Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 23:55, контрольная работа
Вопрос 1. Понятие, сущность и субъекты противодействия расследованию, значение его преодоления.
Вопрос 2. Проанализируйте ситуацию и дайте её оценку с точки зрения возможного противодействия расследованию преступлений.
2. При подготовке и совершении преступления субъект не планирует действий по его сокрытию по тем же причинам, что и в первом случае, но эти действия предпринимают, помимо его желания, иные лица, заинтересованные в исходе дела. Такими лицами могут быть соучастники субъекта по прежним преступлениям, которым непринятие подобных мер грозит изобличением по связям. Ими могут быть друзья и родственники виновного.
3. При подготовке и совершении преступления преступник рассчитывает на то, что следы преступления исчезнут под воздействием внешних факторов (природные силы, стихийные бедствия), но после совершения преступления субъект понимает, что его расчет оказался неправильным и начинает предпринимать меры по сокрытию следов преступления (импровизирует).
4. При подготовке и совершении преступления субъект рассчитывает на помощь соучастников при сокрытии следов преступления, однако соучастники отказываются помогать ему и в этой ситуации преступник вынужден сам принимать такие меры.
5. При подготовке и совершении преступления субъект планирует действия по его сокрытию, но вследствие изменившихся обстоятельств вынужден принимать иные меры, не соответствующие единому преступному замыслу и не обеспечивающие предусмотренного планом оптимального варианта сокрытия. Имеется в виду случай утраты логической связи между элементами преступной деятельности, замены одного из этих элементов — действий по сокрытию преступления — другим, однородным, но не связанным с первоначальным преступным замыслом.
Из сказанного следует, что, во-первых, может существовать самостоятельный способ сокрытия преступления, а во-вторых, действия по сокрытию могут быть связаны и не связаны единым замыслом с приготовлением и совершением преступления. В первом случае они могут быть даже непосредственным условием реализации определенного способа совершения преступления или одним из его обязательных элементов. Именно такую роль играют действия по сокрытию преступления в структуре многих способов замаскированных хищений, когда действия по приготовлению и сокрытию (или только сокрытию) преступления совершаются одновременно с изъятием ценностей или предшествуют ему. В подобных случаях может сложиться своеобразная ситуация: преступление еще не совершено, а действия по его сокрытию в будущем предпринимаются.1
По содержательной стороне способы сокрытия преступления можно разделить на следующие группы:
1) утаивание информации и (или) ее носителей;
2) уничтожение информации и (или) ее носителей;
_________________
3) маскировка информации и (или)
ее носителей;
4) фальсификация информации и (или) ее носителей;
5) смешанные способы.
Раскроем содержание каждой из этих групп способов.
Утаивание. В буквальном смысле слова утаить - значит оставить следователя в неведении относительно тех или иных обстоятельств дела или источника информации, требуемой для установления истины ; оно может быть осуществлено как в активной, так и в пассивной формах.
К числу активных относятся сокрытие предмета посягательства вещественных доказательств, денег и ценностей, нажитых преступным путем, иных объектов - источников информации; уклонение от явки в орган расследования. Пассивным утаиванием являются умолчание, недонесение, несообщение запрашиваемых сведений, невыполнение требуемых действий, отказ от дачи показаний.
Уничтожение. Этот способ можно подразделить в зависимости от того, на что он направлен: уничтожение следов преступления или преступника. При этом имеется в виду как уничтожение самой доказательственной информации, так и ее носителей.
Уничтожение может быть полным и частичным. Частичное уничтожение граничит с фальсификацией, иногда служит ее способом.
Маскировка преследует цель изменить представление о способе совершенного преступления, личности виновного, назначении объектов - носителей информации и их круге.
В качестве способов маскировки могут быть названы :
- перемещение объектов (например, из того места, где они должны быть согласно существующим или предписанным правилам, в другое);
- изменения внешнего вида субъекта преступления (парик, грим, маски, смена цвета волос, фальшивые коронки, искусственное создание или изменение особых примет и т. п.);
создание видимости использования не по действительному назначению; сокрытие параллельно совершаемыми действиями или происходящими процессами (например, звуков от действия орудий взлома - шумом транспорта).
Маскировка совершается преступником для того, чтобы сбить следователя с истинного представления о способе совершения преступления и об других обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Фальсификация - подделка, создание ложной
информации и (или) ее носителей. Способами
сокрытия преступлений путем фальсификации
служат: 1
заведомо ложное показание;
заведомо ложное сообщение, заявление, донос;
создание ложных следов и иных вещественных доказательств;
полная или частичная подделка документов;
подмена, дублирование объектов;
частичное уничтожение объекта, его переделка с целью изменить его внешний вид, фальсифицировать назначение и т. п.
Комбинированным способом фальсификации является ложное алиби. Следственной практике известны два способа создания ложного алиби. В первом случае виновный вступает в сговор с соучастниками или лицами, которые впоследствии будут фигурировать в качестве свидетелей алиби. Иногда для видимой достоверности все эти лица действительно проводят вместе какой-то отрезок времени до или после совершения преступления и затем в показаниях изменяют лишь дату или часы своего совместного пребывания.
Другой, более сложный способ создания ложного алиби основан на обмане виновным свидетелей относительно даты или времени пребывания совместно
________________
с ними. На допросе такие свидетели также дают ложные показания, но при этом добросовестно заблуждаются.
