Мошенничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 13:31, реферат

Описание работы

Экономическая реформа привела к существенному усложнению имущественных отношений. Сложность их вызывает необходимость более детального толкования составов имущественных преступлений, с тем, чтобы отличить преступления от обмана или неисполнения обязательств гражданско - правового характера. Прежде всего это относится к мошенничеству.

Файлы: 1 файл

moshen1.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

        Хищение путем мошенничества  имеет материальный состав. Оно  признается оконченным с момента  завладения чужим имуществом. Ст.159 УК признает мошенничеством наряду  с завладением имуществом приобретение  права на чужое имущество, и  такого рода посягательства являются оконченными с момента получения указанного права.

      Поскольку обман и злоупотребление доверием служат способом завладения имуществом, между ними и переходом имущества  во владение виновного должна быть установлена причинная связь4.

      Квалифицированным признается мошенничество, совершенное:

а) группой  лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) лицом  с использованием служебного положения;

г) с причинением  значительного ущерба гражданину.

      Совершение  мошенничества лицом с использованием своего служебного положения квалифицируется по п.В ч. 2 ст.159 УК независимо от принадлежности имущества к той или иной форме собственности (частное, государственное, общественное и т.п.).

      К лицам, совершившим мошенничество  с использованием саоего служебного положения, относятся должностные лица государственных органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственные служащие и служащие местного самоуправления, а также руководители и служащие коммерческих и некоммерческих организаций, не являющихся государственными организациями, органом местного самоуправления и муниципальными учреждениями.

 

#3 формы и средства  мошеннического обмана.

      Мошеннический обман может быть совершен в любой  форме: устно, письменно, путем различных действий и путем бездействия. Любой мошеннический обман с точки зрения формы может быть отнесен к одной из 2х категорий, соответствующим двум видам человеческой деятельности:

- это либо  активное действие (искажение истины),

- либо  бездействие (умолчание об истине). Искажение истины может быть выражено либо словестно, либо в форме определенных действий. Строго говоря, словестный обман - это тоже действие (как форма поведения человека). Однако в уголовно - правовой литературе "обман действием" понимается обычно в более узком смысле5.

      Рассмотрение  отдельных форм обмана  необходимо начать именно со словесного обмана. Это  обусловленно, во первых, его распространенностью. Даже при применении различных обманных действий, их как правило сопровождает словесный обман. Во вторых, большенство обманных действий может быть легко переведено в словесную форму, так как в них содержится утверждение или отрицание того или иного обстоятельства.

      Словесный обман в свою очередь может  быть совершен в устной или письменной форме.

      По  своему значению письменная и устная формы обмана равнозначны. Устная форма  больше соответствует непосредственному  общению между мошенником и потерпевшим. К сообщению ложных сведений в  письменной форме преступники прибегают, когда это обусловленно необходимой формой изложения тех или иных имущественных притязаний (например, в заявлених с просьбой о назначении пособия). К письменной форме мошенник обращается также в том случае, когда потерпевший находится от него на расстоянии.

      Н., отбывая наказание в местах лишения свободы, писал письма гражданам, нуждающимся в жилой площади. В письмах он выдавал себя за военнослужащего и предлагал передать им свою жилую площадь. При этом требовал от граждан в счет причитающихся расходов за эту площадь выслать ему деньги по адресу, где он отбывал наказание. Таким путем Н., в течение года получил по почтовым переводам от отдельных граждан 497 руб6.

      Письменным  обманом можно назвать также  внесение мошенником ложных сведений в документ, который им используется для завладения имуществом. Однако следует иметь в виду, что использование подложного документа является самостоятельным действием, выходящим за пределы просто словесного обмана.

      Ложные  сведения могут быть сообщены в утвердительной либо в отрицательной форме. Разница  между утверждением и отрицанием относительна. Отрицание наличия какого - то факта равносильно утверждению отсутствии этого факта.

      Ложное  суждение может быть высказано как  в категорической форме, так и  в форме предположения, "личного  мнения". В самом деле, когда объект говорит: "Мне кажется", "я думаю", "я пологаю" и т.п.), что это кольцо "золотое" заведомо зная, что оно не золотое, он искажает истину, то есть совершает обман7.  Если в результате этого обмана виновный завладеет имуществом, он совершит мошенничество.

