Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 02:13, курсовая работа
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
Определить правовую природу контроля и записи переговоров
Рассмотреть процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров
Изучить порядок фиксации контроля и записи телефонных переговоров
Введение
Глава 1. Понятие, сущность контроля и записи телефонных и иных переговоров
1.1. Понятие контроля и записи телефонных и иных переговоров и его доказательственная значимость
1.2. Соотношение контроля и записи телефонных и иных переговоров как следственного действия и прослушивания телефонных переговоров как оперативно – розыскного мероприятия
Глава 2. Процессуальный порядок и сроки производства контроля и записи телефонных и иных переговоров
Глава 3. Фиксация результатов производства контроля и записи телефонных и иных переговоров
Заключение
Список используемых источников и литературы
Так вот, участники осмотра приступают к прослушиванию фонограммы. Закон (ч. 7 ст. 186 УПК РФ)31 не требует от следователя дословного отражения всей аудиоинформации в тексте протокола. В протоколе указывается лишь одна или несколько первых фраз, а также дословное изложение той части фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к расследуемому событию. Также необходимо указать общую продолжительность аудиозаписи, а также фразы, которыми заканчивается фонограмма.
Следует отметить, что данное следственное действие производится с участием понятых и, при необходимости, специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны.
Говоря об использовании записи переговоров в доказывании, можно выделить несколько моментов:
Во-первых, в связи с тем, что законодатель допускает в качестве доказательств и вещественные доказательства и протоколы следственных действий, то по отношению к контролю и записи переговоров, получается, действует двойной эффект, т.е. в качестве доказательств выступает сам протокол осмотра и прослушивания переговоров и по ч.8 ст. 186 УПК РФ сама фонограмма в качестве вещественного доказательства.
Во-вторых,
современные компьютерные технологии
позволяют редактировать и осуществлять
иные действия, направленные на изменения
содержания аудиозаписи, выполненной
в цифровом формате. Поэтому указанное
обстоятельство серьезно затрудняет проверку
допустимости использования данных сведений
в качестве источника доказательства.32
В заключение работы сделаем основные выводы по теме исследования:
1. Контроль и запись переговоров представляет собой следственное действие, проводимое на основании судебного решения, а при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля и их близких или родственников, по их письменному заявлению, на основании постановления следователя, осуществляемое оперативно-техническими подразделениями субъектов оперативно-розыскной деятельности и заключающееся в контроле и фиксации содержания переговоров.
2. С учетом того, что контроль и запись переговоров осуществляется негласно специально уполномоченными оперативно-техническими подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а не следователем, и для формирования на основе полученной информации доказательств необходима специальная процедура, можно выдвинуть тезис о том, что контроль и запись переговоров - специальное следственное мероприятие.
3. Автором вносятся предложения по внесению изменений в ряд статей УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие нормативные акты, в частности:
• название статьи 186 УПК РФ - «контроль и запись переговоров», следует изложить в следующей редакции - «контроль и запись телефонных и иных переговоров, осуществляемых посредством технических средств»;
• ч.1 ст. 186 УПК РФ изложить в следующей редакции: «При наличии достаточных оснований полагать, что переговоры с использованием технических средств лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускается при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 настоящего Кодекса»;
• в ч. 6 ст. 186 УПК РФ слова «прослушивание» изменить на «ознакомление», а термин «фонограмма» заменить термином «носитель информации»;
Сегодня можно констатировать, что контроль и запись переговоров, несмотря на свою новизну, является одним из весьма эффективных следственных действий, направленных на борьбу с тяжкими преступлениями, которое приобретает все большее значение в отечественной и зарубежной практике работы следственных органов. В настоящее время для его осуществления уголовно-процессуальным законодательством создана прочная правовая основа, которая позволяет эффективно применять технические возможности в борьбе с наиболее организованными, социально - опасными видами современной преступности.
Недооценка возможностей такого следственного действия и роли его результатов в процессе доказывания нередко приводит не только к низкой осведомленности органов предварительного расследования о тяжких и наиболее замаскированных преступлениях, о противоправной деятельности подозреваемых, обвиняемых лиц, но и к приостановлению уголовных дел в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, прекращению уголовных дел из-за активного противодействия подозреваемых процессу расследования.
Повышению
эффективности данного
Эффективность применения следователями контроля и записи телефонных и иных переговоров во многом будет зависеть от тщательного соблюдения принципов организации его проведения, строгого соблюдения соответствующих положений уголовно-процессуального законодательства и регулярным обобщением наиболее перспективных направлений данного процесса на практике.