Вообще следует отметить, что при осуществлении преступником «внутреннего» противодействия расследованию очень сильна психологическая составляющая - широко используется ложь, обман, введение в заблуждение. Но нельзя считать, что ложь является только средством «внутреннего» противодействия. Не только «внутренние», но и «внешние» противодействующие субъекты могут обладать какой-то информацией о событии и стремиться скрыть, изменить или уничтожить эту информацию и (или) ее носителей. Точно также нельзя считать, что при «внутреннем» противодействии исключено и применение физического насилия либо угрозы его применения. Не только «внешние», но и «внутренние» противодействующие субъекты могут стремиться оказать влияние и давление на следователя, создать условия для совершения им незаконных действий, побуждать его к должностному проступку или преступлению (например, обвиняемый может реально угрожать следователю расправой над ним и его близкими или предлагать крупную сумму денег). Следует заметить, что в последнее время в нашей стране число таких случаев увеличивается, причем к этому способу прибегают не только и не столько рецидивисты или «воры в законе», но и обвиняемые лица других категорий. Все чаще пытаются «разобраться» со следователем представители организованных преступных группировок, в том числе сформированных и на этнической основе, а также лица, обладающие достаточными властными или финансовыми полномочиями.
Смешанные способы сокрытия преступления представлены в следственной практике различными инсценировками или, по старой терминологии, различными видами симуляции обстоятельств преступления.1 Преступник изменяет материальную обстановку преступления в целях сокрытия реальных
________________
действий.
Для инсценировки характерно наличие так называемых негативных обстоятельств, т.е. противоречащих представление об обычном ходе вещей в данной ситуации. Речь идет о несоответствии обстановки места происшествия представлению о событии и его механизме.
Замышляя преступление, выбирая способы его осуществления и сокрытия, преступник строит мысленную модель своих действий, содеянное не носит импульсивного характера. Содержание этой модели, ее детализация зависят во многом от уровня воображения субъекта, а выбор и сочетание действий по совершению и сокрытию преступления - от его изобретательности, прошлого преступного опыта и осведомленности о значении для раскрытия преступления тех или иных следов. Это проявляется особенно заметно в инсценировке преступлений.
Цели, которые преследуют преступники при создании инсценировки, могут быть следующими :
1. преступник создает видимость совершения преступления в определенном месте, пытаясь скрыть при этом настоящее место происшествия;
2. создание видимости произошедшего на данном месте события, не имеющего криминального характера;
3. преступник хочет скрыть свои проступки, не имеющие криминального характера, маскируя их под преступления;
4. преступник пытается создать ложное представление у следствия об отдельных обстоятельствах и фактах, имеющих непосредственное отношение к расследуемому событию.
В криминалистике различают следующие виды инсценировок в зависимости от оснований:
1. по субъекту – инсценировка,
совершаемая самим
2. по объекту – инсценировка преступления, инсценировка некриминального события, инсценировка отдельных обстоятельств дела или отдельных элементов состава совершенного преступления, инсценирование инсценировок;
3. по времени – до
совершения преступления, после
совершения преступления и
4. по целям – инсценировка, осуществляемая для сокрытия преступления и инсценировка, направленная на сокрытия некриминального события;
5. по длительности воздействия – инсценировка, рассчитанная на получение дополнительного времени для реализации своих замыслов (для создания ложного алиби, приискания убежища, сокрытия похищенного и т.п.), инсценировка, рассчитанная на то, что преступление не будет раскрыто (установлено) вообще;
6. по месту - на месте преступления, в ином месте;
7. по способу легализации - рассчитанная на обнаружение по сигналу исполнителя или связанных с ним лиц, рассчитанная на обнаружение посторонними лицами;
8. по содержанию - инсценировка материальных следов события, инсценировка материальных следов события в сочетании с соответствующим поведением и сообщением ложных сведений.
Имитируя иное преступление или событие некриминального характера, преступник должен четко представлять себе те признаки, которые характеризуют вымышленное событие, знать способы совершения имитируемого преступного акта и оставляемые им характерные следы, суметь представить себе и мысленно «проиграть» весь механизм для придания инсценировке должной убедительности. Здесь не последнюю роль, наряду с преступным опытом и изобретательностью, играет своеобразное чувство меры при фальсификации доказательств, а при сочетаний инсценировки материальных следов события с притворным поведением и ложными сообщениями — умение строить «многоходовые» комбинации, где опять-таки нельзя обойтись без развитого воображения. Однако, каким бы тонким и изощренным ни был замысел преступника, он неизбежно допускает более или менее значительные просчеты, в большинстве случаев позволяющие следователю обнаружить инсценировку и выявить признаки подлинного события.
Основным фактором, побуждающим преступника принимать мер к сокрытию содеянного, является желание избежать ответственности. Но само это желание может быть обусловлено разными причинами Чаще всего это, разумеется, страх перед наказанием, иногда – стыд, боязнь позорящей огласки, как бывает при совершении преступлений против близких людей, сексуальных преступлений, сопряженных с половыми извращениями.
В других случаях разоблачения стремятся избежать, чтобы как можно дольше продолжать преступную деятельность, что характерно для рецидивистов. Наконец, сокрытие преступления осуществляется и тогда, когда оно входит обязательным элементом в способ совершения преступления, т. е. когда само преступление невозможно совершить, не приняв специальных заблаговременных мер к его сокрытию. Таково положение возникает, как правило, при совершении длящихся хищений.
Сокрытие преступлений путем инсценировок может преследовать еще одну цель: создание из чувства мести, зависти, ревности и т.п. ложных доказательств виновности лица, никак не связанного с совершением преступления. Здесь мы, по существу, сталкиваемся с тем же оговором, который, как указывалось, тоже может быть способом сокрытия преступления, но оговором с помощью ложных «немых свидетелей» - инсценированной обстановки места события, фальсифицированных доказательств. Особая опасность такого оговора отмечена уголовным законом: ст. 306 УК РФ рассматривает искусственное создание доказательств обвинения как квалифицирующий признак заведомо ложного доноса.