Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 02:13, курсовая работа
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
Определить правовую природу контроля и записи переговоров
Рассмотреть процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров
Изучить порядок фиксации контроля и записи телефонных переговоров
Введение
Глава 1. Понятие, сущность контроля и записи телефонных и иных переговоров
1.1. Понятие контроля и записи телефонных и иных переговоров и его доказательственная значимость
1.2. Соотношение контроля и записи телефонных и иных переговоров как следственного действия и прослушивания телефонных переговоров как оперативно – розыскного мероприятия
Глава 2. Процессуальный порядок и сроки производства контроля и записи телефонных и иных переговоров
Глава 3. Фиксация результатов производства контроля и записи телефонных и иных переговоров
Заключение
Список используемых источников и литературы
Содержание:
В условиях обострения криминальной ситуации в стране, активизации деятельности преступных сообществ существенно возрастает роль правоохранительных органов как гаранта обеспечения безопасности государства. Для успешного раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, получения высокого качества доказательств по уголовному делу особое значение приобретает максимальное использование научно-технических средств и методов в деятельности правоохранительных органов в процессе доказывания. При этом эффективность их деятельности во многом зависит от совершенствования тактических приемов осуществления следственных действий.
Между тем характер противоправных деяний в современных условиях и специфика деятельности их субъектов обусловливают применение следственных действий, которые существенно ограничивают права и свободы граждан, предоставленные им Конституцией РФ. К их числу относятся контроль и запись переговоров - следственное действие, предусмотренное ст. 186 УПК РФ1. Оно закрепляет право следователя на проведение контроля и записи телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Осуществление
контроля и наблюдения за человеком
и его деятельностью с
Современное российское законодательство допускает подобное вмешательство в частную жизнь человека в двух видах правоохранительной деятельности: уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной. Так, в ст. 186 УПК РФ регламентировано производство контроля и записи телефонных и иных переговоров в качестве следственного действия, а в ст. 6 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»3 (далее - ФЗ «Об ОРД») прослушивание телефонных переговоров закреплено в качестве оперативно-розыскного мероприятия. Законодатель при формулировке норм закона использует различную терминологию: если следственное действие называется «контроль и запись переговоров», то оперативно-розыскное мероприятие - «прослушивание телефонных переговоров». По своей эффективности, по нашему мнению, использование контроля и записи переговоров, по некоторым категориям уголовных дел трудно переоценить.
Исследование
теоретических и практических вопросов
правового регулирования
В настоящее время тактические приемы проведения указанного следственного действия только начинают формироваться. Актуальность темы нашего исследования обусловлена, как уже указывалось и тем, что право граждан на тайну телефонных и иных переговоров относится к группе личных прав и свобод человека и гражданина, поэтому уголовно-процессуальным законодательством (ст. 13, 165 УПК РФ)4 предусмотрена особая процедура его проведения. В связи с этим становится понятным значение дальнейшего совершенствования организационно-тактических основ контроля и записи телефонных и иных переговоров в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Сформулируем цель нашего исследования: рассмотрение теоретических и практических основ осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров как следственного действия и прослушивание телефонных переговоров как оперативно-розыскного мероприятия, соотношение их между собой.
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие при проведении контроля и записи, прослушивании телефонных и иных переговоров при осуществлении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Предмет исследования составляют нормы уголовно-процессуального права, нормы законодательства об оперативно-розыскной деятельности, регламентирующие контроль и запись переговоров; нормы зарубежного и международного законодательства в указанной сфере.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования – работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Электронные средства коммуникации, к которым относятся телефон, пейджер, телефакс, телеграф, радиосвязь, в настоящее время получили повсеместное распространение. Их значимость повышается, а технические возможности постоянно расширяются, поэтому они являются самым используемым инструментом в ходе человеческого общения и весьма активно используются и криминальными структурами в реализации своих преступных замыслов. Особую актуальность этот вопрос приобрел в связи с назревшей необходимостью создания в обществе системы антикриминальной безопасности, которая включает использование достижений научно-технического прогресса в борьбе с преступностью. В этой ситуации на законодательном уровне приняты определенные меры по обеспечению безопасности граждан, общества и государства от преступных посягательств, что нашло отражение в новом уголовно-процессуальном законодательстве5.
