Принцип свободы договора как основной принцип гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании положений принципа свободы договора в гражданском праве и его ограничение.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:
раскрыть понятие и содержание принципа свободы договора в современном гражданском праве;
рассмотреть случаи ограничения свободы договоры;
исследовать пределы ограничения свободы договора.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 53.71 Кб (Скачать файл)

     Наряду  с гражданско-правовыми средствами обеспечения свободы договоров используются и такие, которые содержатся в других отраслях права. В частности, новый Уголовный кодекс РФ7 включил две заслуживающих особого внимания статьи. Одна из них – ст. 178 УК «Монополистические действия и ограничение конкуренции» – предусматривает ответственность за такие преступления, как установление «монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен». Другая – ст. 179 УК («Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения») посвящена принуждению к «совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких».

     Таким образом, принцип свободы договора не только провозглашен законодательством  как основополагающий, но и всячески им охраняется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ДОГОВОРА 

     Свобода договора вообще и свобода заключения конкретного договора не может быть абсолютной, ибо человек, живя в обществе, не может быть абсолютно свободен. Он должен соблюдать правила этого  общества, по которым свобода одного не должна нарушать свободы другого.

     Поэтому закон устанавливает пределы  свободного волеизъявления участников гражданского оборота, желающих вступить друг с другом в договорные отношения. На наш взгляд, основанием для вмешательства  государства в регулирование  договорных отношений могут быть положения ч.2 п.2 ст.1 ГК РФ, а именно: необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.

     В то же время, устанавливая рамки дозволительного  поведения участников договорных правоотношений, государство должно ограничить свое произвольное вмешательство в частные  дела, чтобы избежать возврата к  существовавшим ранее командно-административным методам управления экономикой.8

     Прежде  всего, такие исключения относятся уже к основному вопросу – о свободе заключения договора. Так, законодатель определяет случаи обязательного заключения договора, что является также ограничением свободы договора, например, договоров для обеспечения государственных нужд, обязывает стороны соблюдать императивные предписания, которые не могут не учитываться партнерами по договору.9

     Специальная статья Гражданского кодекса – ст. 445 ГК РФ посвящена одному из вариантов формирования договоров. Уже из ее названия «Заключение договора в обязательном порядке» видно, что она представляет собой исключение из общих правил, которые закрепляют автономию воли сторон при заключении договоров.

     Статья 445 ГК относится к числу тех, которые, не определяя сферы своего действия, ограничились ссылкой к соответствующим, изданным на этот счет нормам. Придавая особое значение самому принципу договорной свободы, составляющему основу современного договорного права в стране, указанная  статья предусмотрела: обязательное заключение договора возможно лишь при условии, если соответствующая норма принята  на уровне ГК РФ или иного закона.

     Исключения  из правил о договорной свободе, допускающие  возможность требовать заключения договора в обязательном порядке, в  самом ГК связаны главным образом  со специальными конструкциями предварительных  и публичных договоров. Одно из различий между этими двумя конструкциями  состоит в том, что в первом случае использовать право требовать  понуждения к заключению договора в  принципе может любая из сторон, а во втором – лишь одна из них – контрагент коммерческой организации, который удовлетворяет предусмотренным в ст. 426 ГК признакам. Соответственно прямые отсылки к ст. 445 ГК содержатся в ст. 426 ГК («Публичный договор») и ст. 429 ГК («Предварительный договор»).

     Таким образом, всякий раз, когда ГК именует  определенные типы (виды) договоров  публичными, это означает, что на них распространяется режим, установленный  в ст. 445 ГК.10 

2.1 Публичный договор11 

     Под публичным договором в ст. 426 ГК РФ понимается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.  
Физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.  
Являясь соглашением сторон, классический договор строится на основе соблюдения принципа свободы договора, что соответствует духу конкурентных начал рыночных отношений. Гарантией реализации этих базовых положений служит законодательно оформленный в п. 1 ст. 421 ГК РФ запрет на какое-либо понуждение к заключению договоров. Исключение из него сделано лишь для двух категорий обстоятельств: когда обязанность заключить договор предусмотрена законом, в том числе и ГК РФ;  
когда обязанность заключить договор принята по воле самого участника обязательственных отношений. Добровольно принятое обязательство по заключению того или иного договора вполне соответствует пониманию последнего как соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГКРФ).  Такое обязательство возникает, например, из предварительного договора юридически равных сторон (ст. 429 ГК РФ). Но не всегда юридическое равенство сторон, гарантированное правовой нормой, столь же сильно подкреплено экономически. В этом случае следует адресоваться к категории публичного договора, относящегося именно к той группе перечисленных выше обстоятельств, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом. Гражданский кодекс (п. 3 ст. 426) не допускает отказа коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги или выполнить для него определенные работы. А при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. 

     Таким образом, путем введения категории (типа) публичного договора законодатель пытается обеспечить оптимальное удовлетворение в определенных сферах потребностей экономически слабой стороны, то есть в основном массового потребителя. Следовательно, именно потребители выступают на стороне контрагента коммерческой организации, которая, сообразуясь с характером своей хозяйственной деятельности, должна осуществлять конкретные действия (продать товар, выполнить работу, оказать услугу) в отношении каждого, кто к ней обратится. Областью экономической активности такого рода организаций является обычно сфера удовлетворения общественных нужд (например, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское и иное обслуживание). Данная сфера деятельности и определяет объекты зарождающихся обязательств. 