      Обман относительно - определенных качествах  предмета ("хороший", "добротный", дорогой и т.п.) также может  быть способом мошенничества при  наличие субъективного намерения  обмануть и причинной связи между  искажением истины и завладением  имуществом. Обман в форме различных действий составляют, в частности, использование подложных документов, сбыт и иное использование для обмана фальсифицированных предметов, ношение форменной одежды, симуляция болезни, шулерство и т.д.

      Обманные  действия обычно сопровождаются словесным обманом, но могут применияться и самостоятельно.Значение действий используемых для обмана (за исключением "азбуки" глухонемых), не сводится к тому, что они являются "заменителями" слов. Практика показывает, мошенники прибегают к обманным действиям чаще всего в тех случаях, когда для достижения преступного результата недостаточно простого словесного обмана

      Многие  обманные действия обладают большей  убедительной силой, чем слова. Это  объясняется тем, что такие действия содержат в себе не только ложные утверждения, но и определенные "доказательства" этого утверждения8. Субъект, который надел форму милиционера и производит обыск и изъятие ценностей, не просто утверждает, что он работник милиции, он "доказывает" это своей форменной одеждой и всем своим поведением. Тот, кто предъявляет подложный документ, не только сообщает ложные сведения, составляющие содержание документа, но и демонстрирует соответствующее письменное "доказательство".

      Так например, гражданин Ведерников Ю.В., представляясь сотрудником милиции, вымогал деньги и наркотические средства по адресу Луговая 68. Центральный суд г.Кемерово приговорил признать виновным по ст.147 п.2 ч.1 УК в старой редакции и назначил наказание в виде трех лет лишения свободы с конфискацией имущества9.

      Формой  мошеннического обмана может быть быть и умалчивание об истине. Преступник лишь умалчивает о таких обстоятельствах, сообщение о которых потерпевшему, удержало бы последнего от передачи имущества. По своему содержанию мошенническое  умалчивание об истине может касаться любых сведений, сообщение о которых удержало бы потерпевшего от передачи имущества. Умалчивание о тех или иных обстоятельствах, которые следовало сообщить потерпевшему, обязательно находится в причинной связи с завладением имуществом и потому предшествует передаче имущества (или права на имущество), либо сопутствует этой передаче. Если субъект умалчивает о такого рода обстоятельствах после получения им имущества от потерпевшего (передавшего имущество в реэультате заблуждения, возникшего независимо от действий данного лица), то ввиду отсутствия причинной связи между умолчанием об истине и переходом имущества здесь нет состава мошенничества10.

      Злоупотребление дверием. В ст.159 УК РФ говорится совершении мошенничества "путем обмана или  злоупотребления доверием". Разделительный союз "или" свидетельствует о том, что злоупотребление доверием выделяется законодаталем в качестве самостоятельного способа совершения мошенничества, отличающимся от обмана.

      Злоупотребление доверием в составе мошенничества выступает как способ завладения имуществом, а при посягательствах на личную собственность также и как способ приобретения права на имущество или иных выгод имущественного характера11.

      Злоупотребление доверием чаще всего встречается  в сочетании с обманом. Обычно преступник стремится прежде всего завоевать доверие жертвы, что бы легче было совершить обман. Обман во многих случаях не был бы совершен, если бы потерпевший не испытывал определенного доверия к обманщику. Поскольку обман используется преступником не только для того? чтобы побудить потерпевшего передать имущество, но и с целью расположить к себе потерпевшего, заручиться его доверием, такой обман выглядит одновременно как злоупотребление доверием. Поэтому злоупотребление доверием и обман в мошенничестве очень часто пересекаются. Например, Зятьков, Вахапов, не имея лицензии для риэлтерской деятельности связанной с операциями с недвижимотью, с целью завладения имущества путем мошенничества в период марта - мая 1998г договорились с гр. Юденковой об обмене ее жилья находящегося по ул.Гагарина в г.Кемерово, через куплю - продажу. Не имея цели оказать услуги по продаже квартиры потерпевшей. Всвязи с чем в начале мая 1998г привезли ее в пустую квартиру знакомых по ул.Терешковой г.Кемерово, где показали ей квартиру, якобы предназначавшуюся для обмена. В связи с чем она дала им доверенность на прдажу своей квартиры, которую продали, деньги присвоив себе, заведомо зная, что никаких обязательств перед потерпевшей иметь не будут.

