признак заключается в обязательной вооруженности такого формирования, то есть в наличии у каждого или значительной части его участников огнестрельного и (или) холодного, газового, пневматического оружия всех видов, а также взрывных устройств и взрывчатых веществ. Однако ни один из этих признаков не дает четких критериев отграничения рассматриваемых составов преступлений. Решающим критерием отграничения обоих составов служит здесь субъективный признак - цель преступления. Преступная организация создается для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, в то время как для создания незаконного вооруженного формирования не требуется цели не только совершения преступлений названной категории тяжести, но и вообще каких-либо преступлений (если, конечно, не считать такой целью незаконное ношение оружия, то есть преступление, предусмотренное ст. 222 УК РФ). Именно поэтому создание незаконного вооруженного формирования считается менее опасным для общества деянием, за которое, в сравнении с созданием преступной организации, установлены не столь высокие санкции (от двух до семи лет лишения свободы по ч. 1 ст. 208 и от семи до пятнадцати лет по той же части ст. 210 УК РФ).

От бандитизма (ст. 209 УК РФ) организацию преступного сообщества отличают четыре признака. Первым отличием является то, что банда - это разновидность  организованной группы, то есть по степени  организованности она не достигает  уровня преступной организации. Вторым обязательным признаком следует  назвать ее вооруженность. Банда  признается вооруженной при наличии  оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды. Об этом говорит постановление  Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 года № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности  за бандитизм». Третий - целевой признак заключается в том, что банда создается для нападений на граждан и организации. Под нападением следует понимать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения. Нападение вооруженной банды считается состоявшимся и в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось. Совершаемые бандой нападения могут содержать признаки составов преступлений всех категорий тяжести, а не только тяжких или особо тяжких. В то же время тяжкие или особо тяжкие преступления не исчерпываются нападениями на граждан или организации. Четвертое отличие состоит в том, что уголовную ответственность за бандитизм (по ч. 2 ст. 209 УК РФ) несут также и те, кто не был участником самой банды, а лишь принимал участие в совершаемых бандой нападениях. Участие же в преступлениях, совершаемых преступной организацией, не может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 210 УК РФ лица, не являющегося участником, создателем или руководителем преступной организации.

Возникает вопрос: по какой статье УК РФ следует квалифицировать действия лица, создавшего объединение, по всем своим признакам отвечающее понятию преступной организации, если такая организация вооружена и создана для нападения на граждан и организации? Казалось бы, ответ ясен - по ст. 210 УК РФ, поскольку по своим законодательным признакам банда - это не преступная организация, а специфическая разновидность организованной группы, являющейся более примитивной по сравнению с преступной организацией формой преступного объединения. Однако не все так просто. Ведь наказание за бандитизм ощутимо выше, чем за организацию преступного сообщества. Так, если за создание банды и руководство ею предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет, а за участие в банде - тот же вид наказания сроком от восьми до пятнадцати лет, то за создание преступной организации установлено наказание в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет, а за участие в ней - тот же вид наказания сроком от трех до десяти лет.

Организацию преступного сообщества следует отличать от организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ), а также от организации или содержания притонов для занятия проституцией (ст. 241 УК РФ). В каждом случае речь идет об организационной деятельности: в первом случае - о создании преступной организации, а в двух других - о создании и содержании притонов. Однако притон, в отличие от преступной организации, не является ни формой соучастия, ни разновидностью преступного объединения, хотя в отдельных случаях обладает некоторыми его признаками. Так, притон для занятия проституцией, как правило, предполагает: а) наличие изолированного помещения для полового общения между людьми; б) наличие специального обслуживающего персонала - проституток; в) наличие лица, взимающего плату с клиентов и распределяющего проституток по клиентам (сутенера). Для наркопритонов характерны аналогичные составляющие (изолированное помещение для потребления наркотических средств или психотропных веществ; наличие специального оборудования кустарного или заводского производства для их потребления; наличие самих наркотических средств или психотропных веществ). Однако законодатель не связывает ответственность организаторов и содержателей притонов указанными признаками. По смыслу закона ответственность по ст. 232 УК РФ за организацию либо содержание притонов наступает при неоднократном (два или более раза) предоставлении любого жилого или нежилого помещения одним и тем же либо разным лицам для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Если организатор либо содержатель притона снабжал посетителей притона наркотическими средствами или психотропными веществами либо склонял других лиц к их потреблению, его действия надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 232 УК РФ и ст. 228 или ст. 230 УК РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами.

От организации объединения, посягающего на личность и права  граждан (ст. 239 УК РФ), организация преступного сообщества отличается двумя признаками. Во-первых, по ст. 239 УК РФ несут уголовную ответственность создатели, руководители и участники не любого, а только религиозного или общественного объединения, которое с формальной точки зрения может быть абсолютно легальным, то есть иметь регистрацию в органах юстиции. Во-вторых, такое объединение создается для достижения религиозных либо общественных целей, а не для совершения преступлений и иных правонарушений. Последнее является побочным продуктом их деятельности, средством достижения означенных целей. Поэтому законодатель говорит о сопряженности их деятельности с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а равно к совершению иных противоправных деяний.

Наконец, необходимо иметь  четкие критерии отличия организации  преступного сообщества (преступной организации) от организации экстремистского  сообщества (ст. 282.1 УК РФ). Первое отличие  состоит в том, что согласно законодательному определению экстремистское сообщество - это организованная группа лиц. Вторым отличием является то, что целью создания такого сообщества является совершение строго определенного перечня преступлений так называемой экстремистской направленности, ни одно из которых не относится к категории тяжких или особо тяжких. Наконец, обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ, является мотив его совершения: идеологическая, политическая, расовая, национальная или религиозная ненависть либо вражда, а равно ненависть либо вражда в отношении какой-либо социальной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преступления, совершаемые  группой преступников, всегда представляли большую общественную опасность, нежели аналогичные деяния, совершаемые  отдельными индивидами. В первом случае в преступную деятельность одновременно вовлекается несколько лиц, что  вносит определенную специфику в  механизм и иные составляющие криминальной деятельности, а главное, влечет за собой, как правило, наступление  более тяжких последствий. И это  вполне закономерно.

Каждая преступная группа, с точки зрения психологии и социологической теории «малых групп», объединенная стремлением к достижению преступной цели, с той или иной степенью организованности, фактически превращается в единый субъект криминальной деятельности.

В преступном действии, совершаемом  группой лиц, происходит объединение  индивидуальных способностей, общих  и специальных знаний, умений, профессиональных навыков (особенно преступных), и др. Весьма существенно, что со временем происходит разделение преступного  труда (с учетом состава группы это  разделение может быть и профессиональным).

Соответственно, независимо от особенностей отдельных видов  групповых преступлений (кража, грабежи, разбойные нападения, мошенничество, угоны автомобилей и др.) членами  таких групп используются более  продуманные, подготовленные и опасные  способы совершения и сокрытия совместных преступных акций, коллективно выбирается или готовится соответствующая  благоприятная для преступной деятельности обстановка. Вследствие чего создаются  условия для оптимального достижения конечных криминальных целей, часто  недоступных одному индивиду.

Очевидно, что появление  данной нормы в Уголовном кодексе  РФ обусловлено необходимостью усиления борьбы с различными формами проявления организованной преступности.

Информация о работе Организация преступного сообщества