     Содержание возникающих при этом правоотношений состоит в обязанности данной организации заключить и исполнить договор. Подобная обязанность предусмотрена и в ст. 26 Закона РФ «О защите прав потребителей». В ней прямо закреплено, что исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг, за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (оказание) выходит за рамки его уставной деятельности или производственных возможностей. При этом доминирующий на рынке субъект должен организовывать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно. 
Общая норма ст. 26 Закона о защите прав потребителей была отражена и в подзаконных актах, то есть в правилах оказания отдельных видов услуг, утвержденных Правительством Российской Федерации. Так, п. 33 Правил предоставления услуг телеграфной связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 года № 347) закрепил за хозяйствующим субъектом с доминирующим положением в сфере предоставления определенной услуги телеграфной связи обязанность заключить соответствующий договор.

     Согласно положениям ГК РФ условия договора могут определяться: 

  • по усмотрению сторон, заключающих конкретный договор; 
  • примерными условиями, разработанными для договоров   соответствующего вида, опубликованными в печати и применяемыми сторонами договора; 
  • соответствующими обычаями делового оборота;  
    обязательными для сторон правилами, содержащимися в правовых актах. 

     Применительно к типу публичного договора особое значение приобретают последние правила, установленные законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Такого рода правила (типовые договоры, положения), обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, вправе издавать в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ. В качестве примера можно назвать Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года № 1099), Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 года № 669) и др. 

     Правовые нормы части первой ГК РФ закрепляют целый ряд ограничений для коммерческих организаций, обозначенных в п. 1 ст. 426, по заключению публичных договоров. Среди них важно отметить следующие: 

  • Коммерческая организация не вправе устанавливать необоснованные с точки зрения действующего законодательства преимущества одного лица перед другим в отношении заключения публичного договора. Такое преимущество должно быть предусмотрено законом или иными правовыми актами (например, в виде внеочередного обслуживания); 
  • Коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора, если у нее имеются возможности для предоставления потребителю необходимых товаров, услуг, работ. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора, то есть незаключение обязанным предприятием конкретного договора без достаточных на то причин, рассматривается, как правовое основание для обращения потребителя в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении причиненных убытков. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить такие убытки согласно ст. 15 и п. 4 ст. 445 ГК РФ.

     Итак, появление в нашем законодательстве специального института публичного договора обусловлено необходимостью защиты интересов потребителей как экономически слабой стороны. В тех сферах, где она по тем или иным причинам отсутствует, потребитель нуждается в особой защите, а предприятия – в продуманной системе регулирования. Публичный договор применяется и в том, и в другом случае. Поэтому его можно рассматривать как составную часть системы государственного регулирования экономических отношений в России.  

2.2. Предварительный договор 

     Предварительный договор – соглашение, стороны которого обязуются заключить договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных в предварительном договоре. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если она не установлена – в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор, а если он не определен, основной договор должен быть заключен в течение года с момента подписания предварительного договора. Обязательства, предусмотренные предварительный договором, прекращаются, если до окончания установленного срока он не будет заключен и ни одна из сторон не предложит этого другой стороне.12

     Предварительный договор не порождает у сторон прав и обязанностей по передаче имущества, выполнению работ и оказанию услуг. На основании предварительного договора у сторон возникает единственная обязанность – обязанность заключить в будущем основной, окончательный договор на условиях, определенных в предварительном договоре.

     Предварительный договор требует письменной формы  всегда, а если окончательный договор  требует нотариальной формы или  письменной формы в виде единого  документа, то и предварительный  договор должен быть заключен в такой  же форме. Срок в предварительном  договоре – это срок заключения договора окончательного; он существенным условием предварительного договора не является. Если срок в предварительном договоре не установлен, то окончательный договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

     Обязательства, предусмотренные предварительным  договором, прекращаются, если:

  • до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен;
  • одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.13

Правовое значение предварительного договора, по которому стороны приняли на себя обязательство заключить в будущем реальный договор, состоит в предоставлении заинтересованной стороне права требовать заключения соответствующего основного договора и компенсации потерь, вызванных задержкой  в заключении договора, а в случае, когда заключение договора оказывается невозможным в силу причин, за которые отвечает контрагент, – права на возмещение убытков, причиненных уклонением от заключения основного договора. Ст. 429 ГК РФ определены содержание и форма предварительного договора. В содержании предварительного договора, помимо условия о предмете, то есть об обязанности заключить договор в будущем, должно быть условие, позволяющее определить существенные условия окончательного договора. При отказе одной из сторон предварительного договора заключить основной договор, такая сторона может быть понуждена к заключению договора в судебном порядке и обязана возместить другой стороне причиненные уклонением от заключения основного договора убытки (ст. 445 ГК РФ). То в соответствии с п. 3 ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет основного договора. В противном случае договор признается недействительным.14 Согласно п. 4 ст. 429 ГК РФ в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента подписания предварительного договора.

Информация о работе Принцип свободы договора как основной принцип гражданского права