      Уголовное дело находится в производстве центрального суда г.Кемерово12.

      Как самостоятельный способ совершения мошенничества вне связи с  обманом, злоупотребление доверием играет роль значительно реже. Однако, нельзя согласиться с авторами, которые  считают злоупотребление доверием одним из видов (хотя и своеобразным) мошеннического обмана13. Это противоречит позиции законодательства, рассматривающего обман и злоупотребление доверием в качестве самостоятельных способов совершения преступления. Злоупотребление доверием никак нельзя назвать "средством введения в заблуждения". Роль такого средства выполняет только обман.

      Особенно  часто смешивают со злоупотреблением доверия обман в намерениях (ложные обещания выполнить какие либо действия в интересах потерпевшего). Разумеется, обращая в свою пользу имущество потерпевшего, переданного на основании ложного обещания, преступник также злоупотребляет оказанным ему доверием. Ведь передача собственником имущества в следствии одного лишь обещания сделать что - то в его интересах представляет собой определенный акт доверия со строрны владельца. Однако сама передача имущества происходит лишь потому, что потерпевший обманут мошенником. Обманы в намерениях (ложные обещания) обычно сопровождаются злоупотреблением доверием, но не значит, что один способ мошенничества поглощается другим.

      Необходимым признаком рассматриваемого способа  мошенничества являются особые отношения  доверия между потерпевшим и  виновным. Эти отношения могут  иметь под собой какое-либо юридическое  основание, но могут быть обусловлены  только фактическими обстоятельствами. Юридическое основание отношений доверия составляют правомочные по имуществу, вытекающие из закона (например, полномочия опекуна), договора (по договоренности), служебного положения. Типичным примером мошенничества, совершенного путем злоупотребления доверием, является использование доверенности в корыстных целях в ущерб имуществу доверителя.

      В основании отношений доверия  могут лежать любые фактические  обстоятельства: знакомство потерпевшего с виновным, особая доверчивость потерпевшего и т.д.

        Доверчивость как свойство человеческого  характера может быть единственным  основанием отношений доверия.  Но и в этом случае доверие  должно проявиться, вылиться а  какой нибудь акт (передача  имущества и т.п.), чтобы злоупотребление  доверием могло стать самостоятельным способом посягательства на имущество.

      Использование доверчивости в равной степени свойственно  мошенничеству, совершенному путем  обмана. Более того, доверчивостью  потерпевших преступники пользуются нередко при совершении краж и  иных имущественных преступлений. Поэтому, такое широкое понятие, как злоупотребление доверчивостью, вообще не может характеризовать определенный способ преступления. Об этом свидетельствуют трудности в вопросе квалификации завладения имуществом с использованием доверчивости детей, невменяемых, слепых и других лиц, которые по какой либо причине не могут сознавать характера происходящих действий. Указание на злоупотребление доверчивостью в этих случаях не облегчает квалификации, так как необходимо выяснить, в чем конкретно выражалось использование доверчивости.

      С., страдавший полной слепотой, познакомился в ресторане вокзала с Г., и  пригласил его к себе переночевать. На другой день рано утром, когда С. еще спал, Г., чтобы поменять свой костюм, ботинки и другие вещи на более хорошие вещи С., вынул их из гардероба. Позже Г. в присутствии С., надел его костюм, рубашку, галстук, а так же польто и шапку С., вместе с ними вышел из дома, а затем ушел от него, Замену вещей С. обнаружил только на следующий день.

      Г. явно злоупотребил доверчивостья С. Однако способом завладения имуществом в данном случае было не злоупотребление доверием (С. не доверял Г. своих вещей), а тайное хищение, то есть кража (ст. 158 УК РФ).Иной будет квалификация, когда слепому на подпись под видом одного документа дается другой, предоставляющий виновному право на имущество потерпевшего или иные выгоды имущественного характера. Такие действия являются мошенническим обманом, ибо потерпевший введен в заблуждение относительно содержания документа.

Информация о работе Мошенничество