Судебное решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2010 в 18:15, Не определен

Описание работы

Глава 1. Общая характеристика судебного решения. стр.6
1.1 Понятие и сущность судебного решения стр.6
1.2 форма и содержание судебного решения стр.12
1.3 Основные требования, предъявляемые к судебному решению стр.25
Глава 2. Принятие и законная сила судебного решения. стр.32
2.1 Принятие судебного решения. стр.32
2.2 Понятие и свойства законной силы судебного решения.стр.43
Глава 3. Устранение недостатков судебного решения и его немедленное исполнение. стр.54
3.1 Устранение недостатков решения вынесшим его судом. стр.54
3.2 Немедленное исполнение судебного решения. стр.66
Заключение. стр.73
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Zubko.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

     3)Применение судом нормы, обладающей наибольшей юридической силой, в случаях возникновения коллизий внутри правовой системы РФ.

     4) Применение судом процессуальной и (или) материальной нормы иностранного права в случаях и порядке, определяемых федеральным законодательством или международным договором РФ.

     5) Положений, признанных Конституционным Судом РФ неконституционными.

     6) Применение судом аналогии процессуального или материального права или закона42.

     7) Применение судом обычаев делового оборота при разрешении гражданских дел в случаях и пределах, предусмотренных нормативными правовыми актами.

     Обоснованность  решения суда представляет собой емкое по внутреннему содержанию понятие, включающее три элемента. В соответствии с п. 1-3 ч.1 ст. 362 ГПК РФ и п. 3. Постановления Пленума ВС РФ «О судебном решении» решение признается обоснованным, когда:

     1) Полно и правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (полнота фактического материала).

     2) Обстоятельства, имеющие значение для дела, подтверждены исследованными судом доказательствами (доказанность фактов, имеющих значение для дела).

     3) Оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

     Так выделяются три составляющих необоснованности судебного решения:

     1) Неполнота фактического основания судебного решения.

     2) Недосказанность фактического основания судебного решения.

     3)Несоответствие выводов суда, которые изложены в решении, обстоятельствам дела.

     Рассмотрев  содержание понятий обоснованности и законности, можно сделать несколько выводов:

  • Законность судебного решения означает его правильность с юридической стороны.
  • Обоснованность судебного решения означает его правильность с фактической стороны.

     Поэтому законность и обоснованность являются главными и неотъемлемыми качествами любого судебного решения, как правоприменительного акта правосудия. Таким образом, отсутствие у решения хотя бы одного из этих элементов, повлечет за собой аннулирование акта, путем его изменения или отмены. Так проявляется практическое значение таких категорий, как законность и обоснованность судебного решения.

     Законность  и обоснованность тесно взаимосвязаны. Но при этом необходимо различать широкий и узкий смысл этих понятий. Например, законное решение, в широком смысле, и есть решение обоснованное, и наоборот, обоснованное решение есть и решение законное. Эта широкая взаимообусловленность и взаимосвязь свойств решения суда определяется следующим. Законность судебного решения всегда зависит от его обоснованности, то есть правильное применение судом норм материального и точное соблюдение норм процессуального права невозможны без правильных выводов суда о фактических обстоятельствах дела – обоснованности. Точная и адекватная квалификация фактов, имеющих значение для дела, возможна в случае полного и правильного их установления судом. Обоснованность же судебного решения, всегда должна быть обусловлена его законностью, то есть правильным применением судом норм материального и процессуального права, так как полное установление фактов, важных для дела, зависит от степени полноты и правильности определения предмета доказывания. Данный предмет доказывания определяется на основе той нормы материального права, которая подлежит применению по данному делу. Поэтому неверный выбор судом материально-правовой нормы (ошибочная квалификация спорного или иного правоотношения) повлечет за собой включение в предмет доказывания тех фактов, которые не имеют значения для данного дела. Но факты, имеющие значение для правильного разрешения дела по существу, не попадут в предмет доказывания и, по этой причине, в поле зрения суда. В результате неправильного применения судом норм материального права обстоятельства дела не будут установлены полностью и правильно (п. 1 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ). Таким образом, незаконность судебного решения повлечет за собой и его необоснованность.