С принятием в 2001
г. Уголовно-процессуального
Инициаторами этого следственного действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством являются следователи, в производстве которых находится уголовное дело.
В связи с тем, что исполнение рассматриваемого следственного действия обладает определенной технической сложностью и требует для его повышения эффективности (особенно на первоначальном этапе), обеспечения скрытого контроля за подозреваемыми и обвиняемыми, оно осуществляется определенным специальным кругом субъектов. В качестве его исполнителей выступают управления (отделы) специальных технических мероприятий, функционирующие в составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В соответствии с законодательством Российской Федерации непосредственный слуховой контроль и запись прослушиваемых телефонных переговоров связаны с конспиративным подключением специальных технических средств к стационарной аппаратуре учреждений связи независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи. Организация и тактика проведения данного мероприятия определяются ведомственными и межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Полагаем, что контроль и запись телефонных и иных переговоров в рамках расследуемого уголовного дела возможны только в отношении открытой (незашифрованной) информации, передаваемой по различным техническим каналам связи. В определенной мере это обусловлено закрытостью (секретностью) отдельных каналов государственной связи. Так, защита правительственной связи находится в компетенции Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), в состав которой входят: радиоэлектронная разведка, криптографическая служба, служба собственной безопасности и др. Кроме того, функцией защиты информации наделены оперативные подразделения Федеральной службы охраны РФ6.
Контроль и запись телефонных и иных переговоров могут рассматриваться как разновидность аудиального контроля, в ходе которого может быть получена процессуально значимая для расследования уголовного дела информация. К числу аудиальных систем связи относится наиболее массовый вид связи - проводные телефонные системы связи.
Телефонные переговоры включают передачу сообщений по городской, междугородной и международной сети электросвязи (проводной линии телефонной сети). Однако переговоры не ограничиваются только линиями проводной связи, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закон "О связи" от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ7, современный функциональный эквивалент сети связи – это минимальный набор современных средств связи, обеспечивающий качество и существующий объем услуг, оказываемых в сети связи.
Стоит выделить особо класс систем, основанный на интеграции возможностей телефонных станций и современного компьютерного оборудования со специализированным программным обеспечением. Такая интеграция позволяет получить целый спектр дополнительных сервисных услуг и возможностей. Наиболее популярными сейчас являются следующие решения на базе систем компьютерной телефонии:
-
система голосовой почты - голосовая
система, позволяющая
- система конференц-связи, предназначенная для организации конференц-связи как для внутренних, так и для внешних абонентов АТС с широкими возможностями контроля и управления;
-
система тарификации,
-
система записи телефонных
Кроме этого существует ряд других систем связи, пока не получивших широкого распространения. Большая привлекательность этих систем заключается в возможности организации единой телекоммуникационной системы путем объединения всех телекоммуникационных служб офиса.
Очевидно, что XXI век становится веком цифровой техники. В научной литературе совершенно справедливо отмечается, что цифровые технологии уверенно завоевывают позиции практически во всех сферах создания, хранения, обработки и распространения сведений и данных, поэтому рассматриваемое следственное действие будет в дальнейшем нуждаться в организационном и методическом обеспечении8.
Таким образом, контроль и запись переговоров - это следственное действие, целью которого является получение вещественного доказательства - фонограммы, содержащей запись переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, могущих содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.
Установление
сходства между использованием прослушивания
телефонных переговоров оперативно-
Детальное
рассмотрение соотношения использования
контроля телефонных и иных переговоров
данными подразделениями
В качестве субъектов прослушивания телефонных переговоров выступают в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"9 сотрудники органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в то время как рассматриваемое следственное действие проводят или, как минимум, инициируют следователи, уполномоченные в пределах их компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.