     Однако, есть и другая разновидность незаконности решения суда – это нарушение или неправильное применение судом норм процессуального права – также можно обусловить необоснованностью судебного решения, а именно такую его разновидность, как недоказанность фактов, которые суд считает установленными. Такая ситуация вполне может иметь место при рассмотрении судом спора, который возник из сделки, в отношении которой не соблюдена простая письменная форма. Стремясь разрешить спор по существу, суд может проигнорировать предписание процессуальной нормы о допустимости доказательств и признать факт заключения сделки и (или) ее условий установленным путем ссылки на свидетельские показания. При этом будут нарушены одновременно две нормы – процессуальная, а также материальная, запрещающие ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания в случае не соблюдения простой письменной формы.

     Вопрос  о соотношении двух свойств судебного  решения – законности и обоснованности имеет также и иной аспект. А  именно, гражданское процессуальное законодательство и практика пересмотра судебных решений в кассационном и надзорном порядке рассматривают законность и обоснованность как относительно самостоятельные, автономно существующие его качества, а незаконность судебного решения и его необоснованность расцениваются законодателем в качестве самодостаточных оснований для отмены или изменения судебного решения. При этом допускается существование незаконных, но обоснованных решений. Случаи такого несовпадения предусмотрены в нормах ГПК РФ, а именно:

     1) Ч. 2 ст. 362 ГПК РФ, согласно которой правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

     2) Ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, в которой указана возможность отмены судебного решения в связи с существенным нарушением судом норм процессуального права независимо от его обоснованности.

     3) Абз. 4 ст. 361 ГПК РФ и п. 18 постановления Пленума ВС РФ «о некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ», п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, регулирующих институт изменения или отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового решения судом кассационной или надзорной инстанции. Суть этого института состоит в том, что суды кассационной и надзорной инстанции вправе (с учетом некоторых особенностей) изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять второе новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при условии, если обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены полно и правильно (т.е. решение обоснованное), но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права (т.е. решение является незаконным).

     Незаконность  и обоснованность судебного решения  как основания для его отмены или изменения имеют различные  последствия, суть которых заключается  в том, что далеко не всякое нарушение закона влечет за собой отмену или изменение судебного решения. В соответствии со ст. 364 ГК РФ отмена или изменение судебного решения независимо от его обоснованности – это прямое следствие только существенных нарушений судом процессуальных норм, перечень которых является закрытым. Все иные нарушения процессуального права влекут за собой отмену незаконного решения при наличие сомнений в его обоснованности. Но, тем не менее, необоснованность судебного решения рассматривается законодателем и судебной практикой как достаточный повод для его отмены и изменения.

 

Глава  2. Принятие и законная сила судебного решения

 
2.1 Принятие судебного решения
 

     В соответствие со ст. 192 ГПК РФ после  судебных прений суд, признав обстоятельства дела достаточно выясненными, удаляется в совещательную комнату для принятия решения по делу, о чем объявляет всем присутствующим в зале заседания. Порядок принятия или, иначе, вынесения судебного решения регулируется ГПК РФ, и другими федеральными нормами, также п. 5 постановления Пленума ВС РФ «О судебном решении», п. 60-63 постановления Пленума ВС РФ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».

     Закон регламентирует время и место  принятия судебного решения, характер и объем вопросов, разрешаемых  при его вынесении, порядок их обсуждения и голосования при коллегиальном рассмотрении дела. Согласно ст. 199 и ч. 2 ст. 194 ГПК РФ решение суда принимается немедленно после разбирательства дела в совещательной комнате. Немедленное разбирательство означает, что суд должен сформулировать свою позицию по делу и сообщить о ней лицам, участвующим в деле сразу же после рассмотрения дела по существу, то есть в том же судебном заседании. В случае невозможности составления мотивированного решения в том же заседании, в котором закончено разбирательство дела, суд должен объявить только резолютивную часть, разъяснив лицам, участвующим в деле, и их представителям, когда они смогут ознакомится с мотивированным решением суда. Необходимость немедленного принятия решения судом, объясняется двумя причинами:

     1) Действие принципа непрерывности, в силу которого судебное заседание по делу проходит непрерывно, за исключением времени, назначенного для отдыха.

     2) Тайна совещательной комнаты, то есть места вынесения судебного решения.

     В соответствие со ст. 192 и ч.2 ст. 194 ГПК РФ решение суда принимается в отдельном, изолированном помещении, именуемое совещательной комнатой. В совещательной комнате имеет право находится только судья, рассматривающий дело, или судьи, которые входят в состав суда по делу. Присутствие иных лиц, в совещательной комнате не допускается. По мнению С. Н. Абрамова43, удаление судей в совещательную комнату преследует двоякую цель:

     1) Ограничить судей от постороннего влияния в целях обеспечения независимости судей, а также их беспристрастности при принятии решения.

     2) Предоставить им возможность в спокойной обстановке разрешить дело, то есть обеспечить объективное, полное и всестороннее разрешение дела.

     В соответствие с принципом непрерывности, судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, назначенного для отдыха. К сожалению, ГПК РФ не дает ответа на вопрос, как быть если разбирательство по делу выйдет за пределы рабочего дня. В этой связи необходимость соблюдения  в момент принятия решения одновременно двух требований: непрерывности судебного разбирательства и тайны совещания судей. Это может породить трудности при реализации норм, регулирующих порядок вынесения судебного решения. По мнению некоторых авторов, суд вправе прервать совещание и объявить перерыв для отдыха, возобновив заседание в ближайший рабочий день44. Но более обоснованной выходит позиция Верховного Суда Российской Федерации. Он дал ответ на вопрос, вправе ли суд удалиться в совещательную комнату в пятницу вечером, а в понедельник утром огласить решение. Разъяснение было следующим – так как положение ч. 3 ст. 157 ГПК РФ о времени отдыха (выходные и праздничные дни) как основание для объявления перерыва в рассмотрении дела касается только самого судебного разбирательства, оно не может относится к вынесению судебного решения, являющегося составной частью судебного заседания. Поэтому при удалении суда в совещательную комнату в пятницу вечером решение по делу в соответствии со ст. 199 ГПК РФ должно быть вынесено немедленно, то есть в том же судебном заседании. Это означает, что решение не может быть определено в понедельник утром, потому что суд не вправе покидать совещательную комнату вследствие запрета на нарушение тайны совещательной комнаты. То есть если суд не может вынести мотивировочную часть в пятницу вечером, он обязан вынести резолютивную часть45.

     Анализ  соответствующих норм ГПК РФ, свидетельствует  о том, что тайна совещания  судей состоит из двух элементов:

     1) Полной изоляции судей от внешнего мира на период принятия решения по делу.

     2) Запрета на разглашение суждений, которые высказывались судьями во время совещания.

     Поэтому возникает вопрос о последствиях нарушения судьями тайны совещания. Одни ученые-процессуалисты46, ссылаясь на буквальное толкование п. 8 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, полагают, что безусловным основанием для отмены судебного решения является не всякое нарушение тайны совещательной комнаты, а лишь нарушение, связанное с изоляцией судей от внешнего мира в момент принятия решения. Нарушение же суждений на разглашение суждений, высказывавшихся судьями во время совещания, не является основанием для отмены судебного решения, потому что нарушение второй составляющей тайны совещательной комнаты не могло повлиять на волеизъявление судей во время совещания и поэтому, независимость судей в момент принятия решения была обеспечена47. Другие авторы, наоборот, широко трактуют последствия нарушения тайны совещания судей, связывая их наступление не только с нарушением об изоляции судей на период принятия решения, но и разглашения после объявления решения тех суждений, которые высказывались судьями в совещательной комнате48. Принимая во внимание правило ч.2 ст. 362 ГПК РФ, согласно которому не может быть отменено правильное по существу решение суда  первой инстанции по одним только формальным основаниям, но следует признать, что разглашение сведений о характере вопросов в совещательной комнате после объявления судебного решения не может рассматриваться как безусловное основание для его отмены. Несоблюдение судьями указанного запрета может иметь процессуальные последствия в виде отмены решения, при условии, что нарушение ч. 3 ст. 194 ГПК РФ привело или могло привести к неправильному разрешению дела (ч.1 ст. 364 ГПК РФ). Все иные случаи разглашения сведений о характере и ходе обсуждения вопросов в совещательной комнате должны рассматриваться в качестве основания дисциплинарной ответственности судей.

Информация о работе Судебное решение